USD

78,6171

EUR

89,2512

Казань

+31

Наб.Челны

+31

USD

78,6171

EUR

89,2512

Казань

+31

Наб.Челны

+31
Поделиться Vk

Год «микробуса»: главные вызовы и события 2020 года

932
0
0
0

Уходящий 2020-й останется в памяти челнинцев, как год всего маленького: микроврага в виде коронавируса и скромных пассажирских автобусов. «Вести КАМАЗа» предлагают обзор основных трендов последних 12 месяцев.

РОТАЦИИ ГОДА: ИСПОЛКОМ, СЛЕДКОМ, ТОСЭР

Карантинный, и потому скупой на события 2020 год начинался вполне бодро: едва окончились январские каникулы, как Набережные Челны узнали о потере руководителя исполкома Рината Абдуллина. Открыв летопись года, кадровые преобразования на этом не остановились – можно отметить еще как минимум три значимые отставки и ротации.

Что касается сити-менеджера, то Ринат Азгарович отправился в Минстрой РТ на место замминистра, специально под него созданное. Смена кресла объяснялась пошатнувшимся здоровьем Абдуллина: работа в министерстве, видимо, поспокойнее, чем управление городским хозяйством. За 5 лет службы в автограде чиновник снискал репутацию авторитарного руководителя и непубличной персоны. Имея профильное образование КИСИ, он акцентировал свои компетенции на строительной отрасли, и жесткий стиль ему приписывают в первую очередь строители и архитекторы. После переезда Абдуллина функции врио сити-менеджера перешли к его бывшему заму Илье Зуеву, но утвердился в кресле выходец из МУП «ПАД» Фарид Салахов, который пока устойчивой репутацией на этом месте не обзавелся. Известно, что «ПАД» 34-летний Салахов оставил в приличном состоянии, впервые за 7 лет выведя предприятие на прибыль. Начало же его карьеры в исполкоме совпало с пандемийными ограничениями и, как следствие, общим снижением социальной активности – годом Салахова должен стать 2021-й.

Еще одной потерей для исполкома в уходящем году стало увольнение Эльдара Тимергалиева – заместителя руководителя исполкома, ответственного за работу ТОСЭР. Чиновничья карьера молодого специалиста представлялась многообещающей, но Тимергалиев не захотел просиживать штаны в кабинете, когда тосэровский бум пошел на спад. Укомплектовав площадку четырьмя десятками резидентов, он отправился за новым опытом в «Акибанк» и возглавил в структурах Ильдара Галяутдинова корпоративное направление. С тех пор ТОСЭР не прирастал новыми резидентами, да и достойной замены Тимергалиеву у руля ТОСЭРа пока не нашлось.

Одну из самых ответственных позиций в муниципалитете – должность начальника финансового управления - закрыла в октябре Светлана Мулюкова, долгое время занимавшаяся распределением финансов между бюджетными организациями города. Ротация прошла гладко, без пауз в работе управления, а доклады о состоянии местного бюджета стали даже как будто доступнее в формулировках. Кроме того, опыт Мулюковой в спайке с МУПами придется городу как нельзя более кстати в ближайшие четыре года – срок, данный на приватизацию таких предприятий.

Громкой стала и смена руководителя следственного отдела СКР по Набережным Челнам Камиля Халиева – главный следователь города покидал пост на фоне уголовного дела о злоупотреблении полномочиями и халатности. Строго говоря, дело против Халиева возбудили еще в ноябре 2019-го года, и со временем оно выросло до четырех статей УК, но вины он не признал и не подлежал увольнению за недоказанные проступки. Обвиняли же Халиева по двум эпизодам. Во-первых, ему приписывали освобождение от уголовной ответственности турка Адила Шишмека, подозреваемого в изнасиловании. Во-вторых, Халиев, по версии следствия, привлек невиновного прораба к делу о смерти двух рабочих на стройке. Впоследствии прораб был оправдан, а условный срок получил юридический заказчик объекта Фанил Шарипов. Халиев же официально был уволен со службы в мае этого года с формулировкой «за поступок, порочащий честь сотрудника правоохранительных органов». Суд против него едва стартовал, но в профессиональных кругах все равно укрепилось мнение, что главного следователя «ушли» вслед за его патроном – руководителем управления СКР по РТ Павлом Николаевым, а уголовное дело инициировано недоброжелателями Халиева в казанском следственном управлении.

К знаковым эпизодам судебного делопроизводства стоит отнести и событие, почти не замеченное публикой: в этом году в горсуде состоялся первый процесс с участием присяжных заседателей. Результат оказался нехарактерным: присяжные полностью оправдали обвиняемого в убийстве, что в российской судебной практике случается крайне редко. Впрочем, прокуратура не согласилась так легко отпустить подсудимого Рузалина Мингазова и обжаловала приговор в вышестоящей инстанции. Мингазову предстоит вновь доказывать свою непричастность к смертельному ножевому ранению соседа.

