USD

81,6549

EUR

94,7543

Казань

+6

Наб.Челны

+5

USD

81,6549

EUR

94,7543

Казань

+6

Наб.Челны

+5
Поделиться Vk

История «КАМАЗа»: сколько в советское время стоила кабина челнинского грузовика

1057
0
3
0

Себестоимость всей машины составляла 10-11 тысяч рублей.

Директор музея «КАМАЗа», блогер нашего портала, Александр Чухонцев опубликовал страницы из неизданной книги «Выбор пути. По страницам истории конструкторской мысли», в которой рассказывается о кабине челнинского грузовика.

Разработчиком нового грузовика, как мы помним, министерство назначило ЗИЛ, у которого бескапотник был только в проекте, говорится в книге. За основу кабины КАМАЗа и взяли то, что готовили для нового ЗИЛ-170. Занималась этим группа под руководством замглавного конструктора ЗИЛа Виталия Певцова. Габариты были непривычны, эргономику бескапотной кабины никто детально не изучал. Так что, когда пришел приказ отдать наработки будущему КАМАЗу, это вызвало у зиловцев скорее облегчение – облик своих машин удалось сохранить, от «нелюбимого дитяти» избавились. А для коллег – пожалуйста, можно и поработать под заказ.

Конструкторам рекомендовали обходиться без роскоши: лишь бы водителю было тепло (все-таки осваивать предстояло Сибирь). А комфорт, эргономика – это излишества. Поэтому кабина большегруза получилась архипростой, даже аскетичной.

Вместо мягких панелей в салоне появились жесткие стальные, упростилась обивка дверей. Цельнолитые панели из вспененных полимеров на отечественных легковушках тогда уже появились, но применять их на грузовиках никто не собирался – штампованные стальные панели стоили намного дешевле. Платой за экономичность стали низкая, даже по меркам того времени, термо- и шумоизоляция, примитивные сиденья, недостаточный обзор. Первые образцы кабины дребезжали, все звенело и гудело. Нужно было снижать шум, работать над эргономикой и комфортом, улучшать размещение приборов. Тогда решили поискать готовых решений за рубежом. Естественно, возникла знакомая трудность – масштабы производства. 

С учетом поставок в запасные части, кабин надо собирать до 1000 штук в день! Гибкое производство с универсальными сварочными роботами при таких объемах будет очень дорогим. И советская сторона искала технологию, при которой все процессы распадаются на простейшие «кубики» – жесткие линии, в которых не предусматривалось даже возможности переналадки. Закладывали-то всего два типа кабин: со спальным местом и без, которые можно было бы делать на одной линии. При таком подходе оборудование будет стоить раз в пять дешевле, но где его взять? 

Как мы помним, никто в мире не делал столько одинаковых грузовиков… А вот с кабиной повезло. Как раз тогда голландский DAF, немецкий Magirus, французские Renault и Unic решили пожертвовать индивидуальностью ради снижения издержек. И заказали… одну кабину на четверых. Грузовик каждый делал сам, а вот кабину, точнее – ее силовой каркас, для этого «Клуба четырех» предполагалось выпускать на одном заводе.Отличаться они должны были несущественными внешними элементами. Благодаря такой кооперации суммарный объем выпуска получился серьезный. Технологическое оборудование консорциум заказал во Франции, у одного из лидеров – компании SIAKI, разработчика сварочных линий для массовых легковых автопроизводств. 

На эту же фирму вышла и закупочная комиссия "КАМАЗа". Французы с удовольствием предложили советской стороне разработать аналог того, что делали для «Клуба четырех». Кабина европейского развозного грузовика была небольшой, и на удивление совпала по габаритам с тем, что требовалось "КАМАЗу". Совпадало и еще одно граничное условие. Главным критерием «Клуба четырех» была дешевизна, и малая материалоемкость(в первую очередь – по металлу) играла нашим проектировщикам на руку.Оставалось решить единственную задачу - конструктивно приблизить камазовскую кабину к проекту «клубной», добиться минимального количества деталей и точек сварки. В этом случае SIAKI готова была пойти на существенную уступку в цене. С учетом предложений французской стороны, в проект вносили изменения под современные мировые технологии: оборудование для производства «клубной» и челнинской кабины французы разрабатывали и делали практически одновременно.
В результате челнинские конструкторы создали уникальную кабину - с точки зрения технологичности производства на автоматических сварочных линиях. Конструкторские решения этой кабины были на очень высоком техническом уровне. Притом, что в любой кабине огромное количество деталей, удалось обойтись минимумом сварных точек. 


