Прокуратура Набережных Челнов решила форсировать исковую работу против исполкома города в части усмирения бродячих собак. Ведомство разместило на своем сайте приглашение всем горожанам, пострадавшим от укусов безнадзорных животных, обещая самостоятельно, от лица прокурора, подавать иски в интересах отдельной категории пострадавших – несовершеннолетних и инвалидов, у которых есть на руках справка о лечении после укуса. Взрослым и дееспособным гражданам такая поддержка не предложена, однако посыл прокуратуры читается ясно: в вопросе санитарной безопасности, связанной с собаками, ведомство готово помочь как минимум консультативно.
Выраженная кампания, нацеленная на защиту граждан от травматизма и возможных заболеваний после укусов, проявилась осенью прошлого года – тогда по многим регионам страны прокатилась волна исковых заявлений в адрес муниципалитетов, в которых люди пострадали от собак. Четких заявлений о причинах повышенного внимания к бездомным животным не было, однако надзорной повестке сопутствовали публичные тревоги Всемирной организации здравоохранения по поводу переносимого собаками бешенства и прецедент летального исхода от этой болезни 33-летней женщины в Тверской области. В отдельных регионах мира проблема бешенства приобрела характер куда более масштабный - ВОЗ тогда заявил, что займется ею вплотную и сведет летальность от этой болезни к нулю до конца десятилетия.
Иски прокуратуры в интересах укушенных, должно быть, системно отправлялись в суд и прежде, но широко освещать вопрос для городского сообщества ведомство принялось с начала октября, со случая нападения собаки на 14-летнего мальчика. Буквально через неделю за первым иском последовала целая серия из шести заявлений, в каждом из которых пострадавшими закономерно выступали дети (иначе истцом выступала бы не прокуратура). Вновь напоминая, что за отлов и содержание бродячих животных отвечает исполком, а именно МАУ «Дирекция городского хозяйства», прокуратура потребовала для каждого пострадавшего денежной компенсации, причем ставки быстро выросли с принятых в судебной практике 50 тыс. рублей - это максимальная сумма штрафа для юрлиц по статье 8.54 КоАП РФ – до 50-200 тысяч. Оценивая моральный ущерб пострадавшим, истец обязательно учитывал и необходимость вакцинации от бешенства.
К инициированной прокуратурой информационной кампании вскоре присоединился и суд, публикуя описания конкретных случаев: на Боровецком бульваре собака выскочила из кустов и тяпнула за бок 5-летнего мальчика; другой ребенок 6-ти лет пережил курс прививок после укуса, и так далее. После каждого такого иска МАУ «ДГХ» раскошеливалось на 50-100 тысяч (суд снижал требования прокуратуры), в суде же представители ответчика безуспешно пытались оспорить свою ответственность за действия собак, указывая на отсутствие обращений из районов, где зафиксированы инциденты. В ноябре на очередном суде юрист МАУ доводил, что исполком вовсе не скупится на поручения ловить собак: организация накопила заявлений на отлов 1528 особей, которых нужно кастрировать, вакцинировать и либо выпустить на волю, либо оставить в приюте, в зависимости от их собачьего воспитания.
Теперь же, расширяя свое участие в судебной практике, прокуратура подробным образом доводит до челнинцев, на какие компенсации, согласно КоАП РФ, можно рассчитывать пострадавшим от укуса:
- за нарушения требований в области обращения с животными с вредом для здоровья или имущества – 10-30 тыс. рублей для граждан; 50-100 тысяч для должностных лиц; 100-200 тысяч для юрлиц
- за нарушение требований регламента обращения с животными без владельцев – 3-5 тыс. рублей для граждан; 5-15 тыс. для должностных лиц; 30-50 тысяч для юрлиц.
Фото: vesti-k.ru