USD

75,5535

EUR

90,4602

Казань

+14

Наб.Челны

+13

USD

75,5535

EUR

90,4602

Казань

+14

Наб.Челны

+13
Поделиться FaceBook
Поделиться Google+
Поделиться OK
Поделиться Twitter
Поделиться Vk

ФРМ – всё. Пойдет ли под нож финансирование заявленных Набережными Челнами проектов?

1236
0
1
0

Пока заинтересованные в средствах фонда лица верят, что финансовый поток из Москвы в автоград не оскудеет, а лишь поменяет русло. Город хранит молчание, но в профильном комитете Госдумы РФ убеждены, что реформа институтов развития пойдет на пользу моногородам.

ПОЧТИ ВСЕ СОВМЕСТНЫЕ С ФРМ ПРОЕКТЫ ГОРОД ОТРАБОТАЛ НА ОТЛИЧНО

Надежды на дальнейшее плодотворное сотрудничество Набережных Челнов с Фондом развития моногородов пошатнулись: накануне премьер-министр России Михаил Мишустин на совещании с вице-премьерами заявил о ликвидации восьми российских институтов развития, в том числе и ФРМ. Этот факт ставит под вопрос реализацию двух проектов в Челнах: инфраструктуру третьей очереди промышленного парка «Развитие» и реконструкцию дороги «Набережные Челны – Водозабор», которая нужна площадке Haier на нашей территории.

По большому счету, оптимизация институтов развития коснется сорока основных организаций. Как передает ТАСС со слов Мишустина, анализ их деятельности привел кабинет министров РФ к выводу, что задачи, для которых создавались фонды и госкорпорации, в целом решены. Сейчас их функционал мало соответствует актуальным целям национального развития, они отчасти дублируют как друг друга, так и федеральные органы исполнительной власти, и коммерческие организации.

По плану правительства все институты развития будут объединены в несколько основных блоков. В инвестиционный блок, к которому можно было бы отнести и ФРМ, войдут Корпорация МСП, Российский экспортный центр, ЭКСАР, Роснано, фонд «Сколково», Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Фонд инфраструктурных и образовательных программ и Фонд развития промышленности. Управлять ими в новом формате будет госкорпорация «ВЭБ.РФ».

Еще один блок объединит ГТЛК и «ВЭБ-Лизинг» под вывеской «Единая лизинговая компания». Также на основе МСП Банка и банка ДОМ.РФ будет создан Универсальный банк, а Фонд содействия реформированию ЖКХ будет расширен за счет функций фонда защиты прав дольщиков. К Российскому научному фонду будет присоединен Российский фонд фундаментальных исследований. Российская венчурная компания перейдет под управление Российского фонда прямых инвестиций. Росатом, Роскосмос, Ростех, Росавтодор, Росагролизинг, Россельхозбанк, Агентство по страхованию вкладов, "Российский экологический оператор, ДОМ.РФ, Корпорация развития Дальнего Востока и Корпорация развития Северного Кавказа в новой структуре сохранятся.

Ликвидации же, кроме ФРМ, подлежат Российский фонд развития информационных технологий, АО «Особые экономические зоны», Росинфокоминвест, Агентство по технологическому развитию и три структуры, ориентированные на развитие Дальнего Востока. Функции этих восьми учреждений будут распределены между госорганами и, опять же, ВЭБ.РФ.

Для Набережных Челнов в этом тектоническом сдвиге важнейшее значение имеет, конечно, расформирование ФРМ, поскольку для «Алабуги» от закрытия профильного АО «ОЭЗ» никаких негативных эффектов не ожидается априори.

В течение всего шестилетнего срока существования ФРМ автоград оставался одним из ведущих партнеров этой структуры, активно пользуясь ее возможностями. За последние пять лет Челны получили от фонда свыше 1 млрд рублей субсидий и порядка 1,3 млрд рублей льготных займов. Эффективность этих вложений и почти бесперебойное исполнение целевых показателей позволяло рассчитывать и на дальнейшее финансирование фондом городских инфраструктурных проектов. Город своевременно подавал заявки на строительство инженерных сетей или дорог, республика всякий раз выступала соинвестором, в обозначенный срок ФРМ проверял целевое освоение денег и заявленные результаты и благополучно отчитывался перед правительством о собственной работе.

Обозначим, что и почем удалось сделать автограду за минувшие годы при поддержке ФРМ. В 2016 году была введена в эксплуатацию дорога в промзоне Челнов общей стоимостью 756,3 млн рублей, из которых 573,9 миллиона выделил ФРМ, а остальные деньги в рамках обязательных условий софинансирования дала республика. По отчетам фонда, за минувшее время эти вложения позволили создать 3,3 тыс. новых рабочих мест и привлечь порядка 7,7 млрд рублей инвестиций – эти деньги вложили в собственные производства предприятия-пользователи новой дороги.

