История его появления такова.
По инициативе руководства внешнеторговой фирмы КАМАЗ в 1982 году был создан автомобиль КАМАЗ-53212 "Школа" или «Автокласс».
Он был предназначен для обучения иностранных специалистов по ремонту и техническому обслуживанию автомобилей КАМАЗ в странах-импортёрах.
Кузов-салон за 15-20 минут мог превратиться в помещение 30 квадратных метров, где размещались 30 слушателей курсов.
В случае необходимости, салон можно было перепрофилировать в мастерскую, лабораторию, магазин и т.п.
.
Автором создания автомобиля был Хрипунов Леонид Владимирович – старший инженер отдела организации технического обслуживания автомобилей за рубежом управления внешних связей и экспортных поставок КАМАЗа (1980-1983)
Он же курировал разработку и изготовление этого автомобиля.
Школа на колёсах работала в Югославии, Венгрии, Китае, Камбодже, Германии, на Кубе и во Вьетнаме.
.
Вспоминает Сухарев Александр Михайлович:
«Проектом «Автокласса», я начал занимался от УВС с 1982 года.
Работа шла в экспериментальном цехе УГК на РИЗе.
Я занимался первым экземпляром «Автокласса».
Мы смонтировали весь подъемный механизм одного крыла и гидравлику.
Начали проводить испытания.
Помню, что крыло поднялось в крайнее верхнее положение, а потом неожиданно рухнуло…
После этого меня перебросили на основную работу.
Позже я узнал, что каркас первого «Автокласса» сильно деформировался, и восстановить его так и не смогли.
Потом изготовили второй «Автокласс».
Пересмотрел старые фотографии, нашел только одну: «Автокласс» на базе КАМАЗа и сопровождающий его ВАЗ- 2102».
Вспоминает Маньковский Василий Владимирович – инженер внешнеторговой фирмы КАМАЗа
«Летом 1981 года я был принят в Управление внешних связей КамАЗа водителем-испытателем.
Где-то в сентябре меня откомандировали на РИЗ, в экспериментальный цех УГК, которым руководил Владимир Павлович Гамага, для усиления группы, которая занималась проектом «Автокласс».
Между прочим, идею «Автокласса» камазовцы взяли из штабной машины, которую увидели во Львове.
Главной особенностью «Автокласса» был раскладывающийся салон, что позволяло в три раза увеличивать полезную площадь
В центральной части размещались учебные агрегаты, а в боковых площадях, мы называли их крыльями, размещались слушатели.
Одновременно в салоне «Автокласса» могла разместиться группа из 30 человек.
Самыми большими трудностями, с которыми столкнулись изготовители, были раскладывающиеся звенья.
Мы потратили много времени и сил, пока "научили" их раскладываться и складываться.
Я в то время учился в КамПИ и, именно в то же время, когда решали проблему складывания-раскладывания, в институте проходили начертательную геометрию.
Это обстоятельство здорово помогло нам справиться с названной проблемой.
Активно занимались «Автоклассом» Донцов Олег, Игрунов Александр, Морозов Борис, Комиссаров Георгий.
Первый выезд «Автокласса» состоялся летом 1982 года в Венгрию
В его состав входили Донцов Олег, Романов Александр и еще двое специалистов, имена их уже забылись.
Потом «Автокласс» выезжал несколько раз в европейские страны и даже во Вьетнам.
В 1986 году, в качестве водителя «Автокласса» и преподавателя по тормозам и электрооборудованию КамАЗов, я посетил Германскую Демократическую Республику».
Конечно, позднее в истории компании были и другие «Автоклассы», как, например, вот этот автомобиль «Автокласс», созданный на базе КАМАЗ-53212.
И сегодня на КАМАЗе, в РИПТиБе есть школа на колёсах.
Но об этом в следующий раз ….
Большую помощь в подготовке материала оказал Екимов Сергей Варламович.