НТТМ – это научно-техническое творчество молодёжи.
Во второй половине 1970-х и на всём протяжении 1980- годов в научно-техническом творчестве молодёжи Автозаводского района нашего города принимали участие десятки тысяч юношей и девушек.
На КАМАЗе для решения производственных проблем создавались общественно-конструкторские бюро (ОКБ).
На КАМАЗе постоянно росло количество молодых рационализаторов, которые только за период с 1977 по 1979 год подали 2 575 (!) предложений.
Известен такой факт, что в конце 1970-х годов творческий коллектив кузнечного завода, который возглавлял Лунин В. добился того, что вес поковки коленчатого вала был снижен на 10 кг, что позволило сэкономить 2 500 тонн металла в год, а экономический эффект от внедрения рацпредложения составил 313 000 рублей.
Одной из форм отчёта молодых конструкторов и инженеров КАМАЗа были выставки НТТМ.
Среди организаторов этих выставок были:
- комитет ВЛКСМ КАМАЗа,
- Совет Всесоюзного общества изобретателей и рационализаторов КАМАЗа,
- Совет научно-технического общества КАМАЗа,
- отдел научно-технической информации КАМАЗа.
Известно, что самая первая выставка НТТМ КАМАЗа состоялась 11 февраля 1978 года в кинотеатре «Батыр» и была посвящена 60-летию Ленинского комсомола.
Сегодня хочу вам показать несколько фотографий с выставки НТТМ, проходившей в июле 1985 года в ДК КАМАЗа.
Многие экспонаты той выставки были признаны изобретениями.
Например, специалисты УГК КАМАЗа придумали новый метод создания рабочих колёс турбомашин со сложной пространственной формой лопаток.
Если раньше на изготовление такого колеса компрессора на трёхкоординатном фрезерном станке уходило до 6 месяцев, то новый метод строчного фрезерования с помощью ЭВМ сократил этот срок до 2 дней.
Вверху на фотографии в центре лицом к фотографу Ларин Николай Григорьевич – секретарь ВЛКСМ КАМАЗа (1983-1987)