USD

92,0538

EUR

98,6447

Казань

Наб.Челны

USD

92,0538

EUR

98,6447

Казань

Наб.Челны

Поделиться Vk

«Это была коррида»: первый гендиректор «КАМАЗа» Лев Васильев рассказал о знакомстве с женой

257
0
5
0

Продолжение. Начало в № 34.

Как и обещал на открытии бюста Л.Б. Васильева 4 октября генеральный директор «КАМАЗа» Сергей Когогин, в минувшую субботу он нанёс визит первому гендиректору. 12 октября чета Васильевых принимала чету Когогиных: вместе с Сергеем Анатольевичем приехала его супруга Альфия Гумаровна, депутат Государственной Думы РФ. Не упустил возможность пообщаться с живой легендой и юный Максим Когогин.

Сергей Когогин продемонстрировал Льву Борисовичу видеозапись с торжественного мероприятия по случаю открытия бюста и номер «Вестей КАМАЗа» с публикацией об этом событии. Он подчеркнул, что газета, которая начала выпускаться ещё при первом генеральном директоре, выходит и по сей день, повествуя о делах автогиганта. Лев Борисович с волнением принял подарки, ещё раз отметив, что благодарен судьбе за возможность строить и запускать «КАМАЗ».

В разговоре за чашкой чая Сергей Анатольевич рассказал о современном этапе развития компании, о масштабной программе реинжиниринга «КАМАЗа» и новом модельном ряде, флагманом которого стал магистральный седельный тягач КАМАЗ-54901.

Двум камазовским «генералам» нашлось что обсудить при личной встрече

А мы продолжаем публикацию о встрече, состоявшейся неделей раньше.

Словно некий виртуальный «автомобиль сопровождения», трансформируясь с течением жизни в легковые, грузовые, на пути Льва Борисовича постоянно оказывались машины самых разных марок – до войны, в войну и после неё. И подчас будто по велению персонажа из древнегреческой трагедии под названием «бог (опять же!) на машине», круто разворачивалась его судьба в неожиданном, казалось бы, направлении.

– Работая в Наркомате речфлота СССР на старых ЗИС-101, – продолжает рассказ Лев Борисович, – узнал, что в Госснаб СССР пришли первые партии автомобилей «Победа». Новая машина – что для водителя может быть лучше? Подал заявление и перешёл туда. На разгоночном, как тогда называлось, автомобиле работал по заявкам – по звонкам. Один из пассажиров оказался заведующим отделом по приёмке автомобилей на автозаводах – он-то и сагитировал меня в 1949 году пойти на завод – КИМ.

– Будущий АЗЛК?

– Да, а потом «Москвич». Вот там за 15 лет я прошёл по всем цехам, и директор, вероятно, увидев во мне перспективу, назначил своим замом по производству.

– Виктор Николаевич Поляков, которого вы потом сменили на директорском посту?

– Да, Поляков. Мне было 38 лет.

– А когда вы уже руководили «КАМАЗом», а он – «ВАЗом», многое держалось на ваших личных отношениях?

– Отношения, действительно, были хорошими, хотя не всё было гладко… «ВАЗ» и «КАМАЗ» несопоставимы. На заводе в Тольятти фактически получили итальянский автомобиль и технологии. КАМАЗ же стал чисто нашей, отечественной машиной. Если затрагивать тему отношений, нельзя не сказать о министре, Александре Михайловиче Тарасове. В 1968 году он взял меня к себе в замы по внешнеэкономическим вопросам. Почему? Потому что АЗЛК 60% машин поставлял на экспорт, мы направляли за границу специалистов, слесарей, чтобы поддерживать марку. Я объездил всю Европу. Прекрасный сервисный пункт был у нас в Финляндии. Помню, приезжал туда однажды президент Кекконен с женой – машина ему очень понравилась.

Год в Минавтопроме для Льва Борисовича оказался памятным ещё и потому, что получился предкамазовским. А у назначения в Челны обнаруживается доселе не известная предыстория.

