USD79.4495 EUR93.2274
Казань
-14 °C
Наб.Челны
-11 °C
13 дек 2020 в 05:00

«КАМАЗу» - 51 год: 13 декабря 1969 года началось строительство челнинского автогиганта

786
0
4
Назад к новостям

Дата 13 декабря 1969 года навсегда останется в истории как начало строительства «КАМАЗа», стройки, которую объявили Всесоюзной ударной комсомольской. Тысячи молодых людей со всех уголков страны съехались сюда, чтобы построить автогигант с полным циклом производства и белый город для автомобилестроителей.

Давайте обратимся к историческим событиям и вспомним первые шаги большой стройки.

***

Легендарный экскаватор Э-100 № 35, которым был вынут первый ковш земли на месте будущего «КАМАЗа», поступил в «КамГЭСэнергострой» в июне 1969 года. В сопроводительном письме костромские пионеры сообщали, что собрали металлолом на его строительство и просили предать лучшему экипажу. Так и прозвали этот экскаватор «пионерский».

***

Чести начать строительство автогиганта удостоился экскаваторщик Михаил Тимофеевич Носков – лучший машинист «КамГЭСэнергостроя».

Он вспоминал, как готовились к историческому событию: «Поздним вечером 12 числа погрузили мы с помощником экскаватор на трайлер и тронулись на будущую строительную площадку. Темень, пурга, ветер с ног сшибает. Проехали километров двадцать, потом свернули в сторону от Мензелинского тракта и остановились. Там уже ждали со своими машинами бульдозеристы Данилов, В. Бухаров, М. Минигараев, скреперист Ф. Насыров. К работам приступили, как чуть рассвело».

«Советская Татария», 19.12.1969

***

Помимо Михаила Носкова на месте событий 13 декабря был ещё один машинист экскаватора – Михаил Усов. А за рулём грузовика «КрАЗ», на котором был вывезен первый вынутый грунт, был водитель Фанус Фатыхов.

***

Экскаваторщикам зимой 1969–1970 годов было трудно подцеплять ковшом замёрзшую землю. На помощь приходили взрывники.

«Николай Булыгин – взрывник – резко взмахнул флажком и сам быстро укрылся за снежным валом. К небу взметнулся гигантский гриб, увлекая за собой десятки тонн мёрзлого грунта. Этот мощный взрыв известил челнинцев о начале работ под котлован промышленной базы Камского автомобильного завода».

«Советская Татария», 21.01.1970

***

«Экипаж экскаватора № 35, на котором работают Михаил Носков и Степан Пухачёв, каждые сутки вынимает до 2000 кубометров грунта. Экипаж почти вдвое перекрывает дневные задания».

«Правда», 11.01.1970

***

«Ежедневно в Набережные Челны на стройку по путёвкам комсомольских организаций и без путёвок со всех концов страны приезжают до 150 каменщиков, бульдозеристов, шофёров и представителей других профессий».

«Правда», 11.01.1970

***

«Только советский народ мог построить город и автогигант в такой короткий срок», – написал в одной из своих книг легендарный начальник стройки Евгений Батенчук.


Буквально через пять лет – 16 февраля 1976 года – с главного конвейера «КАМАЗа» сошёл первый грузовик.

В материале использованы сведения исторического блога директора Музея «КАМАЗа» Александра Чухонцева.

786
0
4
- Автор статьи

Дежурный редактор

Все новости автора
Яндекс.Дзен

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Подписатся
Последние комментарии
Гость 687

Гость 872, люди сами захотели именно такой демократии... это их выбор. Есть старое изречение, каждый народ заслуживает именно того правителя, какого имеет. Людям весь театр абсурда нравиться, он им зашёл и другой жизни они не хотят.

Сотни полицейских, КПП, грузовики по периметру: как Челны готовятся к охране порядка на елках сегодня в 08:47
Комментарии0
Подписывайся
на Telegram
Поделится Vk