Как и обещал на открытии бюста Л.Б. Васильева 4 октября генеральный директор «КАМАЗа» Сергей Когогин, в минувшую субботу он нанёс визит первому гендиректору. 12 октября чета Васильевых принимала чету Когогиных: вместе с Сергеем Анатольевичем приехала его супруга Альфия Гумаровна, депутат Государственной Думы РФ. Не упустил возможность пообщаться с живой легендой и юный Максим Когогин.
Сергей Когогин продемонстрировал Льву Борисовичу видеозапись с торжественного мероприятия по случаю открытия бюста и номер «Вестей КАМАЗа» с публикацией об этом событии. Он подчеркнул, что газета, которая начала выпускаться ещё при первом генеральном директоре, выходит и по сей день, повествуя о делах автогиганта. Лев Борисович с волнением принял подарки, ещё раз отметив, что благодарен судьбе за возможность строить и запускать «КАМАЗ».
В разговоре за чашкой чая Сергей Анатольевич рассказал о современном этапе развития компании, о масштабной программе реинжиниринга «КАМАЗа» и новом модельном ряде, флагманом которого стал магистральный седельный тягач КАМАЗ-54901.
Двум камазовским «генералам» нашлось что обсудить при личной встрече
А мы продолжаем публикацию о встрече, состоявшейся неделей раньше.
Словно некий виртуальный «автомобиль сопровождения», трансформируясь с течением жизни в легковые, грузовые, на пути Льва Борисовича постоянно оказывались машины самых разных марок – до войны, в войну и после неё. И подчас будто по велению персонажа из древнегреческой трагедии под названием «бог (опять же!) на машине», круто разворачивалась его судьба в неожиданном, казалось бы, направлении.
– Работая в Наркомате речфлота СССР на старых ЗИС-101, – продолжает рассказ Лев Борисович, – узнал, что в Госснаб СССР пришли первые партии автомобилей «Победа». Новая машина – что для водителя может быть лучше? Подал заявление и перешёл туда. На разгоночном, как тогда называлось, автомобиле работал по заявкам – по звонкам. Один из пассажиров оказался заведующим отделом по приёмке автомобилей на автозаводах – он-то и сагитировал меня в 1949 году пойти на завод – КИМ.
– Будущий АЗЛК?
– Да, а потом «Москвич». Вот там за 15 лет я прошёл по всем цехам, и директор, вероятно, увидев во мне перспективу, назначил своим замом по производству.
– Виктор Николаевич Поляков, которого вы потом сменили на директорском посту?
– Да, Поляков. Мне было 38 лет.
– А когда вы уже руководили «КАМАЗом», а он – «ВАЗом», многое держалось на ваших личных отношениях?
– Отношения, действительно, были хорошими, хотя не всё было гладко… «ВАЗ» и «КАМАЗ» несопоставимы. На заводе в Тольятти фактически получили итальянский автомобиль и технологии. КАМАЗ же стал чисто нашей, отечественной машиной. Если затрагивать тему отношений, нельзя не сказать о министре, Александре Михайловиче Тарасове. В 1968 году он взял меня к себе в замы по внешнеэкономическим вопросам. Почему? Потому что АЗЛК 60% машин поставлял на экспорт, мы направляли за границу специалистов, слесарей, чтобы поддерживать марку. Я объездил всю Европу. Прекрасный сервисный пункт был у нас в Финляндии. Помню, приезжал туда однажды президент Кекконен с женой – машина ему очень понравилась.
Год в Минавтопроме для Льва Борисовича оказался памятным ещё и потому, что получился предкамазовским. А у назначения в Челны обнаруживается доселе не известная предыстория.
– Как-то в разговоре с министром докладываю: «Александр Михайлович, много вопросов от стран СЭВ: говорят, нужны современные грузовые автомобили». Он так посмотрел: «Ты что! У нас у самих грузовиков нет». А спустя полгода уже сам заводит речь: «Слушай, грузовиков не хватает и в Москве, и в Союзе. Я ведь тоже думал, что основные грузы возит железная дорога, а оказывается – автомобиль! Вот, рекомендация есть: давай поедем в Татарию строить завод». О том, как без восторга это предложение встретил, и как меня потом «трамбовали» в ЦК, я вам уже рассказывал. Отказать завотделом ЦК Василию Семёновичу Фролову, человеку, которого уважал безмерно, не мог. И начался «КАМАЗ»!
Послевоенные годы. Один из этапов трудовой деятельности Льва Васильева (слева) – начальник участка
Льву Борисовичу не привыкать к известному прозвищу первых руководителей – «генерал», но в разговоре всплывают моменты, когда он, будучи в своём воинском звании капитана, вообще-то, оказывается, в самом деле мог получить… генеральские погоны! И докторскую степень обрести – авторитет и связи позволяли. Но… не мог он изменить своей натуре. И на «КАМАЗе» не раз отвергал лукавые компромиссы, когда требовалось, по его выражению, «только подписать некоторые документики».