– Как-то в разговоре с министром докладываю: «Александр Михайлович, много вопросов от стран СЭВ: говорят, нужны современные грузовые автомобили». Он так посмотрел: «Ты что! У нас у самих грузовиков нет». А спустя полгода уже сам заводит речь: «Слушай, грузовиков не хватает и в Москве, и в Союзе. Я ведь тоже думал, что основные грузы возит железная дорога, а оказывается – автомобиль! Вот, рекомендация есть: давай поедем в Татарию строить завод». О том, как без восторга это предложение встретил, и как меня потом «трамбовали» в ЦК, я вам уже рассказывал. Отказать завотделом ЦК Василию Семёновичу Фролову, человеку, которого уважал безмерно, не мог. И начался «КАМАЗ»!

Послевоенные годы. Один из этапов трудовой деятельности Льва Васильева (слева) – начальник участка

Льву Борисовичу не привыкать к известному прозвищу первых руководителей – «генерал», но в разговоре всплывают моменты, когда он, будучи в своём воинском звании капитана, вообще-то, оказывается, в самом деле мог получить… генеральские погоны! И докторскую степень обрести – авторитет и связи позволяли. Но… не мог он изменить своей натуре. И на «КАМАЗе» не раз отвергал лукавые компромиссы, когда требовалось, по его выражению, «только подписать некоторые документики».

– Не в моём характере, прошу пардона. Показуха для меня – это убийство. Так что подобные предложения благополучно «проваливал». Прекрасное издание Большой советской энциклопедии – вот с чем вернулся с «КАМАЗа» в Москву. Копейки не взял у государства – только то, что заработал. Поскольку у меня был статус замминистра, зарплата моя была больше, чем у директора. 550 рублей. Но были непростые семейные обстоятельства, обязательства, связанные с прошлой жизнью…

Нет-нет, Лев Борисович, пусть прошлое останется в прошлом, наша заповедь – не бередить, чтобы не навредить. Хотя… Разве в таком ракурсе?

Александр Ушенин умеет задать разговору доверительный тон

Удобнее, наверно, момента не представится:

– Давно хочется спросить, как вы познакомились с Инной Вениаминовной?

В ответ – хором смех и долгое:

– О-о-о!

Быстрый обмен взглядами – они давно понимают друг друга без слов. Значит, лучше расскажет хозяйка дома.

– Это был бой быков! Я работала в НИИн Автопрома, который аккумулировал информацию обо всей автомобильной отрасли страны, в редакции радио и телевидения…

– Так мы коллеги!

– Точно. Получаю задание – осветить строительство «КАМАЗа», готовлю материал для самой популярной тогда программы «Время», в результате прихожу к товарищу Васильеву договориться об интервью на телевидении, а в ответ – категорический отказ!

– Я человек достаточно жёсткий в делах и вместе с тем достаточно стеснительный, – неожиданно признаётся Лев Борисович. А Инна Вениаминовна продолжает:

– Отступать было не в моём характере – пошла к министру, а тот развёл руками: «Хоть он и мой зам, приказать ему я не могу. Правда, если из ЦК позвонят…» Пришлось пробираться к товарищу Вольскому! Аркадий Иванович посмотрел все материалы, заявил, что интервью необходимо... В общем, повезла я Льва Борисовича на телевидение. Программа получилась великолепной, но разозлился он тогда на меня!

– Да, неудовольствие заключалось прежде всего в том, что мне подсказывали, как вести себя на интервью! В Москве, получается, мы познакомились, а помирились уже в Челнах, – вносит Лев Борисович существенную поправку.

– Потом были командировки в Татарию, незабываемые встречи с первым секретарём Татарского обкома партии Фикрятом Ахмеджановичем Табеевым (позже мы уже дружили семьями), панорама строящегося «КАМАЗа» с вертолёта… Так вот работа нас и свела. Сами не заметили, как влюбились – и поженились. И не расстаёмся – тоже уже почти полвека…

– Да, моя дорогая у меня – спец по всем делам…

На несколько секунд они всматриваются друг в друга – и видят… Конечно же, себя, молодых. Какими всегда остаются один для другого.