Первая очередь промпарка «Развитие» была сдана в 2017 году с инженерными сетями, оплаченными ФРМ: 119,8 млн рублей вложил фонд, 26,6 миллиона – республика. На сданной площадке трудоустроились 133 человека, а резиденты вложили в нее 330,9 млн рублей.

Реконструкция Хлебного и Индустриального проездов – снова в промышленной зоне – обошлась в 91,5 млн рублей фонду и в 35,4 млн рублей Татарстану. Дороги были готовы в 2018 году. Отдачу от проекта ФРМ оценил в 105 рабочих мест и 804,5 млн рублей привлеченных инвестиций, что даже выше целевых показателей. По плану эксплуатанты этих дорог обязались вложить только 652 миллиона.

Сети для заводов стиральных машин и кухонного оборудования Haier стоили ФРМ 217,7 млн рублей, республика вложила в них еще 116,4 миллиона. Инженерия введена в эксплуатацию в прошлом году, следуя темпу «по одному проекту в год». Правда, в данном случае пандемия нарушила инвестиционные планы адресата госпомощи. Haier, претендуя на бесплатную дорогу, обязался вложить в производство 3,6 млрд рублей и почти вся сумма должна была быть освоена до конца этого года. Однако 3 миллиарда из обещанных денег китайцы освоить не успели. Это привело к необходимости дополнительного соглашения, по которому Haier предложил половину суммы перенести на будущий год, но соглашение еще не было подписано. Наблюдательный совет ФРМ под председательством министра экономического развития РФ Максима Решетникова планировал согласовать перенос в декабре, но как теперь сложатся отношения между ВЭБом и партнерами фонда, покажет только время.

2,6 МИЛЛИАРДА В ОБЩЕЙ СЛОЖНОСТИ

Перечисленные проекты отражают лишь безвозмездную помощь городу со стороны ФРМ, которой за четыре года набралось на миллиард рублей. Однако помимо субсидий средства предшественника ВЭБ.РФ – Внешэкономбанка – по линии фонда поступали в город и в виде займов с низким процентом, либо вовсе без такового.

Так, первым получателем кредита стал КИП "Мастер" в 2016 году. Индустриальный парк на тот момент собирался прирастать 6-й площадкой и получил под нее 898 млн рублей на 8 лет под 5% годовых. Спустя год еще 216 миллионов на тех же условиях, только на 7 лет, получил резидент ТОСЭР «Кама-Трейд Татарстан» под строительство сервисного металлоцентра Brandsteel – технология EPS-очистки металлов была реализована впервые в России. В прошлом году ФРМ выдал беспроцентный займ АО «Ремдизель». Почти 200 млн рублей оборонное предприятие по соглашению будет возвращать 15 лет, вложив их в производство спецавтомобилей.

Таким образом, за все время сотрудничества в Челны по линии ФРМ пришли 2,3 млрд рублей, но в масштабах Татарстана помощь фонда не исчерпывается этой суммой. В республике статусом моногорода наделены 7 территорий, на которые приходится свыше миллиона жителей и четверть всего экономически активного населения. Все инфраструктурные проекты, реализованные в РТ за последнюю пятилетку при безвозмездном содействии ФРМ, оцениваются в 3,5 млрд рублей, из которых 2,6 миллиарда выделил фонд. По суммам видно, что Челны всегда оставались фаворитом для руководства фонда – возможно, как город с наиболее сложным социально-экономическим положением, которое он делит с Зеленодольском. Однако и Нижнекамск, как моногород со стабильным положением, и города зоны риска – Елабуга, Менделеевск, Камские Поляны и Чистополь – имели свой профит от работы с ФРМ.

Нижнекамск, в частности, в прошлом году освоил полмиллиарда от ФРМ на двух проектах: сетях и дороге промпарка «Нижнекамск», а также на реконструкции дороги по улице Чистопольской. Поселок Камские Поляны, также входящий в состав Нижнекамского района, заявился на обновление дороги к причалу, где местное хлебоприемное предприятие запланировало строительство складского комплекса. Фонд предварительно одобрил субсидию в размере 50,9 млн рублей, но подписать соглашение стороны не успели.

Зеленодольск построил свою титульную промплощадку в основном за счет фонда – городу было перечислено 931,5 млн рублей, республика со своей стороны доложила еще 357,7 миллиона. Промпарк «Зеленодольск» был сдан в 2018 году. В марте этого года правление фонда одобрило этой промплощадке и займ на 250 миллионов без процентов для строительства фармацевтического производства силами ООО «Татфарм».

