23 августа 1939 года был тайно подписан так называемый «Пакт Молотова-Риббентропа» - договор о ненападении между СССР и нацистской Германией.
К документу был приложен секретный протокол, в котором Сталин и Гитлер, фактически, разграничили сферы своих интересов в Центральной и Восточной Европе. Проще говоря, они обязались не выдвигать войска дальше заранее оговоренных границ.
Такого никто не ожидал. Советский Союз - единственная страна в Европе, которая уже воевала с фашизмом в Испании и на Дальнем Востоке - с союзником Гитлера Японией. Вся мощь советской идеологической машины была настроена на антифашизм. В пропагандистских фильмах красноармейцы штыками гнали врагов в немецкой форме. И вдруг: «Стороны обязуются воздерживаться от всякого насилия, от всякого агрессивного действия и всякого нападения в отношении друг друга».
Простые советские люди сотнями писали наркому иностранных дел СССР товарищу Вячеславу Молотову. Среди них было и письмо жителя Набережных Челнов:
«Дорогой Вячеслав Михайлович! По поводу заключения Вами на днях двух договоров с Германией, торгово-кредитного и о ненападении - позволю себе высказать свое мнение.
Договор о ненападении можно еще (условно) приветствовать, как некое болеутоляющее и обнадеживающее. О практической же пользе для нас судить подождем: не бросит ли Гитлер в нужную ему минуту этот договор в мусорный ящик как ничего не стоящий клочок бумаги, - что он неоднократно проделывал с другими, и не будет ничего удивительного, если он это проделает также и с нами. Вспомните-ка Козьму Пруткова, говорившего: «Единожды солгавши, кто тебе поверит!». Ломаный грош - вот цена словам таких людей, как герр Гитлер и компания.
А вот торгово-кредитное соглашение - это «особая статья». Я лично думаю (более - уверен), что этим соглашением мы поможем фашистской Германии пережить трудную для нее минуту, предоставляя ей кредит в 200 миллионов марок, может быть, для закупки военного сырья. Не помогать изворачиваться да точить на нас нож надо, а бойкотировать, блокировать фашистских каннибалов, отгородиться от них китайской стеной, рвами, колючей проволокой, рогатинами, волчьими ямами. Пусть жарятся в собственном арийском соку! А помогать им спрыгнуть с горячей сковороды - не в наших интересах. Наоборот! Нужное же нам машинное оборудование, полагаю, могут поставить нам, не хуже и не дороже, другие страны, а не только Германия.
Вот почему я отношусь к торгово-кредитному соглашению с фашистской Германией отрицательно, а против его заключения я протестую. Никаких подобных сделок ни с Германией, ни с Японией, ни с Италией, пока там власть в руках теперешних каннибалов! Бойкот им и эмбарго.
28 августа 1939 г. Степан Иванович Панфилов, рабочий, пенсионер, бывший защитник Порт-Артура, 63-х лет».
Ранним утром 22 июня 1941 года после артиллерийской и авиационной подготовки немецкие войска перешли границу СССР...
Гость 305