Продолжение. Начало в № 34.
Как и обещал на открытии бюста Л.Б. Васильева 4 октября генеральный директор «КАМАЗа» Сергей Когогин, в минувшую субботу он нанёс визит первому гендиректору. 12 октября чета Васильевых принимала чету Когогиных: вместе с Сергеем Анатольевичем приехала его супруга Альфия Гумаровна, депутат Государственной Думы РФ. Не упустил возможность пообщаться с живой легендой и юный Максим Когогин.
Сергей Когогин продемонстрировал Льву Борисовичу видеозапись с торжественного мероприятия по случаю открытия бюста и номер «Вестей КАМАЗа» с публикацией об этом событии. Он подчеркнул, что газета, которая начала выпускаться ещё при первом генеральном директоре, выходит и по сей день, повествуя о делах автогиганта. Лев Борисович с волнением принял подарки, ещё раз отметив, что благодарен судьбе за возможность строить и запускать «КАМАЗ».
В разговоре за чашкой чая Сергей Анатольевич рассказал о современном этапе развития компании, о масштабной программе реинжиниринга «КАМАЗа» и новом модельном ряде, флагманом которого стал магистральный седельный тягач КАМАЗ-54901.
Двум камазовским «генералам» нашлось что обсудить при личной встрече
А мы продолжаем публикацию о встрече, состоявшейся неделей раньше.
Словно некий виртуальный «автомобиль сопровождения», трансформируясь с течением жизни в легковые, грузовые, на пути Льва Борисовича постоянно оказывались машины самых разных марок – до войны, в войну и после неё. И подчас будто по велению персонажа из древнегреческой трагедии под названием «бог (опять же!) на машине», круто разворачивалась его судьба в неожиданном, казалось бы, направлении.
– Работая в Наркомате речфлота СССР на старых ЗИС-101, – продолжает рассказ Лев Борисович, – узнал, что в Госснаб СССР пришли первые партии автомобилей «Победа». Новая машина – что для водителя может быть лучше? Подал заявление и перешёл туда. На разгоночном, как тогда называлось, автомобиле работал по заявкам – по звонкам. Один из пассажиров оказался заведующим отделом по приёмке автомобилей на автозаводах – он-то и сагитировал меня в 1949 году пойти на завод – КИМ.
– Будущий АЗЛК?
– Да, а потом «Москвич». Вот там за 15 лет я прошёл по всем цехам, и директор, вероятно, увидев во мне перспективу, назначил своим замом по производству.
– Виктор Николаевич Поляков, которого вы потом сменили на директорском посту?
– Да, Поляков. Мне было 38 лет.
– А когда вы уже руководили «КАМАЗом», а он – «ВАЗом», многое держалось на ваших личных отношениях?
– Отношения, действительно, были хорошими, хотя не всё было гладко… «ВАЗ» и «КАМАЗ» несопоставимы. На заводе в Тольятти фактически получили итальянский автомобиль и технологии. КАМАЗ же стал чисто нашей, отечественной машиной. Если затрагивать тему отношений, нельзя не сказать о министре, Александре Михайловиче Тарасове. В 1968 году он взял меня к себе в замы по внешнеэкономическим вопросам. Почему? Потому что АЗЛК 60% машин поставлял на экспорт, мы направляли за границу специалистов, слесарей, чтобы поддерживать марку. Я объездил всю Европу. Прекрасный сервисный пункт был у нас в Финляндии. Помню, приезжал туда однажды президент Кекконен с женой – машина ему очень понравилась.
Год в Минавтопроме для Льва Борисовича оказался памятным ещё и потому, что получился предкамазовским. А у назначения в Челны обнаруживается доселе не известная предыстория.
– Как-то в разговоре с министром докладываю: «Александр Михайлович, много вопросов от стран СЭВ: говорят, нужны современные грузовые автомобили». Он так посмотрел: «Ты что! У нас у самих грузовиков нет». А спустя полгода уже сам заводит речь: «Слушай, грузовиков не хватает и в Москве, и в Союзе. Я ведь тоже думал, что основные грузы возит железная дорога, а оказывается – автомобиль! Вот, рекомендация есть: давай поедем в Татарию строить завод». О том, как без восторга это предложение встретил, и как меня потом «трамбовали» в ЦК, я вам уже рассказывал. Отказать завотделом ЦК Василию Семёновичу Фролову, человеку, которого уважал безмерно, не мог. И начался «КАМАЗ»!