МЕТКИ ГОДА: «КОВИД» В ТЕСНОТЕ МАРШРУТОК

В долгосрочной перспективе 2020 год запомнится челнинцам двумя затянувшимися процессами: борьбой с «ковидом» и проблемами рынка пассажирских перевозок.

Обе волны коронавируса застали Набережные Челны врасплох. Летом, когда «ковидная» динамика пошла в рост, наспех переоборудованным госпиталям не хватало коек, а медперсоналу – средств защиты. На подмогу бросились непрофильные предприятия: все принялись шить маски, иные компании – заказывать комбинезоны для врачей. Коечный фонд удалось нарастить за несколько недель: теперь, казалось, все готово к планомерной позиционной войне с инфекцией. Однако вторая волна «ковида» бросила системе здравоохранения новый вызов: как и вся Россия, Челны столкнулись с острым дефицитом лекарств в аптеках. Челнинцы засыпали претензиями горздрав, однако общефедеральную проблему не решить на уровне города. Муниципальному управлению пришлось терпеть негативный фон до тех пор, пока производители препаратов и ответственный за снабжение аптек ГУП «Таттехмедфарм» не стабилизировали поставки медикаментов.

Автобусов, соответствующих нуждам полумиллионника, город лишился в феврале. Шесть маршрутов с наибольшим трафиком вернулись под обслуживание микроавтобусов, а парк МУП «Электротранспорт» из 190 газомоторных НЕФАЗов – «Лизинговой компании «КАМАЗ» на перепродажу. Возврату предшествовала тяжба между МУПом и «КАМАЗом» за безнадежно просроченные лизинговые платежи примерно на 700 млн рублей, которые не могли бесконечно висеть в дебиторке компании без юридической оценки.

Потеряв технику, муниципалитет планировал решить вопрос ее замены оперативно, но тут-то коронавирус и смешал все карты. Запрет на необязательные прогулки по городу уронил пассажиропоток. Расходы на новые автобусы в таких обстоятельствах грозили обанкротить перевозчиков прежде, чем они смогут войти в стабильный режим расчетов с банками или лизингодателями. Тем не менее, снижение трафика не оправдывало тесноту микроавтобусов в глазах граждан, привыкших к просторным салонам НЕФАЗов. 

На фоне автобусного хаоса в Набережных Челнах резко скакнула аварийность. Город показал наибольший по республике прирост смертей на дорогах – в два раза - и выпал за нормы нацпроекта «Безопасные и качественные дороги», по которому Челнам стабильно перепадают деньги на ремонт проспектов. Муниципалитет искал альтернативные НЕФАЗам варианты весь год, время от времени заявляя о скором разрешении и теряя пунктики авторитета с каждой несостоявшейся заявкой. Лишь к началу холодов, когда челнинцы полезли в маршрутки в пуховиках, и ситуация грозила обостриться до неприличия, «Пассажирским перевозкам» удалось наконец показать первую партию белорусских МАЗов средней вместимости, как залог светлого будущего. До боя курантов тыква в карету уже не превратится, но поставку 10 новых автобусов в декабре город пообещал, а на следующий квартал запланирована поставка еще 50-ти. Заодно муниципалитет анонсировал и три новых трамвайных ветки, одну из которых – через микрорайон Замелекесье – уже начали проектировать.

ЛИКВИДАЦИИ ГОДА: ПРОЩАЙТЕ, МУКИ, ДО СВИДАНИЯ, ФРМ

Неоднозначным трендом наградила муниципалитеты и федеральная законодательная власть, постановив приватизировать МУПы, которые, работая под крылом исполкома, могут пользоваться привилегированным положением на рынках своих услуг. Москва приняла соответствующе поправки еще в прошлом году, Татарстан – в октябре, а городу теперь предстоит до 2025 года акционировать 12 предприятий. Еще два МУПа будут ликвидированы, а два – преобразованы в муниципальные учреждения.

Вывод социальных услуг на свободный рынок – шаг рискованный с точки зрения как ценообразования, так и устойчивости самих предприятий. Юридически ничто не мешает АО продаваться как частично, так и целиком, а значит рано или поздно они могут оказаться в ненадежных руках. Это грозит ослаблением контроля города над социальными услугами наряду с подтягиванием тарифов под рыночные реалии, вплоть до образования новых коммерческих монополий в долгосрочной перспективе. Первыми под рыночный каток попадут муниципальные управляющие компании - для этой отрасли стандарт частной формы собственности, по крайней мере, сформирован. За ними же последуют общественные бани, очистка дорог, вывоз мусора, получение разрешений на строительство и другие услуги, которые должны оставаться общедоступными при любом раскладе. Тем не менее, горсовет, за исключением представителя «Коммунистов России», принял приватизацию МУПов без возражений – понимая, что согласия у города, собственно, не спрашивают, а требуют. Пока что власти ультимативно настроены сохранить будущие АО в своих руках, но очень может быть, что мы еще вспомним 2020-й год с его приватизацией, когда что-то пойдет не по плану.