Елабуга под прошлый новый год заключила с ФРМ соглашение о строительстве сетей для оптово-распределительного центра «Елабуга». К началу октября фонд прислал 139,4 млн рублей из подписанных 147,8 миллиона, а остаток должен был поступить после ввода объекта в эксплуатацию, т.к. город затянул со сдачей – отчитываться о завершении проекта следовало еще 30 сентября, но работы не окончены. Кроме того, Елабуга выбилась из сметы почти на 60 миллионов, и теперь республика срочно ищет источники дополнительного финансирования.

«ДУМАЮ, НЕКАЯ ПРОГРАММА ФИНАНСИРОВАНИЯ МОНОГОРОДОВ ОСТАНЕТСЯ В ЛЮБОМ СЛУЧАЕ»

Получат ли моногорода те преференции, на которые рассчитывали до вчерашнего дня? С определенностью прогнозировать перспективы ранее одобренных проектов и, тем более, сумм, сегодня, пожалуй, не возьмется никто, однако мнения есть.

Напомним еще раз, что в Челнах на новые деньги от ФРМ надеются Haier и «Развитие». О строительстве третьей очереди промпарка при поддержке фонда неделю назад заявил Наиль Магдеев. «Наша задача – развивать готовую площадку через Фонд развития моногородов, через республиканские инструменты. Две очереди «Развития» заняты полностью, и мы уже определили 24 гектара, с которыми можно работать дальше», - сообщил мэр Набережных Челнов. Для Haier`а же ФРМ готов был реконструировать дорогу из города до водозабора – о положительном отношении фонда к этому проекту говорит тот факт, что китайцы уже заказали проектно-сметную документацию у АО «Комплекспроект» для подачи заявки. На какие суммы рассчитывали Haier и «Развитие», стороны озвучить так и не успели.

Российское руководство Haier получило запрос «Вестей КАМАЗа» относительно перспектив реконструкции дороги, но пока комментария не последовало. По словам же директора управляющей компании «Развития» Константина Пучкина, третья очередь промпарка будет строиться в любом случае. Конкретная сумма, которую мог бы предоставить ФРМ, пока не определена, поскольку и проекта еще нет, но если прикинуть на пальцах, инженерные сети и дороги новой площадки должны стоить около 400 млн рублей.

«Думаю, при расформировании фонда как минимум некая программа финансирования моногородов останется в любом случае. Официальных заявлений еще не было, но мы рассчитываем на это. Пускай Татарстан держит высокий темп, у нас много промышленных площадок, но ведь во многих регионах ситуация сложнее, им без поддержки никак. Наш промпарк сейчас ищет финансирование под проектные работы, и к тому моменту, как проектирование будет завершено, полагаю, в федеральной повестке тоже появится ясность», - пояснил Пучкин. Директор промпарка добавил, что на самый крайний случай остается возможность обратиться за поддержкой в минэкономразвития РФ – бюджет министерской программы маловат для подобных начинаний, но если разбить работы на несколько этапов, основные потребности закрыть можно.

Муниципалитет Челнов со своей стороны проблему финансирования инфраструктурных проектов не прокомментировал, но в ближайшее время какие-то заявления в этой связи ожидаются. Сегодня мэр Челнов участвует в закрытой от прессы онлайн-сессии, организованной пока еще действующим фондом. Собственно совещание с руководителями институтов развития, на котором обсуждалась объявленная вчера реформа, состоялось, по данным наших инсайдеров, еще на прошлой неделе. Можно предположить, что для руководства ФРМ к настоящему времени перспективы господдержки моногородов относительно ясны и мэры вынесут с сессии определенное понимание будущих механизмов.

«К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МНОГИХ СТРУКТУР РАЗВИТИЯ БЫЛИ ВОПРОСЫ, В ТОМ ЧИСЛЕ У СЧЕТНОЙ ПАЛАТЫ»

Между тем в комитете Госдумы РФ по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству считают, что прежние договоренности рано списывать со счетов. Об этом, в частности, говорит председатель Экспертного совета по устойчивому развитию моногородов при комитете Альфия Когогина – по ее мнению, если содержание фонда моногородов, как и семи других институтов развития, стало в тягость бюджету, это вовсе не означает, что ВЭБ.РФ намерен изменить принятый ранее курс.

