USD

92,2628

EUR

99,7057

Казань

Наб.Челны

USD

92,2628

EUR

99,7057

Казань

Наб.Челны

Поделиться Vk

Сложно, но можно: как пройти три сита "КАМАЗа" и стать его поставщиком

1243
0
0
0


Тысячи чек-листов и десятки тысяч документов от потенциальных поставщиков ежегодно проходят через анализ камазовской службы сопровождения закупок и продаж – только так компания может отсеять неблагонадежных контрагентов. Сколько предприятий изъявили желание работать с "КАМАЗом" в прошлом году и для кого двери оказались закрыты, "Вестям КАМАЗа" рассказала руководитель ССЗиП Ирина Одорий.


13 СТУПЕНЕЙ НАДЕЖНОСТИ

Десятая часть всех потенциальных поставщиков "КАМАЗа", заявившихся в 2022 году, не была допущена до закупочных процедур - это 206 претендентов из 2199 участников. Одни не соответствовали корпоративным требованиям, другие были признаны недобросовестными антимонопольной службой, третьи создавали для компании налоговые или репутационные риски. Как обозначили "Вестям КАМАЗа" в службе сопровождения закупок и продаж (ССЗиП), общая сумма коммерческих предложений от отклоненных подрядчиков вылилась в 2,6 млрд рублей. Для сравнения напомним, что ежегодно "КАМАЗ" только для загрузки главного конвейера тратит на комплектующие и расходные материалы порядка 100 млрд рублей, о чем в 2021 году рассказывал "Вестям КАМАЗа" заместитель гендиректора по закупкам Равиль Ибрагимов.

Если контрагенты-покупатели, особенно регулярные, могут рассчитывать на относительно простую проверку со стороны "КАМАЗа" перед сделкой, то поставщиков компания выбирает предельно аккуратно. Как минимум этого требует налоговое законодательство, потому что проблемы продавца могут обернуться сложностями и для покупателя. «При закупках риски налогового характера значительно выше, - поясняет руководитель службы сопровождения закупок и продаж Ирина Одорий, - К примеру, налог на добавленную стоимость при таких сделках возмещается покупателю, но если продавец будет признан недобросовестным, то в возмещении НДС может быть отказано. Налоговый орган может вдобавок доначислить штраф на аналогичную сумму. Поэтому на "КАМАЗе" руководствуются двумя отдельными стандартами, по которым уровень рисков определяется перед каждой сделкой: один - для контрагента, второй – для заключения договора с ним».



По словам руководителя службы, чек-лист на компанию формируется в зависимости от характера сделки, для чего в корпоративную систему 1С внедрен модуль проверки контрагента. К системе подключены все структурные подразделения ПАО «КАМАЗ» и 57 дочерних обществ, включая сервисные центры АО «ТФК КАМАЗ» и филиалы ОАО «АЗК». Сотрудники ССЗиП оценивают потенциального контрагента по 13 группам рисков, и если во всем чек-листе появится хотя бы одна галочка, свидетельствующая о высоком риске, то и в целом контрагент будет сочтен рисковым. Это, впрочем, не означает, что "КАМАЗ" априори не станет с ним работать: исполнитель направляет чек-лист с сопроводительными документами в службу комплаенс, которая рассматривает возможности снижения рисков.

«Допустим, если проверка показывает, что компания отчитывается по страховым взносам за двоих сотрудников, основные средства на балансе не числятся, а речь идет, к примеру, о ремонте оборудования на 80-100 миллионов, то вывод очевиден: фирма из двух человек физически не способна исполнить договор, - говорит руководитель ССЗиП, - Это означает, что организация либо планирует выступить посредником и привлечь к подряду третье юрлицо, либо имеет договора гражданско-правового характера, по которым она может нанять дополнительных специалистов».

Решение о сделке с высокорисковым контрагентом, как правило, принимает тендерная комиссия второго или первого уровня. Согласно стандарту, таким поставщикам предъявляются особые требования - в частности, договора с ними принципиально не заключаются на условиях предоплаты. Как отмечает Ирина Одорий, высокорисковой может быть признана сделка и с достаточно надежным контрагентом, так что преддоговорная работа всегда подразумевает проверку по обоим стандартам.