Итоговая себестоимость операций по сварке-сборке кабины "КАМАЗа" составляла 14 (четырнадцать) рублей, при себестоимости всей машины в 10-11 тысяч. Так были одновременно созданы и конструкция, и технологическая линия для ее сборки – идеально соответствующие друг другу.  

Еще больше интересных фактов о кабине челнинского грузовика можно прочесть в материале директора музея «КАМАЗа» Александра Чухонцева
0
3
1057
Все коментарии (44163)
- Автор статьи

• • • Все новости автора

Яндекс.Дзен

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Подписаться
Комментарии44163
В идеале закатали бы наш двор весь в асфальт и никто бы не ныл. Одним деревьев мало, другим много, но каждая такая скоти...а хочет парковать свою машину прямо у подъезда, чтоб булки не растрясти от похода до неё. Вот как этим собакам угодить. Не нравится детская площадка сиди бухай дома. На детской площадке собачники со своими скотами гадят, а по вечерам яжешьмамки бухают и горло дерут на весь двор. С зелёной зоны вся земля вылезает после жождя на асфальт и снова везде грязюка. Так что всё закатать и сделать парковочные места
В 2026 году в Челнах будут отремонтированы последние 69 дворов
22.10.2025 15:31
В следующем году всё равно загадят. Зимой там грязный снег лежит, летом грязные бомжи. Место это такое, там всегда чото грязное лежит
В 60 комплексе бездомные помогли убрать свалку
22.10.2025 15:24
Вот жалко нет сейчас такого наказания как порка на площади. Не надо ни штрафа, ни уголовного дела, просто за такой проступок высечь так, чтоб клочья летели. Глядишь и другим неповадно будет, и жизнь уголовным делом дебилковатым спиногрызам не попортят
Задержаны подростки, устроившие стрим с осквернением георгиевских лент в Челнах
22.10.2025 15:21
Правильно сделала, сумма только маловата да и вообще разогнать нафиг всех этих врачей и из роддома и остальных, толку от них никакого, весь мед городок снести и построить торгаш центр. В торгаш центрах не калечут и не убивают людей. А кто хочет рожать это теперь будут их проблемы, пусть сами как могут выкручиваются. Судьи и роженицы сами знают как это правильно делать
Почти четыре года судов: челнинка, потерявшая ребенка в КДМЦ, отсудила у больницы крупную компенсацию
22.10.2025 15:18
Комментарии

3

Ваш комментарий
14.05.2020 10:39
Гость .67

Зиловцы от радости без ума были что у них грузовик забрали . И завод стал чахнуть без новых машин.

Ответить (0)
14.05.2020 10:28
Гость .22

И правильно что не издали. Зил грузовик создал и не хотел отдавать грузовик. Не уважения так писать про людей которые создали грузовик.

Ответить (0)
12.05.2020 13:44
Гость .75

до появления в 80-х НТЦ, понятия Челнинский конструктор не было) Интересно прочитать другие главы этой не изданной книги. Может через народное финансирование опубликовать её, хотя бы в электронном виде??

Ответить (0)
По прогнозу "КАМАЗ" продаст в 2025 году около 50 тысяч грузовиков
По факту убийства в автомобиле в Челнах арестован подозреваемый
Ксюша и Катюша: заочное знакомство
Сводка СВО: Евросоюз отказывается от российского газа с января; Трамп заявил о некоем секретном оружии США
У Вас есть новости?У вас есть тема? Вы находитесь на месте событий? Напишите нам!
Как c вами связаться?
Как c вами связаться?
Предложить новость
Подпишись на рассылку “ВЕСТИ КАМАЗа”

Узнaвай первым, о новостях твоего города!

Подписаться
«Вести КАМАЗа»

Новости КАМАЗа | События Набережных Челнов

Развернуть