Послевоенные годы. Один из этапов трудовой деятельности Льва Васильева (слева) – начальник участка
Льву Борисовичу не привыкать к известному прозвищу первых руководителей – «генерал», но в разговоре всплывают моменты, когда он, будучи в своём воинском звании капитана, вообще-то, оказывается, в самом деле мог получить… генеральские погоны! И докторскую степень обрести – авторитет и связи позволяли. Но… не мог он изменить своей натуре. И на «КАМАЗе» не раз отвергал лукавые компромиссы, когда требовалось, по его выражению, «только подписать некоторые документики».
– Не в моём характере, прошу пардона. Показуха для меня – это убийство. Так что подобные предложения благополучно «проваливал». Прекрасное издание Большой советской энциклопедии – вот с чем вернулся с «КАМАЗа» в Москву. Копейки не взял у государства – только то, что заработал. Поскольку у меня был статус замминистра, зарплата моя была больше, чем у директора. 550 рублей. Но были непростые семейные обстоятельства, обязательства, связанные с прошлой жизнью…
Нет-нет, Лев Борисович, пусть прошлое останется в прошлом, наша заповедь – не бередить, чтобы не навредить. Хотя… Разве в таком ракурсе?
Александр Ушенин умеет задать разговору доверительный тон
Удобнее, наверно, момента не представится:
– Давно хочется спросить, как вы познакомились с Инной Вениаминовной?
В ответ – хором смех и долгое:
– О-о-о!
Быстрый обмен взглядами – они давно понимают друг друга без слов. Значит, лучше расскажет хозяйка дома.
– Это был бой быков! Я работала в НИИн Автопрома, который аккумулировал информацию обо всей автомобильной отрасли страны, в редакции радио и телевидения…
– Так мы коллеги!
– Точно. Получаю задание – осветить строительство «КАМАЗа», готовлю материал для самой популярной тогда программы «Время», в результате прихожу к товарищу Васильеву договориться об интервью на телевидении, а в ответ – категорический отказ!
– Я человек достаточно жёсткий в делах и вместе с тем достаточно стеснительный, – неожиданно признаётся Лев Борисович. А Инна Вениаминовна продолжает:
– Отступать было не в моём характере – пошла к министру, а тот развёл руками: «Хоть он и мой зам, приказать ему я не могу. Правда, если из ЦК позвонят…» Пришлось пробираться к товарищу Вольскому! Аркадий Иванович посмотрел все материалы, заявил, что интервью необходимо... В общем, повезла я Льва Борисовича на телевидение. Программа получилась великолепной, но разозлился он тогда на меня!
– Да, неудовольствие заключалось прежде всего в том, что мне подсказывали, как вести себя на интервью! В Москве, получается, мы познакомились, а помирились уже в Челнах, – вносит Лев Борисович существенную поправку.
– Потом были командировки в Татарию, незабываемые встречи с первым секретарём Татарского обкома партии Фикрятом Ахмеджановичем Табеевым (позже мы уже дружили семьями), панорама строящегося «КАМАЗа» с вертолёта… Так вот работа нас и свела. Сами не заметили, как влюбились – и поженились. И не расстаёмся – тоже уже почти полвека…
– Да, моя дорогая у меня – спец по всем делам…
На несколько секунд они всматриваются друг в друга – и видят… Конечно же, себя, молодых. Какими всегда остаются один для другого.
Начало 70-х годов. Супруги Васильевы нацелены на долгую совместную жизнь
Ольга ЖИГУЛЬСКАЯ
Окончание следует
Фото Виталия Зудина, Ольги Жигульской и из книги «Генеральный директор»
ну да, когда эта журналистка у него появилась, он же женат был)))))
Ответить (0)Я соглашусь, что уводит разговор о зарплате. Нынешние времена обсуждение о зарплате крайне не приятен и не желательно.
Ответить (0)уводит-то не от разговора о зарплате, а от каких-то неприятных воспоминаний, связанных с личной жизнью, с прежней семьей...
Ответить (0)Обратите внимание: зарплата высокая-550 рублей. У государства не взял ни копейки. Ни какой тайны из зарплаты не делает. Что заслужил, то и получал. Уважаю! А Ушенин уводит из интересной темы. Тема похоже для него неудобная.
Ответить (0)Видный мужчина Лев Борисович
Ответить (0)