ИНОГДА ПРИХОДИТСЯ РАБОТАТЬ И С РИСКОВЫМИ ПОСТАВЩИКАМИ

Служба сопровождения закупок и продаж была создана на "КАМАЗе" 9 лет назад, как подразделение блока безопасности, и ежегодно описанная скрупулезная работа выливается в тысячи проверенных чек-листов и десятки тысяч проанализированных договорных документов. По итогам 2022 года ССЗиП проверила 6,3 тыс. чек-листов и более чем 4 тысячам компаний из этого числа присвоила статус высокорисковых контрагентов. Столь внушительная цифра говорит лишь о внимании к мелочам во избежание сюрпризов: за прошлый год блок безопасности провел дополнительные комплексные проверки в отношении лишь 8 потенциальных поставщиков. Среди них, к примеру, ООО «СТК «РемСтрой», чью работу могли предметно оценить сотрудники прессово-рамного завода – именно эта компания ремонтировала кровлю на ПРЗ с нарушением технологии.



Иногда заключать рисковые договора вынуждают и обстоятельства – как, например, в случае с сервисной компанией «Коралл ЛТД». Общество дважды - в 2018 и 2019 годах – фигурировало в предписаниях ФНС, и по этой причине "КАМАЗ" трижды отказывался от договора с организацией, однако найти альтернативного исполнителя на рынке в прошлом году просто не удалось – никто не был готов ремонтировать балансировочные станки нужной модели. Перед подписанием договора безопасники целиком осмотрели и зафиксировали на фото производство «Коралл ЛТД», дабы убедиться, что общество способно отремонтировать станки без привлечения субподрядчиков.

Одним из поставщиков, признанных высокорисковыми в результате проверки, стало ООО «ТК "Автосила"» из Набережных Челнов. В число факторов риска, на которые ориентируется автогигант, входят и связи потенциального подрядчика с проблемными контрагентами. Как оказалось, именно у такой организации «Автосила» арендовала и площади, и оборудование. Когда компании было отказано с объяснением причин, «Автосила» заявила, что от сотрудничества с ненадежным партнером она уже отказалась и арендует мощности по новому адресу. Съездив по этому адресу, безопасники убедились, что ничего подобного не произошло, и «Автосиле» было окончательно отказано в двух контрактах на 18 с лишним миллионов.

Эта организация, соответственно, входит и в пул предприятий, заключать сделки с которыми в прошлом году ССЗиП не рекомендовала. Если проблемой «Автосилы» стала связь с ненадежным контрагентом, то торговая компания из Екатеринбурга попалась на фальсификации документов, еще одна челнинская не обладала достаточными ресурсами для исполнения договора, а в общей сложности служба дала негативные отзывы на 6 потенциальных сделок с ожидаемым оборотом 128,3 млн рублей. Отсеяны они были в результате изучения 23 тыс. договорных документов.

Фото: ПАО "КАМАЗ", ru.freepik.com

0
0
1243
Все коментарии (44163)
- Автор статьи

Яндекс.Дзен

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Подписаться
Комментарии44163
хрошая новость - скоро после укладки нового поля и увеличения трибун - будет поставлена задача по выходу в ПРЕМЬЕР ЛИГУ .
Универсал ФК «КАМАЗ» Пальцев остается в Челнах еще на два года
28.03.2024 14:52
Ремонт проспекта Яшьлек правильнее совместить со временем корпоративного отпуска КАМАЗовцев.
Проспект Яшьлек будет отремонтирован к концу осени
28.03.2024 14:08
И на маршрутках
В больших автобусах в Челнах внедрены новые формы бесконтактной оплаты
28.03.2024 14:05
Очень удобно. Такой опыт следует распространять на весь транспорт.
В больших автобусах в Челнах внедрены новые формы бесконтактной оплаты
28.03.2024 14:04
Комментарии

0

Ваш комментарий
Сводка СВО: террористов «Крокуса» вербовали через канал ИГИЛ*
Сводка СВО: за год в России национализированы 15 предприятий ВПК; в «Крокусе» завершены поиски пострадавших
Сводка СВО: по делу «Крокуса» арестованы еще трое; Киев готовится мобилизовывать сразу после совершеннолетия
Сводка СВО: иракцы атаковали американский аэродром; греческие коммунисты остановили состав с танками США
У Вас есть новости?У вас есть тема? Вы находитесь на месте событий? Напишите нам!
Как c вами связаться?
Как c вами связаться?
Предложить новость
Подпишись на рассылку “ВЕСТИ КАМАЗа”

Узнaвай первым, о новостях твоего города!

Подписаться
«Вести КАМАЗа»

Новости КАМАЗа | События Набережных Челнов

Развернуть