Галиуллин Наиль Фатыхович (подробнее о нем можно прочитать здесь
https://vestikamaza.ru/blogs/ChukhontsevAN/150.php)около 10 лет назад записал интервью с известными и не очень всем известными камазовцами.
Некоторое время назад Наиль Фатыхович передал эти рукописные тетради в Музей КАМАЗа.
Директор музея Литейного завода Бадертдинова Минзиля Биляловна перепечатала для вас эти уникальные материалы.
Перед вами стенограмма интервью Латыпова Равиля Ахатовича – заместителя генерального директора ПО «КАМАЗ» по кадрам (1971 – 1977).
Интервью состоялось 27 января 2007 года в Казани.
Галиуллин Н.Ф.:- Через какое время вы почувствовали, что вы полностью вошли в курс кадровой работы?
Латыпов Р. А.:- Где-то через год после моего назначения на должность.
Тогда я почувствовал, что мы можем неплохо решать все свои главные задачи.
К тому времени мы освоили все технологии кадровой работы, и у нас появились первые положительные результаты.
Только за 1972 год мы увеличили численность КамАЗа в 3,3 раза по сравнению с двумя предыдущими годами, довели численность работающих до 15 579 человек.
На 26 предприятиях Минавтопрома и других Министерств в 18 городах Советского Союза проходили обучение наши работники.
Это уже было весьма существенно.
В своё время я анализировал численный состав и движение кадров помесячно.
Причём меня интересовало влияние на ход комплектования таких факторов как время года и наши организационно – пропагандистские усилия по комплектованию.
Что получилось?
Я хотел выявить закономерности в этом процессе, узнать, где мы теряем темпы, и где необходимо нам форсировать собственные усилия.
И что же я обнаружил?
Поступление и увольнение людей по месяцам показал определённую зависимость этих процессов от времён года и сезонности сельскохозяйственных работ.
И это было объективными причинами.
У человека своя жизнь и он подчиняется сложившимся в прошлом ритмами в природе, и соотносит их со своими биологическими ритмами, которые, как правило, совпадают.
Выявив эти закономерности, я успокоился и перестал бороться с ветряными мельницами.
Я знал, что если я не добрал весной, скажем до плана несколько сот человек, то непременно их получу в плюсе в течение осени.
Тогда это упорядочило наши усилия вне КамАЗа, они стали более упорядоченными во времени и по месту.
И всё – таки ещё раз повторюсь, громадную роль сыграла пропаганда КамАЗа в СМИ.
Наиболее зрелые и как правило более квалифицированные прежде чем срываться с мест приезжали на КамАЗ, знакомились ближе с городом, встречались в общежитиях с его обитателями, выясняли для себя многие жизненно важные для них условия и обстоятельства, проверяли правильно ли описывают в газетах те возможности, которые им показались привлекательными, особенно в жилищном строительстве, интересовались как продвигается очередь на жильё, они заходили в школы, в магазины, в детские сады…
Внизу на фотографии улица Космонавтов (ныне проспект Раиса Беляева)
И убедившись, что пропаганда не врёт , приходили в УК и предлагали свои услуги.
Но это была самая зрелая часть добровольцев.
Галиуллин Н.Ф.:
-До вас были выполнены все необходимые расчёты потребности численности коллектива КамАЗа на пусковой комплекс. При вас был разработан комплексный план по формированию коллектива КамАЗа - единого плана совместно с общественными организациями. Как это родилось? Кто инициировал его разработку? Что он означал для КамАЗа?
Латыпов Р. А.:
- Те расчёты, которые сделали мои предшественники, и внутренние планы работы кадрового блока первых лет КамАЗа – были прежде всего планами работ каждого отдела, которые вытекали из функциональных обязанностей.
У меня сложилось впечатление, что кадровики с первоначальной задачей – сформировать кадровую службу и верхний эшелон руководства КамАЗа и всего комплекса – справились.
За 1969-71 годы они сумели набрать численность руководящих работников, специалистов и служащих вместе с рабочими до 4,5 тысяч человек.
Именно эти работники КамАЗа вместе со специалистами Минавтопрома и перевели свои идеи и первые проектные решения в практическую плоскость – приступили к развороту работ непосредственно на строительные площадки и самого комплекса заводов и новой части города.
И тот факт, что к концу 1971 года строительные работы шли уже на площадке 100 квадратных километров, свидетельствует о том, что специалисты Московской и Набережночелнинской дирекции КамАЗа, включая и кадровые службы, вполне справились с возложенными на них задачами.
Первоочередные подразделения КамАЗа кадрами были укомплектованы, проектная документация от проектировщиков шла в Челны потоком, обрабатывалась и своевременно передавалась генподрядчику.
Строители широким фронтом вели земляные работы, забивали буронабивные фундаменты, а монтажники готовились к установке первых колонн на корпусах заводов, жилищники приступили к освоению Новой части города и вводились первые дома, а от ТЭЦ в них пришло горячее отопление.
