К месту старта очередного ралли-рейда «Дакар-2021» гонщики команды «КАМАЗ-Мастер» отправились сегодня под напутствия нескольких наиболее влиятельных персон Татарстана. Сезон подготовки к «Дакару» выдался на редкость сложным: спонсорская помощь ослабла, возможности тренировок и тестирования машин были ограничены пандемией, однако гости опробовали спорткары и не усомнились в успехе челнинской команды.
«ИЗ-ЗА ПАНДЕМИИ СИЛЬНО СОКРАТИЛИСЬ И ТЕСТЫ, И ТРЕНИРОВКИ»
В очередной раз проводили сегодня команду «КАМАЗ-Мастер» на главную для грузового транспорта гонку года «Дакар». Третьего января челнинские спортсмены вместе с соперниками стартуют из города Джидда в Саудовской Аравии, 9-го отдохнут один день в Хаиле и затем, сделав петлю по пустыне Аравийского полуострова, вернутся на побережье Красного моря. Финишировать в Джидде им предстоит по плану 15 января.
«КАМАЗ-мастер» выставляет на гонку четыре спортивных машины КАМАЗ-43509. Управление ими доверено действующему чемпиону «Дакара» Андрею Каргинову, победителю «Шелкового пути-2019» Антону Шибалову, экипажам Айрата Мардеева и Дмитрия Сотникова. Сегодня все гоночные грузовики, машины сопровождения и три юниорских багги ждали провожающих на полигоне команды в районе Тарловки. Напутствовали спортсменов вместе с генеральным директором "КАМАЗа" Сергеем Когогиным президент Татарстана Рустам Минниханов, гендиректор «Татнефти» Наиль Маганов, мэр Набережных Челнов Наиль Магдеев.
Осмотрев первым делом багги, Минниханов выслушал подробные объяснения пятикратного победителя «Дакара» Эдуарда Николаева относительно новых технических решений в конструкции грузовых спорткаров. На «Дакаре-2020», впервые опробовав пески Саудовской Аравии, команда, хотя и одержала очередную победу, все же не избежала технических сложностей и, как следствие, потерь времени. Выявленным недочетам была посвящена подготовка к январским гонкам.
«Нагрузки на двигатель колоссальные, - рассказывал Николаев президенту, который и сам является гонщиком со стажем и даже участником «Дакара», - на прошлом «Дакаре» возникли проблемы с турбинами – их корпуса трескались из-за высоких температур. Менять их приходилось каждые три дня. Мы долго искали компромисс, пробовали новые материалы и в итоге нашли подходящий жаропрочный сплав в Екатеринбурге. Из этого же материала сделаны коллекторы. Кроме того, были сложности на участках с ограничением скорости – на подъемах и спусках мы уступали по скоростным характеристикам конкурентам, оснащенным круиз-контролем. Теперь у нас есть система, которая позволяет плавно гасить скорость и быстро ее набирать. Новые амортизаторы позволяют быстрее и плавнее двигаться по пересеченной местности. В этом году 60 процентов дорог будут песчаными, что делает важной оперативную подкачку шин. Для этой цели мы установили увеличенный компрессор и систему ускоренной подкачки – теперь колеса накачиваются вдвое быстрее».
Николаев перечислил и подробно описал еще ряд нововведений, которые должны обеспечить существенно более комфортное движение по пустыне, чем в начале этого года. Многих доработок потребовали задачи снижения центра тяжести и улучшения динамики автомобиля, уменьшения неподрессорных масс и моментов инерции. Не все идеи удалось реализовать с одной стороны из-за дороговизны, с другой – в силу изменений техрегламента FIA, который будет принят для грузового зачета Чемпионата мира по внедорожным ралли в 2022 году. Регламенты обновляются раз в 5-7 лет и влекут за собой значительные расходы.