– Не в моём характере, прошу пардона. Показуха для меня – это убийство. Так что подобные предложения благополучно «проваливал». Прекрасное издание Большой советской энциклопедии – вот с чем вернулся с «КАМАЗа» в Москву. Копейки не взял у государства – только то, что заработал. Поскольку у меня был статус замминистра, зарплата моя была больше, чем у директора. 550 рублей. Но были непростые семейные обстоятельства, обязательства, связанные с прошлой жизнью…
Нет-нет, Лев Борисович, пусть прошлое останется в прошлом, наша заповедь – не бередить, чтобы не навредить. Хотя… Разве в таком ракурсе?
Александр Ушенин умеет задать разговору доверительный тон
Удобнее, наверно, момента не представится:
– Давно хочется спросить, как вы познакомились с Инной Вениаминовной?
В ответ – хором смех и долгое:
– О-о-о!
Быстрый обмен взглядами – они давно понимают друг друга без слов. Значит, лучше расскажет хозяйка дома.
– Это был бой быков! Я работала в НИИн Автопрома, который аккумулировал информацию обо всей автомобильной отрасли страны, в редакции радио и телевидения…
– Так мы коллеги!
– Точно. Получаю задание – осветить строительство «КАМАЗа», готовлю материал для самой популярной тогда программы «Время», в результате прихожу к товарищу Васильеву договориться об интервью на телевидении, а в ответ – категорический отказ!
– Я человек достаточно жёсткий в делах и вместе с тем достаточно стеснительный, – неожиданно признаётся Лев Борисович. А Инна Вениаминовна продолжает:
– Отступать было не в моём характере – пошла к министру, а тот развёл руками: «Хоть он и мой зам, приказать ему я не могу. Правда, если из ЦК позвонят…» Пришлось пробираться к товарищу Вольскому! Аркадий Иванович посмотрел все материалы, заявил, что интервью необходимо... В общем, повезла я Льва Борисовича на телевидение. Программа получилась великолепной, но разозлился он тогда на меня!
– Да, неудовольствие заключалось прежде всего в том, что мне подсказывали, как вести себя на интервью! В Москве, получается, мы познакомились, а помирились уже в Челнах, – вносит Лев Борисович существенную поправку.
– Потом были командировки в Татарию, незабываемые встречи с первым секретарём Татарского обкома партии Фикрятом Ахмеджановичем Табеевым (позже мы уже дружили семьями), панорама строящегося «КАМАЗа» с вертолёта… Так вот работа нас и свела. Сами не заметили, как влюбились – и поженились. И не расстаёмся – тоже уже почти полвека…
– Да, моя дорогая у меня – спец по всем делам…
На несколько секунд они всматриваются друг в друга – и видят… Конечно же, себя, молодых. Какими всегда остаются один для другого.
Начало 70-х годов. Супруги Васильевы нацелены на долгую совместную жизнь
Ольга ЖИГУЛЬСКАЯ
Окончание следует
Фото Виталия Зудина, Ольги Жигульской и из книги «Генеральный директор»
Ну во первых женщина/девушка здесь не при чем, какое подстрекательство, о чем вы господа? Голова должна быть у мужчины/парня на плечах своя, а не "чужая"; если действительно любит так заработай и купи и почему из 29 роз, а не из 3,5,7,...51? Достаточно и 1 розы но купленной на честно заработанные деньги!!! А если подруга неадекватная, жадная до денег то для чего такая ему нужна, любовь любовью, но нужно думать головой прежде чем что то совершить, отдавать отчет за свои действия всегда! По поводу 3700 слишком сумма мала чтобы было уголовно наказуемо, я конечно не слежу за нововведениями законодательства, но из-за глупой выходки получил 1 уголовки, мне просто жалко парня!
Челнинец получил год тюрьмы за букет роз 19 дек в 16:29Гость 819, стабильность подразумевает некие гарантия...? Я прочёл это между строк... и скажите, что я не прав?
В следующем году расходы на коммуналку вырастут на 5,7%, на свет введут несколько тарифов 19 дек в 14:50Гость 1004, почему мимо? все заслужили свои награды, просто так никого не награждали бы.
Спортсмены, эрудиты, волонтеры: на "КАМАЗе" определили активистов года 19 дек в 14:21
Гость
19 окт 2019 в 18:59
Видный мужчина Лев Борисович
Гость
21 окт 2019 в 10:09
Обратите внимание: зарплата высокая-550 рублей. У государства не взял ни копейки. Ни какой тайны из зарплаты не делает. Что заслужил, то и получал. Уважаю! А Ушенин уводит из интересной темы. Тема похоже для него неудобная.
Гость
21 окт 2019 в 11:39
уводит-то не от разговора о зарплате, а от каких-то неприятных воспоминаний, связанных с личной жизнью, с прежней семьей...
Гость
22 окт 2019 в 05:23
Я соглашусь, что уводит разговор о зарплате. Нынешние времена обсуждение о зарплате крайне не приятен и не желательно.
Гость
22 окт 2019 в 07:01
ну да, когда эта журналистка у него появилась, он же женат был)))))
У вас есть тема? Вы находитесь на месте событий? Напишите нам!