«Для оптимизации госаппарата есть все основания: время ускоряется, реализация нацпроектов требует особого внимания, а бюджетный рубль в сегодняшних условиях становится все более ценным и относиться к нему нужно бережно, - поделилась Когогина своим видением с «Вестями КАМАЗа», - Скажем откровенно, что к деятельности многих структур развития были вопросы, в том числе и со стороны Счетной палаты. Что касается самих моногородов - позиция фракции «Единая Россия» однозначна в том, что государственная политика в отношении них не должна пострадать. Наш экспертный совет в постоянном режиме работает с правительством, контролирует эффективность мер господдержки, и я убеждена, что все структурные изменения должны пойти на пользу людей, проживающих в моногородах».

По мнению председателя экспертного совета, все утвержденные ранее проекты будут завершены ВЭБом, а условия выданных займов не изменятся. Даже те проекты, которые еще не скреплены подписями – такие, как дорога к заводам Haier и сети для «Развития», - должны войти в инвестпрограмму ВЭБ.РФ. Когда конкретно под постановлением об оптимизации институтов развития появится автограф Мишустина, пока неизвестно, но ждать явно недолго.

«Документ будет готов в ближайшее время. Для некоторых институтов понадобится изменить федеральное законодательство – это касается Фонда ЖКХ и Фонда обманутых дольщиков. Процесс достаточно трудоемкий, но мы готовы к работе по корректировке законодательства», - сообщила Когогина.

И в заключение несколько слов о последствиях от ликвидации АО «ОЭЗ» - таковых не ожидается, по крайней мере для Татарстана, чья «Алабуга» в течение всего своего срока жизни сохраняет лидерскую позицию среди российских особых экономических зон. Депутат Когогина напоминает, что создавать новые ОЭЗ по согласованию с Москвой в России прекратили еще четыре года назад, когда Счетная палата вывела, что каждое рабочее место в ОЭЗ обходится бюджету в 10,2 млн рублей. Этих средств хватило бы, чтобы просто платить сотрудникам среднюю зарплату 25 лет подряд, ничего не создавая. Часть зон после этого закрыли, а действующие передали на откуп регионам.

«Сейчас минэкономразвития рассматривает возможность штрафных санкций для регионов, на территориях которых ОЭЗ работают неэффективно, - поделилась Альфия Гумаровна, - Кроме того, министерство разрабатывает законопроект «О преференциальных режимах в Российской Федерации». Закон должен установить единые правила, которые обеспечат системную политику центра и позволят избежать дублирования льгот и финансирования для резидентов таких режимов».

Фото: «Вести КАМАЗа», nabchelny.ru, kipmaster.ru

0
1
1236
Все коментарии (43610)
- Автор статьи

Яндекс.Дзен

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Подписаться
Комментарии43610
80 трамваев за 8млд. 100млн. за 1 трамвай.
Челны претендуют на 44 автобуса и 12 трамваев по федеральной программе
17.04.2021 10:05
Молодцы! 5-7 человек, потом 15 уже в 10 раз больше (150) Количество бомжей растет. Так держать.
Рустам Гатин, «Полевая кухня»: «Жены депутатов отдавали Dolce & Gabbana, Gucci»
16.04.2021 20:27
Молодцы, только благодаря таким людям Россия еще как-то выживает)) Государство тоже должно эти заниматься, такие налоги с нас дерут, на что тратят?
Рустам Гатин, «Полевая кухня»: «Жены депутатов отдавали Dolce & Gabbana, Gucci»
16.04.2021 20:26
Ждём также вакцины Чумакова! Думаю, если будет выбор вакцин, то ход вакцинации пойдёт ещё быстрее
Новая вакцина «ЭпиВакКорона» уже в Набережных Челнах
16.04.2021 19:42
Новости СМИ2
Комментарии

1

Ваш комментарий
25.11.2020 13:48
Гость 973

Челны всегда шёл с большой натяжкой под статус моногорода, особенно если сравнивать с другими мелкими городками по 50-150 тыс. жителей и с реально единственным градообразующем предприятием

Ответить (0)
«Делаем город чище»: камазовцы вышли на субботник
Сергей Зяблицев о 13 исполнительных директорах, с которыми поработал: «Как они меня терпят, не знаю»
Мэр Челнов на стройке инфекционной больницы: «Останется только каркас здания. Остальное будет новым» (+фоторепортаж)
Дайте два десятка: после теста 54901 в Европе белорусы закупают партию тягачей
У Вас есть новости?У вас есть тема? Вы находитесь на месте событий? Напишите нам!
Как c вами связаться?
Как c вами связаться?
Предложить новость
Подпишись на рассылку “ВЕСТИ КАМАЗа”

Узнaвай первым, о новостях твоего города!

Подписаться
«Вести КАМАЗа»

Новости КАМАЗа | События Набережных Челнов

Развернуть
© 2019 ВЕСТИ КАМАЗА | Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter