Говоря о женской изобретательности, обычно имеют в виду бытовые моменты, поведенческие реакции. Технические задачи «априори» решают мужчины, а тема женщины в мужских профессиях обычно развивается в таких характеристиках, как «твёрдый характер», «мужской склад ума»… Главный специалист по коробкам передач КО трансмиссии НТЦ «КАМАЗа» Галия Залялутдинова – негромкая, изящная, деликатная, сторонится жарких споров, предпочитая отстаивать свою правоту не в словесных баталиях, а в чертежах и конструкциях. Но, сосчитав по нашей просьбе количество своих патентов на изобретения и полезные модели, словно сама удивляется: их уже 13!
Окажись она перед выбором профессии сейчас, возможно, стала бы модельером. Но в 1982-м в КамПИ, лишь второй год набиравшем студентов, такой специальности даже не угадывалось. Можно было пойти на малопонятную «Обработку металлов давлением» или на «Литейное производство». Галия выбрала только открывавшуюся, но тоже «не женскую» специальность «Автомобили и тракторы». Почему? А вот тут ответ чисто женский: автомобили – это красиво! И интересно.
Абдрахману Шайхутдиновичу Залялутдинову в УГК многие завидовали: надо же, две дочки, Галия и Нурия, – и обе инженеры-конструкторы, по его стопам пошли. Запомнили они услышанное от отца ещё в школе: «Тут ведь не просто чертить – всё время что-то придумывать нужно!»
Первой реакцией Галии на определение её после вуза в бюро коробок передач было беспокойство: «КП – это же такой большой и сложный узел, море деталей и функций! Валы, шестерни, синхронизаторы, механизм переключения передач…Лучше б в КБ сцеплений или карданных валов!»
Но, придя в бюро перспективных коробок передач к Евгению Павловичу Пронину – конструктору, наставнику, дипломату и психологу в одном лице, Галия очень скоро поняла: ей здесь нравится! Добавим, не ей одной: сейчас в их отделе трансмиссии уже шесть женщин. То, что отец называл «придумывать», с годами и опытом стало получаться на равных в соавторстве с коллегами-мужчинами.
– Всё идёт от проблемы, – отвечает она на вопрос об источниках технического вдохновения. – Получая задание или информацию по дефекту, находишь причину, продумываешь варианты конструкции, выбираешь из них лучший и оптимальный, всё взвешивая, чтобы получилось технологично для производства, недорого для компании и удобно для потребителя. Думаешь об этом и когда бежишь на трамвай, и когда в столовой в очереди стоишь, и когда домашними делами занимаешься. Наверное, идеи приходят не как озарение, а как результат обдумывания. Тот первый туманный образ, что рождается первоначально в голове, не во всём совпадёт с той конструкцией, что потом инженер вложит в окончательный чертёж.
Большинство новаций Галии Залялутдиновой – полезные модели. Статус изобретения получил механизм переключения коробки передач 161-й модели с демультипликатором. Над этой коробкой, которая могла бы устанавливаться на автомобили с более мощным двигателем, она работала вместе с такими известными камазовскими конструкторами как А.И. Козадаев, А. А. Качесов и А.В. Горбатовский.
– Мы сделали так, что переключение демультипликатора происходило автоматически, без дополнительных действий человека, – поясняет Галия Абдрахмановна. Для неё важно, чтобы изобретение не просто было зафиксировано, но и работало – приносило пользу.
Муж Галии Абдрахмановны – тоже конструктор, и в том же КО, только в другом КБ. Возможно, поэтому у каждого из них инженерный творческий процесс, как почерк, абсолютно индивидуальный. А вот влияние знаков Зодиака на способности к новаторству, по мнению собеседницы, очень даже прослеживается. Сама она, Овен по гороскопу, заметила, что кроме Овнов, более других склонны к «производству» новых технических решений Водолеи. При всех женских хлопотах, которые традиционно укладываются в формулу «как белка в колесе», считает, что у мужчин ещё более сложная жизнь: армия, заботы о семье, денежное обеспечение...
По мере разговора выясняется, что женское новаторское окружение нашей героини не столь мало. Например, множество рацпредложений сделано в тандеме с технологами завода двигателей Гульшат Бадретдиновой и Людмилой Скопиной. На 34 выданы удостоверения.
– Изобретатель не всегда может быть конструктором, а вот у конструктора, по-моему, изобретательство должно быть в крови, – считает Галия Абдрахмановна. – Но, чтобы это дало плоды, важную роль играют не только способности, но и окружение, и отношение руководства. У нас в КО это направление активно поощряется начальником отдела Юрием Михайловичем Козловым, и очень помогают новаторам наши патентоведы. Помню свой случай с унифицированной опорой. Переключение делителя коробки передач ранее производилось тросиком, который часто ломался. После переноса клапана переключения в рукоятку получилось так, что в эксплуатации к ней стало невозможно присоединиться старыми металлическими трубками. Пришлось включить в опору дополнительное звено – переходник, сделавший её удобной для подключения. Я знала, что в решении есть новизна, но не могла понять, как сформулировать идею. Пришла к патентоведу Людмиле Васильевне Андрющенко, и она очень красиво и понятно упорядочила хаос информации. Пользуясь случаем, хочу сказать спасибо ей и всему бюро патентно-лицензионной и изобретательской работы. Ведь даже на вручении «Оскара» принято благодарить тех, кто помогал!
Ольга ЖИГУЛЬСКАЯ. Фото: Александр АВДЕЙЧИК
Молодец! Умница!
Ответить (0)