Это только человек несведущий может сказать, что у технолога кабинетная работа. Специалисты отдела анализа эффективности сборки автомобилей АвЗ на конвейере проводят больше половины рабочего времени, у них даже ночные дежурства есть, помощь специалиста здесь нужна всегда. На ГСК находит новые идеи и Фарит Гимадиев, занявший второе место в конкурсе «Лучший рационализатор года».
Знакомство с «КАМАЗом» у него состоялось рано. Еще в детстве самым желанным подарком была моделька большегруза, а будучи школьником Фарит частенько помогал отцу, работавшему водителем КАМАЗа, с ремонтом машины. Поступая в КГАМТ на специальность «Автомобиле- и тракторостроение», он уже знал основные принципы работы всех узлов машины. Получив диплом техника, отправился за высшим образованием в ИНЭКА (сейчас Набережночелнинский институт КФУ). А когда устроился на работу в отдел анализа эффективности сборки автомобилей, чуть не утонул в потоке информации.
Разработка и доработка технологии сборки здесь ведется постоянно в режиме цейтнота. Одна модель сменяет другую. Технологам нужно непрерывно анализировать процессы установки новых узлов, деталей, комплектующих, оснащение инструментами, приспособлениями. Работа начинается с получения конструкторской документации на автомобиль и… не заканчивается, потому что заключение о пробной сборке автомобиля – это лишь очередной шаг на пути совершенствования этого процесса. Как шутят сами технологи, радоваться победам мы не успеваем, ждут новые великие дела.

Фарит Гимадиев: «Для меня важно сделать сборку КАМАЗа удобнее»
Рационализаторской работой Гимадиев начал заниматься с 2009 года. За 12 лет подал 194 предложения и внедрил 137. В 2021 году, принесшем призовое место в конкурсе, было подано 32 предложения, внедрено 29, а общий экономический эффект за этот период от рационализаторской деятельности Гимадиева оценивается в 5 млн 525 тыс. рублей.
– Идеи приходят на конвейере во время наблюдения за процессом сборки – бывает, установка детали занимает слишком много времени или нет нужного приспособления для удобной затяжки соединения. Часто рабочие цеха сборки оригинальных автомобилей просят придумать что-то, чтобы узел было проще установить, высказывают свои соображения, – рассуждает Фарит. – Каждую идею нужно «докрутить», но это полдела, разработка и внедрение рацпредложения – это работа команды, в которой участвуют специалисты конструкторского отдела нашего завода и конструкторы НТЦ.
Так из наблюдений за процессом закрепления карданного вала к фланцу коробки переменных передач появилось предложение усовершенствовать специальный подъемный механизм – были заменены шестеренчатый механизм, рукоятка и металл приспособления на более крепкий. Существенно упростила установку рукава теплообменника его замена со сборной конструкции на цельную. При этом удалось исключить перекос при установке и избавиться от операции по его подсборке. Самым удачным рацпредложением, по мнению экспертов, стало «Изменение конструкции шасси КАМАЗ-43118». Чтобы обеспечить нужный момент затяжки крепления карданного вала, наш собеседник предложил заменить модель этого агрегата, при этом повысилось качество сборки автомобилей и условия труда слесарей механосборочных работ.
Рационализатор признается: сейчас он привык к темпу работы, а вот нюансы конструкции моделей автомобилей изучает до сих пор. И бывает, обращается за советом к отцу, который до сих пор за рулем «КАМАЗа». У него опыта больше.
Текст: Татьяна Белоножкина. Фото: Виталий Зудин.