И всё это в чистом поле за менее чем два неполных года!
Даже с сегодняшнего дня темпы кажутся немыслимыми.
Внизу новостройки Нового города.
1972 год.
В первые два года основной поток приезжающих шёл на стройку.
Горком КПСС провозгласил формулу – большинство направляется на возведение жилья, что в свою очередь давало возможность принять ещё больше людей на строительство – и так эти 2 года большая часть жилья выделялась строителям, меньшая – КамАЗу, что в свою очередь сдерживало приём на работу заводчан.
И в то же время, в конце 1970 года, КамАЗ направил первую группу молодых рабочих, получивших первую рабочую квалификацию в Камгэсэнергострой.
В 1972 году КамАЗ заложил в план строительства два комплекса профессионально – технических училищ, один – автомеханический техникум, типовую школу – под первое здание будущего Политехнического института – и всё это в старой части Набережных Челнов.
Эти объекты требовали пристального внимания КамАЗа и мы вместе с моим коллегой Виктором Васильевичем Перцевым уделяли им очень большое внимание.
К этому же времени на базе вновь возводимых жилых домов в Новой части города КамАЗ начал создавать свои общежития.
Внизу на фотографии Московский проспект, поселок из вагончиков и первые общежития КАМАЗа в 9-тиэтажных домах 4/04,4/06, 4/08.
1972 год.
Сдача в эксплуатацию общежитий в свою очередь открыло возможности для резкого увеличения приёма новых рабочих и специалистов.
На учебных базах началась ротация работников КамАЗа, которые завершили обучение и стажировку.
Их отзывали в Набережные Челны, поселяли в общежития и направляли на строительство, а вновь принятые тут же командировались на обучение на освободившиеся места на учебных базах.
Эта работа требовала очень чёткой организации и большой ответственности сотрудников из многих подразделений КамАЗа, управления кадров, заводских отделов кадров и цехов, отдела технического обучения, учебных баз, отдела общежитий, ЖКУ, службы прописки управления внутренних дел и касс предварительной продажи билетов на поезда и самолёты.
Суть этой работы сводилась к тому, чтобы в условиях ограниченности мест в общежитиях на учебных базах и на КамАЗе максимально эффективно использовать их возможности; при непрерывном потоке вновь устраивающихся на работу требовалось скоординировать встречные потоки тех камазовцев, которые уже завершили обучение и стажировку с теми, кто только что зачислен в штат КамАЗа и подлежал отправке на обучение на освободившиеся места на учебных базах. Ведь в пиковое время эти встречные потоки достигли 10-12 тысяч человек в год!
У КамАЗа стал появляться и численно расти коллектив, хотя и рассредоточенный почти по тридцати «городам и весям» Советского Союза, но большая и увеличивавшаяся часть начала концентрироваться в Набережных Челнах.
Скажу так, с учебными базами, действовавшими на 26 предприятиях Минавтопрома, было более или менее ясно – там работали мастера производственного обучения отдела подготовки кадров КамАЗа.
Каждый из них по индивидуальным планам работал со своими коллективами, в которых было по 25 - 35 человек.
Именно там, на учебных базах, первые камазовцы приобщались к жизни КамАЗа, от своих мастеров они получали достаточно полную информацию о том, что происходит в Набережных Челнах и на стройплощадках каждого завода КамАЗ, как строится город, над чем работают специалисты – проектировщики, каким будет каждый из шести заводов комплекса.
Они жили, учились и трудились там на заводах, но все надежды и своё будущее они связывали с КамАЗом.
А кадровый блок КамАЗа этот участок держал под своим неусыпным контролем, отслеживая за ходом обучения и индивидуальной работой с каждым, за производственной деятельностью и дисциплиной; организацией коллективного досуга и т.д.
Ежемесячно начальники учебных баз отчитывались передо мной на совещаниях в Набережных Челнах.
Для них специально организовывались встречи с генеральным директором, который очень подробно информировал руководителей учебных баз о всех текущих событиях и о тех задачах, которые стоят перед КамАЗом на год, подробно отвечал на вопросы, вникал в проблемы, с которыми они встречались на учебных базах.
Одним словом, на учебных базах у нас складывалась довольно неплохая система работы с людьми.
Внизу на фотографии работники учебной базы КАМАЗа на тракторном заводе имени Ф.Э.Дзержинского в Волгограде.
Ноябрь 1973 года.
А вот в Набережных Челнах, когда в 1972 – 73 годах стали всё больше и больше возвращаться на КамАЗ завершившие обучение и стажировку, нам предстояло всю работу с людьми выстраивать с нуля, потому что никаких рабочих мест на заводах ещё не было.
Почти все работники направлялись на работу в строительные подразделения Камгэсэнеростроя.
На этом настояли директора заводов и генеральный директор КамАЗа.