Начало 70-х годов. Супруги Васильевы нацелены на долгую совместную жизнь

Ольга ЖИГУЛЬСКАЯ

Окончание следует

Фото Виталия Зудина, Ольги Жигульской и из книги «Генеральный директор»

0
5
257
Все коментарии (44163)
- Автор статьи

• • • Все новости автора

Яндекс.Дзен

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Подписаться
Комментарии44163
Кто название форума придумал? Россия это не исламский мир🤮
Для участников KazanForum организуют экскурсии на «КАМАЗ»
03.05.2024 13:03
Воообще позорище, когда маршрутки частника-форд "Транзит" и более-менее вместительные "Газоны" ходят по графику, а ваши автобусы общественного транспорта-ВООБЩЕ НЕТ.как ему вздумается, так он и приедет.Скажет начальник-бросаем автобусы с2-3го маршрута на 10й-вообще ни один не приедет.Это вы называете транспортом, когда набитые людьми скотовозки частников хотя бы ходят по графику, а ваши вместительные автобусы-как хрен на слух секретаря положит?
«Параметры меняются в сторону увеличения»: бюджет Набережных Челнов приближается к 18 миллиардам
03.05.2024 13:00
В таком большом городе не могут найти маршрут для проведения городского чемпионата и первенство по велосипедному спорту. Обязательно необходимо перекрывать улицы для автомобилистов.
В Челнах в эти выходные будут перекрыты несколько участков дорог
03.05.2024 12:52
Машенист крана не виноват, виноват водитель который не выполнил требование знака STOP(lвижение без остановки запрещено ПДД знак2.5), типичный случай сейчас вообще уже некоторые начали обгонять на ЖД переездах, для них это стало номой видимо! а про запрещающий сигнал светофора можно вообще промолчать после 22:00 уже почти никто не останавливается, хотя многие даже не знают что за это уже лишают на 6 мес.
В промзоне Челнов столкнулись легковушка и железнодорожный кран
03.05.2024 12:44
Комментарии

5

Ваш комментарий
22.10.2019 07:01
Гость

ну да, когда эта журналистка у него появилась, он же женат был)))))

Ответить (0)
22.10.2019 05:23
Гость

Я соглашусь, что уводит разговор о зарплате. Нынешние времена обсуждение о зарплате крайне не приятен и не желательно.

Ответить (0)
21.10.2019 11:39
Гость

уводит-то не от разговора о зарплате, а от каких-то неприятных воспоминаний, связанных с личной жизнью, с прежней семьей...

Ответить (0)
21.10.2019 10:09
Гость

Обратите внимание: зарплата высокая-550 рублей. У государства не взял ни копейки. Ни какой тайны из зарплаты не делает. Что заслужил, то и получал. Уважаю! А Ушенин уводит из интересной темы. Тема похоже для него неудобная.

Ответить (0)
19.10.2019 18:59
Гость

Видный мужчина Лев Борисович

Ответить (0)
Сводка СВО: украинцам грозят увольнениями за сокрытие сведений о родственниках в России; 80% денег из поддержки США останутся внутри страны
Сводка СВО: Беларусь готовится ко внешним и внутренним диверсиям; Пентагон поощряет идею ударов по Крыму ракетами Atacms
Новый генплан Челнов требует строительства 20 школ и 30 садиков за шесть лет
Сводка СВО: у границ РФ сгруппированы до 33 тыс. военных НАТО; задержан замминистра обороны, работавший с госзаказом
У Вас есть новости?У вас есть тема? Вы находитесь на месте событий? Напишите нам!
Как c вами связаться?
Как c вами связаться?
Предложить новость
Подпишись на рассылку “ВЕСТИ КАМАЗа”

Узнaвай первым, о новостях твоего города!

Подписаться
«Вести КАМАЗа»

Новости КАМАЗа | События Набережных Челнов

Развернуть