14 августа 1969 года первыми лицами государства было подписано Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 674 о месте строительства комплекса заводов по производству дизельных грузовых автомобилей большой грузоподъёмности – «в районе г. Набережные Челны». 7 сентября он получит имя – «КАМАЗ». 30 сентября – к Дню машиностроителя! – состоялось историческое назначение Л. Б. Васильева. Через неделю, 7 октября, Постановлением Совета Министров были утверждены мероприятия по проектированию комплекса, обещающего стать невиданным по размаху… Нет, не случайно в Автограде праздник машиностроителей традиционно вырастает в декаду, а то и больше!
Перебирая в беседе со Львом Борисовичем Васильевым даты, доходим до (так исторически сложилось) отправной точки – первый ковш грунта поднят 13 декабря 1969 года на котловане будущего РИЗа. Архив нашей газеты не даст соврать: с 1974 года, с первой пятилетки жизни и далее празднуется эта дата как день, когда взяла старт камская стройка.
– Чисто случайное место на стройплощадке. Чисто символическая дата, – резюмирует первый «генерал». – Ну, пусть будет символ… Главное дело-то было ведь в том, где копать! И какая гигантская предварительная работа была проделана – чтобы построить все корпуса, спроектировать автомобиль, двигатель, решить вопрос с технологиями, оборудованием, с монтажом. Чтобы в итоге получилось то, что получилось: вот, на реке Каме стоит завод!
Сквозь дымку лет проступает неведомый нынешнему поколению «КАМАЗ» – его трудное начало. Первенец РИЗ. Литейный.
– Когда начали готовиться к выпуску автомобилей, министр дал команду всем автомобильным заводам сделать пять тысяч литейных заготовок. Сделали. Но когда директора заводов собрались, я говорю: а что дальше-то? На моей памяти был случай на КИМе: собирались делать автомобиль, выпустили 10 штук – и всё! Директор за это 10 лет получил – «всего-навсего», чтоб не обманывал государство. Поэтому я знал: не будет литья – не будет машины. Вот и пришлось сидеть на литейке день и ночь. Василий Семёнович Фролов из ЦК дозвониться до меня не мог, а когда всё же телефонный разговор между нами состоялся, и я объяснил, где нахожусь, только и удостоился оценки: «Это похвально!» С кузницей было немного полегче. Очень непросто – с прессово-рамным.
Самые добрые слова звучат в адрес Павла Николаевича Скринского – второго директора ПРЗ:
– Не в обиду первому директору (дружеские отношения между нами сохранялись до самой смерти Валерия Николаевича Соколова в 2017 году), с приходом с «ВАЗа» Скринского завод преобразился. Специалист был высокого класса, и быстро поправил дело. Единственное, о чём сразу попросил меня: помочь с узкоколейкой (была на заводе такая проблема), и полгода – «не трогать». Это я сделал. Через полгода приходит: «Пойдёмте, Лев Борисович, покажу кое-что». А у нас проблемы с рамами были. Приводит меня на территорию – вижу, пять тысяч рам лежат на заднем дворе. Ахнул – как смогли?! «Работаем!»
– О ком-то сожалеете, что развела судьба?
– Нет. Все, кто был в моей команде, – надёжные, проверенные, свои люди. Блестящий литейщик – Краковский, с которым мы ставили литейку. Каминский – великолепный организатор, Кузнецов, с которым запускали завод-первенец – РИЗ. Многих ещё назвал бы. Многие уже ушли, к сожалению, но с теми, кто жив, поддерживаю связь.
– Вы всегда с таким пиететом говорите о партийных руководителях – Косыгине, Фролове, о Кириленко, курировавшем стройку. Что вас удивляло в этих людях, что их роднило?
– Беспредельная работоспособность. Не зная ни дня, ни ночи, они своим примером вдохновляли и воспитывали, причём это были люди высокой культуры, от которых никогда дерзкого слова не услышишь.
В декабре 2004 года Лев Борисович отмечал вместе с нами в Челнах 35-летие «КАМАЗа»
Так складывается жизнь, что до первого «генерала» «КАМАЗа» время от времени, порой совершенно случайно, со стороны доходят сведения о главном детище великой стройки – автомобиле КАМАЗ. Вот и не так давно довелось ему принять обратную связь «из первых рук»:
– В декабре прошлого года оказался я в больнице. Из-за отсутствия мест в том отделении, куда меня доставили, временно положили в другое. Моя кровать у окна, и кровать напротив. С соседом по палате разговорились – сначала про болячки, а потом я спрашиваю: «А вы откуда?» – «Из Тамбова». – «Чем там занимаетесь?» – «Работаю водителем, дальнобойщиком». – «И на какой машине?» – «На КАМАЗе». И как, говорю, впечатление? – «Блестящее!» Можете себе представить, как он был изумлён, узнав, что перед ним первый директор «того самого «КАМАЗа»! Откровенно побеседовали, он и говорит: «Беда в том, Лев Борисович, что жуликов много. Ведь вместо 15 тонн, что написано в технических условиях, грузят 22 тонны, а потом начинается: «Двигатель слабоват!» Что поделаешь, говорю, такие времена наступили: во главе всего – рупь…
– Доллар, – негромко корректирует Инна Вениаминовна. Боец невидимого фронта всегда начеку.