В контексте нежелательных юридических ликвидаций стоит отметить еще одно событие, важное для автограда – расформирование российского Фонда поддержки моногородов. За последние пять лет Челны прекрасно освоили механизм господдержки по линии фонда и активно пользовались его средствами. На инфраструктурные проекты за этот период город получил от ФРМ больше миллиарда рублей безвозмездно. Еще 1,3 млрд рублей досталось промышленным предприятиям Челнов на переоборудование в виде займов, но либо под низкий процент, либо совсем бесплатно. Средства фонда учитывались и в планах на будущие годы – на новые субсидии рассчитывали промпарк «Развитие» и челнинские структуры компании Haier. Пока в Госдуме РФ полагают, что одобренные ФРМ проекты все же будут реализованы – вероятно, под эгидой госкорпорации ВЭБ.РФ, однако окончательную ясность в вопрос внесет уже год 2021-й.

КОНТРАСТ ГОДА: «КАМАЗ» В ШОКОЛАДЕ

Позитивным контрастом на фоне свалившихся на город бедствий стали успехи «КАМАЗа» – градообразующее предприятие, можно сказать, не позволило поставить этому году сплошной жирный минус. Показателен хотя бы прогнозируемый финансовый результат компании – по итогам пандемийного года "КАМАЗ" выручит свыше 200 млрд рублей, а чистая прибыль уже по итогам 9 месяцев достигла почти 2,2 миллиарда против сопоставимого прошлогоднего убытка.

Залогом успеха стали беспрецедентные меры профилактики коронавируса, введенные на челнинских заводах без напоминаний со стороны надзорных органов. Тотальная дезинфекция цехов и санитарная дисциплина позволили "КАМАЗу" работать, когда другие остановились, а обращения руководства компании к губернаторам регионов оперативно восстановили и поставки комплектующих. Уже в начале апреля камский автозавод вошел в список системообразующих предприятий страны, выведенных из-под «ковидных» ограничений, и весь год отработал без перебоев с высокой загрузкой. "КАМАЗ" не только удержал продажи, но и вывел на рынок тягач поколения К5, укрепился на пассажирском рынке Москвы, а под конец года презентовал первый российский легковой электрокар «Кама-1», вызвавший бурю восторгов.

Сохранение коллектива в активном режиме помогло поддержать и городской бюджет, так как основной муниципальный налог – НДФЛ – не только не сократился, но и вырос. По крайнему отчету за 9 месяцев "КАМАЗ" перечислил в бюджет Татарстана 1,36 млрд рублей (плюс 27 млн рублей в сравнении с аналогичным периодом прошлого года), а в бюджет города – 332,6 млн рублей, с ростом на 5,4 миллиона.

И хотя мы не можем предложить читателям премию по итогам года, как это сделал в своем предновогоднем обращении к камазовцам гендиректор ПАО "КАМАЗ" Сергей Когогин, мы все же присоединимся к его праздничному тосту: «За успех в 2021 году!»

Фото: «Вести КАМАЗа», nabchelny.ru 

0
0
932
Все коментарии (44163)
- Автор статьи

Яндекс.Дзен

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Подписаться
Комментарии44163
Современная ярманка- это когда нечистые на руку торгаваны пытаются впарить под видом собственных поделок никому не нужное барахло , купленное на интернет плейсах. Такую чушь продают, а некоторые даже ленятся китайские бирочки оторвать
Схема Спасской ярмарки на новом месте
30.05.2025 16:00
Игра нашенских ребят напоминает полёт буревестника- никогда не знаешь где и когда они обоср- ся. Может им лучше улицы поподметать, товары на складе поперемещать, всё лучше былоб
Состав ХК «Челны» в новом сезоне усилят игроки «Адмирала» из Владивостока
30.05.2025 15:26
Ага, а то что в нижнекамске дымит химич это какбэ ниочом. За то машины ой как вредны. Всех чинуш на велосипеды пересадить и экология поправится
Власти Нижнекамска и Казани смогут ограничивать движение транспорта ради чистоты воздуха
30.05.2025 15:17
В замелекесье не давайте вообще горячую воду, в этой дыре она не нужна
НЧТС изменил график: на третий этап опрессовки ремонтники останутся в Новом городе
30.05.2025 15:14
Комментарии

0

Ваш комментарий
«КАМАЗхит»: голосуем за стихи о компании (выпуск 7)
Сводка СВО: Киев не определился с участием в переговорах 2 июля; первый замглавы Ставрополя стал жертвой взрыва
Жесткая развязка: Ильшата Гафурова приговорили к 22 годам строгого режима
Сводка СВО: Лавров предложил Киеву встречу в Стамбуле в понедельник; семье Мединского поступили угрозы с Украины
У Вас есть новости?У вас есть тема? Вы находитесь на месте событий? Напишите нам!
Как c вами связаться?
Как c вами связаться?
Предложить новость
Подпишись на рассылку “ВЕСТИ КАМАЗа”

Узнaвай первым, о новостях твоего города!

Подписаться
«Вести КАМАЗа»

Новости КАМАЗа | События Набережных Челнов

Развернуть