Впрочем, все, что требовалось доработать ради надежности и темпа движения - доработано, а те решения, которые терпят, отложены на будущий год. Так охарактеризовал итоги подготовительного периода Мардеев, для которого его 12-й «Дакар» станет первым знакомством с песками Саудовской Аравии. «Условия подготовки были, конечно, совсем другими, - рассказал пилот, - из-за пандемии сильно сократились и тесты, и тренировки. Впрочем, даже сидя на «удаленке», мы думали, как усовершенствовать наши машины. Как только нас выпустили на работу, все свои идеи мы исполнили в железе. Тестировали их несколько раз в Астрахани на «Золоте Кагана» и в горах Кабардино-Балкарии. Доводка машин была сосредоточена на надежности – и двигателя, и трансмиссии. Мы выявили все проблемы, которые доставили команде хлопоты на прошлом «Дакаре». Подобрали интересные настройки в редукторах, с подвесками, как обычно, поработали. Темп постоянно растет, поэтому и подвеску нужно все время дорабатывать».
Николаеву же роль гида для президента досталась неспроста – участник «Дакара» с 2006 года, гонщик на этот раз едет с командой в качестве тим-менеджера – пришла его очередь уступить руль в рамках ежегодной ротации пилотов. Сергей Савостин, чьи функции возьмет на себя Николаев, остается в Челнах, чтобы координировать действия своей группы дистанционно. Отвечая на вопрос «Вестей КАМАЗа», есть ли у нового амплуа карьерные перспективы, Николаев ответил, что, если руководство поручит двигаться дальше, то он со своей стороны к такому поручению готов, так как всю жизнь пилотом не проездишь. Однако за нынешней заменой не стоит искать далекоидущих планов.
«Сергей Геннадьевич продолжит свою работу – просто в этом году возникли сложности со здоровьем, из-за которых пришлось его подменить. Для меня это непростая роль - едва вступив в нее, я уже вижу много серьезных и ответственных вопросов. Шлем на гвоздь я не вешаю, планирую вернуться в качестве пилота, но посмотреть на «Дакар» с позиции администратора тоже очень полезно», - заявил Николаев.
«НЫНЕШНИЙ «ДАКАР», СКОРЕЕ ВСЕГО, БУДЕТ ПОХОЖ НА ПРЕДЫДУЩИЙ»
Пандемия негативно сказалась как на объеме практической подготовки к «Дакару», так и на финансовых возможностях команды. Так, число спонсоров в этом году уменьшилось, о чем сообщил журналистам Когогин. Сам «КАМАЗ» собственных расходов не сокращал, поскольку компании важно продемонстрировать машину нового поколения на ралли, которое остается главной рекламной кампанией для производителей грузовиков. Верны делу остались и нефтяники – «Татнефть» по-прежнему стабильно снабжает команду топливом, как один из ее важных спонсоров.
Руководитель команды Владимир Чагин подтвердил в разговоре с корреспондентом «Вестей КАМАЗа», что ежегодный бюджет гонки, примерно равный 11 млн евро, в этом году был несколько снижен, в том числе по просьбам поставщиков. «Спортивные грузовики испытывают запредельные нагрузки - в разы выше, чем у серийных машин. Ралли-рейд – это технологии завтрашнего дня, ведь то, что сегодня пришло в спорт, завтра станет серийной продукцией. Главная особенность спортивных КАМАЗов заключается в том, что мы используем компоненты тех же производителей, которые поставляют продукцию и на заводской конвейер. Это касается и двигателя, и трансмиссии, и пневмо-, и электросистемы, и многого другого», - пояснил Чагин.
Еще один сложный момент в процессе подготовки был связан с доставкой команды и техники к точке старта, однако, как уточнил «Вестям КАМАЗа» Мардеев, эти вопросы по большому счету, решены. «От всех стран мы получили положительные ответы, нас пропустят при соблюдении всех норм. Задержки не исключаются, но критических сложностей на границах мы не ждем», - сообщил Мардеев.
Собственно, трасса гонщикам уже не в новинку, рельеф местности им знаком. Своими ожиданиями от пустыни поделился Сотников. «Думаю, у организаторов из-за ограничений этого года возникли проблемы с прокладкой новой трассы, поэтому нынешний «Дакар», скорее всего, будет похож на предыдущий. Изменятся лишь некоторые направления, - считает пилот, - для серьезного пересмотра маршрута элементарно не доставало времени, ведь Саудовская Аравия тоже на какой-то период закрывалась. Но на «Дакаре» в любом случае нельзя расслабляться, потому что такие опытные люди, как Давид Кастера, способны преподнести любые сюрпризы. Мы готовимся к разным сценариям. Из нового известно, что организаторы продолжают усложнять навигацию – вводят электронный роудбук для того, чтобы все этапы штурманы узнавали непосредственно за 15 минут до старта. Обязательно будут и подвохи, и ловушки, но все участники в равных условиях, так что будем бороться».
Всего на гонку, по словам Чагина, заявились 32 участника, и все основные соперники «КАМАЗ-Мастера» в их числе.
«АВТОМОБИЛЬ ОЧЕНЬ ДОСТОЙНЫЙ. ОСОБЕННО КОРОБКА ПЕРЕДАЧ. И ПОДВЕСКА. И ВСЕ ОСТАЛЬНОЕ…»
По традиции заключительный тест грузовиков перед отъездом открыл Минниханов. За рулем машины Каргинова президент стартовал, как на гонках, набрав скорость практически с места. Следом выехали машины под управлением Когогина и Маганова. Откатав полигон, каждый из пилотов выразил полное удовлетворение как возможностями, так и комфортом спорткаров.
«Машина доведена до ума - боевая, быстрая и удобная», - резюмировал Минниханов, который каждый из двух кругов завершал прыжком с трамплина. Чуть позже, в своем публичном обращении к команде президент еще раз подчеркнул, что «все готово, все сделано».
«Мы будем болеть и молиться за вас, - сказал Рустам Нургалиевич, - Автомобиль очень достойный, много тонких вещей в нем реализовано. Особенно коробка передач - удобно переключается, быстро реагирует. И подвеска. И все остальное. Машина внешне похожа на прошлогоднюю, но есть много важных доработок».
Сергей Когогин, завершив свой круг, тоже похвалил подвеску. «Скорость держал 120-130 километров в час. Отлично работает подвеска, убирает все неровности. Очень комфортно», - отметил генерал "КАМАЗа". Команду он напутствовал такими словами: «Опять наступает момент, когда мы смотрим на вас и ждем тех дней, когда вы сядете по кабинам и начнете борьбу за победу на сумасшедшем ралли «Дакар». Хотя этот год был не очень богат на позитивные события, мы подготовили и технику, и спортсменов».
Маганов со своей стороны поздравил инженеров с результатом – «замечательной машиной», - и выразил уверенность в том, что с такой техникой успех команде так же гарантирован, как и топливо «Татнефти». Тепло проводил гонщиков и мэр города. «От имени полумиллионного автограда хотелось бы пожелать вам крепкого здоровья, - сказал Магдеев, - Вы – живой пример для молодых челнинцев. Многие из ребят, учащихся сегодня в технических вузах, хотят быть похожими на вас».
Впрочем, смена у «КАМАЗ-Мастера» уже имеется. Юные водители багги пока не едут с мастерами на «Дакар», но уже активно участвуют и побеждают в соревнованиях своего класса. По словам Николаева, будущим летом юниоров начнут постепенно пересаживать на грузовики. «Уже в этом году ребята себя неплохо показали, выходили на подиум. Многие картингисты 12-14-летнего возраста выезжали с нами на тесты, перенимали опыт и механиков, и пилотов», - отрекомендовал подростков гонщик.
Фото: Виталий Зудин
Удачи!
Ответить (0)ВСЕ!!
Ответить (0)!
Ответить (0)Ничего нового и не сказал, это то же что ничего не сказать,.. До ума доводят машины каждый раз, это же банально.
Ответить (0)