– Но такой отзыв встретить было, конечно, приятно, – не скрывает Лев Борисович. – Да, лучшая машина в своё время получилась. В таких местах наши КАМАЗы работали, где никакой другой автомобиль не пройдёт…
– Несколько раз вы произнесли: «бог спас»…
– Знаете, я 50 лет в партии, был кандидатом в члены ЦК, трижды – депутатом Верховного Совета и, конечно, далековат от религиозности. Но в последние лет 10-15 мысли такие приходят. Однако меня глубоко возмущает, когда религиозные деятели возвышаются, занимая высокие посты, разъезжают в дорогущих лимузинах... В противовес этому скажу о впечатлении от недавней проповеди, которую услышал от одного имама. Читал он на татарском, тут же шёл перевод на русский – блестяще, я был поражён. Самый настоящий пропагандист из ЦК! Всё, что жизненно необходимо, как люди должны относиться друг к другу. И сам – в простом белом одеянии, никакого золота… Я уж сидел и думал: перейти в другую веру, что ли?
– С татарским народом, его традициями вы на «КАМАЗе», наверно, хорошо познакомились. Какие остались воспоминания?
– Самые хорошие. Прекрасные ребята татары, очень работящие, сколько встреч было на главном конвейере с бригадирами, на других заводах. Не было тогда ни одного скандала на этой почве. На знакомство с культурой времени особо не находилось, но концерты, на которых довелось присутствовать, прекрасные были. Недавно звонил мне по телефону новый мэр города, Наиль Гамбарович. Не камазовец, но чувствуется, с рукой мужик, голова работает. С удовольствием пообщался с ним.
Налобный фонарь – это свет, который всегда с тобой
У Александра Михайловича Ушенина, помимо камазовских новостей, есть для четы Васильевых и предложения, и просьба. Не случайно захватил он с собой несколько экземпляров книги «Генеральный директор». Автограф будет. Правда, для этого нужно применить некое «инженерное решение», автор которого… ну конечно же, сам Лев Борисович! Налобный фонарь, знакомый любому ремонтнику, в этом случае для наилучшей освещённости – отличное изобретение. Лупа рядом – на случай комплексного подхода!
Слово за слово – выясняется, что Лев Борисович и Александр Михайлович, оказывается, жили в Челнах в одном доме – в 9/01, только на разных этажах. И в разное, понятное дело, время!
– Лев Борисович, уже третье поколение камазовцев работает сейчас на заводе, – замечает зам ГД по персоналу. – Студент Техколледжа им. Поташова Айдар Минеев – недавний победитель чемпионата WorldSkills (Васильевы кивают: «Знаем, смотрели») – внук одного из первых сборщиков автомобиля КАМАЗ в бригаде. Ваше имя носит колледж, техникум в Челнах, с открытием бюста у гендирекции появится сквер…
– Бюст – это хорошо, – одобрительно улыбается Инна Вениаминовна, а Лев Борисович задумывается.
– Даже не знаю, что вам на это сказать. Это великое счастье, что в своё время я оказался в такой ситуации. И хотя потом был и зампредом Госплана, министром, – всё-таки моя лебединая песня – это «КАМАЗ». Самая главная. «КАМАЗ» – это то, за счёт чего я до сих пор живу, двигаюсь.
– Вы хотели бы приехать на сам юбилей?
– Ну, зачем такие провокационные вопросы! Никакой игры – речь идёт только о здоровье!..
Гостям, как известно, радуются дважды. Как ни душевна беседа, как ни прекрасен осенний сад в этот хрустальный день, аудиенция небесконечна. Не сговариваясь, мы в унисон с хозяевами прощаемся даже не «до свидания»:
– До встречи!
Может, всё-таки – на «КАМАЗе»?
Москва – Набережные Челны
Ольга ЖИГУЛЬСКАЯ. Фото: Владимир ШУШАКОВ, Ольга ЖИГУЛЬСКАЯ
Ну во первых женщина/девушка здесь не при чем, какое подстрекательство, о чем вы господа? Голова должна быть у мужчины/парня на плечах своя, а не "чужая"; если действительно любит так заработай и купи и почему из 29 роз, а не из 3,5,7,...51? Достаточно и 1 розы но купленной на честно заработанные деньги!!! А если подруга неадекватная, жадная до денег то для чего такая ему нужна, любовь любовью, но нужно думать головой прежде чем что то совершить, отдавать отчет за свои действия всегда! По поводу 3700 слишком сумма мала чтобы было уголовно наказуемо, я конечно не слежу за нововведениями законодательства, но из-за глупой выходки получил 1 уголовки, мне просто жалко парня!
Челнинец получил год тюрьмы за букет роз сегодня в 16:29Гость 819, стабильность подразумевает некие гарантия...? Я прочёл это между строк... и скажите, что я не прав?
В следующем году расходы на коммуналку вырастут на 5,7%, на свет введут несколько тарифов сегодня в 14:50Гость 1004, почему мимо? все заслужили свои награды, просто так никого не награждали бы.
Спортсмены, эрудиты, волонтеры: на "КАМАЗе" определили активистов года сегодня в 14:21Гость 719, Все верно говоришь!
Челнинец получил год тюрьмы за букет роз сегодня в 13:45
Гость
29 окт 2019 в 11:53
Как похвально, тот самый РИЗ, с вашей подачи уничтожили. Серёжа с Альфиёй прислонились к человеку, какие довольные лица, и какие разные люди. Лично Вы, что празднуете, господа Когогины?
У вас есть тема? Вы находитесь на месте событий? Напишите нам!