Каждый камазовец, как правило, направлялся на строительство своего завода и поселялся в своё родное общежитие, шефство над которым вёл его же родной завод.
Таким образом, у администрации и общественных организаций каждого завода появлялась возможность очень тесно вступать в отношения со своими будущими рабочими, начинать формировать свои коллективы, через них получать дополнительную информацию об уровне организации работ на каждом участке и в каждой бригаде строителей, где заводчане трудились и тем самым дополнительно влиять на ход строительных работ на своих заводах.
И в то же время у администрации завода открывалась возможность внимательно отслеживать, насколько добросовестно трудятся камазовцы на строительстве своего же завода, в бригадах строителей.
Внизу на фотографиях работники СМУ-25 на строительстве Литейного завода.
1974 год.
В идеале это означало, что у руководителей администрации и общественных организаций заводов в большей части суток зарождающийся коллектив был в поле их зрения и взаимного влияния, и при любой необходимости можно было организовать встречу со своими работниками, чтобы обсудить назревшие вопросы и задачи.
И наконец, в первом полугодии 1973 года на всех заводах завершилось формирование руководящих органов главных общественных организаций парткомов, профкомов и комитетов комсомола штатными освобождёнными работниками.
Теперь, пожалуй, можно смело утверждать, что с образованием этих общественных институтов созданы все необходимые условия для широкого разворота единых и скоординированных действий администрации партийной, профсоюзной и комсомольской организаций по формированию полноценных коллективов на всех заводах комплекса как единого целого.
Внизу на фотографии делегация Автомобильного завода на первой партийной конференции КАМАЗа.
ДК «Энергетик».
26 октября 1973 года.
Сидят слева направо:
1. …
2. Галиуллин Наиль Фатыхович–заместитель секретаря парткома Автомобильного завода
3. Ланченко Владимир Никитович - секретарь парткома Автомобильного завода.
Во втором ряду стоят слева направо:
6. Захаров ...
12. Рожков Валентин Семёнович - начальник отдела кадров Автомобильного завода
13. Никлюшин ...
В третьем ряду слева направо:
1. Ярхов Юрий Борисович
2. Федосеев Герман Иванович
3. ...
4. ...
5. Макаров Анатолий Степанович - заместитель главного энергетика Автомобильного завода
6. ...
7. Кукунчиков Рудольф Дмитриевич - начальник механосборочного производства
10. Буркун Фёдор Иванович
16. Подольский.
Помощь в определении людей оказал Калимуллин Халит Халиуллович
Формирование этих органов придало мощный импульс к запуску активных акций в работе с людьми на всех участках и направлениях деятельности – как внутри коллектива КамАЗа, так и в коллективах Камгэсэнергостроя и Минмонтажспецстроя.
В строительные подразделения пришли тысячи квалифицированных рабочих, тех, кто связывал свою будущую жизнь с КамАЗом, кто более всех был заинтересован в том, чтобы быстрее приблизить день пуска своих заводов и ввода новых домов в новой части города и встать на свои настоящие рабочие места и получить долгожданную благоустроенную квартиру, ради чего они и оставили обжитые города со своими родными и друзьями.
Даже если просто пролистать и бегло прикоснуться к бесконечным публикациям о людях и ходе строительства КамАЗа тех лет в многочисленных газетах и журналах, вряд ли кого оставит равнодушным та атмосфера задора и энтузиазма, удивительных по содержанию инициатив и творчества, которые охватили все коллективы Набережных Челнов.
Вот в этих условиях совершенно неважно, кто стал первым инициатором подготовки единого комплексного плана мероприятий по формированию коллектива КамАЗа: администрация, партком, завком или комитет комсомола КамАЗа.
Инициатором этого плана были время и необходимость.
Всё руководство КамАЗа вызревало к такому пониманию совместных действий: появлялись новые задачи и они искали своего решения.
Но совершенно точно могу сказать, что эта блестящая идея не могла родиться во мне, хотя прежний опыт и моей советской работы в Казани, и опыт партийной работы Аркадия Андреевича Родыгина и опыт руководства цеховым коллективом Ильдуса Борисовича Закирзянова совершенно естественно привёл нас к необходимости действовать в одной упряжке.
Ну, а комсомольцы КамАЗа и Камгэсэнергостроя просто фонтанировали идеями сплочения молодёжи и мобилизации коллективов на ускорение дел во всех направлениях жизни – в труде, в отдыхе, в культурной и спортивной жизни.
Моё мнение таково, что к этому времени в трудовых коллективах и на стройке и на автозаводе и в городе сформировалась такая критическая масса боевого духа в людях, что они были готовы трудиться столько, сколько было необходимо, лишь бы вовремя запустить КамАЗ и создать достойные условия для жизни своей и будущих поколений.
И не воспользоваться таким настроем людей было бы непростительной ошибкой администрации и общественных организаций.
Продолжение следует…