Дата 13 декабря 1969 года навсегда останется в истории как начало строительства «КАМАЗа», стройки, которую объявили Всесоюзной ударной комсомольской. Тысячи молодых людей со всех уголков страны съехались сюда, чтобы построить автогигант с полным циклом производства и белый город для автомобилестроителей.
Давайте обратимся к историческим событиям и вспомним первые шаги большой стройки.
***
Легендарный экскаватор Э-100 № 35, которым был вынут первый ковш земли на месте будущего «КАМАЗа», поступил в «КамГЭСэнергострой» в июне 1969 года. В сопроводительном письме костромские пионеры сообщали, что собрали металлолом на его строительство и просили предать лучшему экипажу. Так и прозвали этот экскаватор «пионерский».
***
Чести начать строительство автогиганта удостоился экскаваторщик Михаил Тимофеевич Носков – лучший машинист «КамГЭСэнергостроя».
Он вспоминал, как готовились к историческому событию: «Поздним вечером 12 числа погрузили мы с помощником экскаватор на трайлер и тронулись на будущую строительную площадку. Темень, пурга, ветер с ног сшибает. Проехали километров двадцать, потом свернули в сторону от Мензелинского тракта и остановились. Там уже ждали со своими машинами бульдозеристы Данилов, В. Бухаров, М. Минигараев, скреперист Ф. Насыров. К работам приступили, как чуть рассвело».
«Советская Татария», 19.12.1969
***
Помимо Михаила Носкова на месте событий 13 декабря был ещё один машинист экскаватора – Михаил Усов. А за рулём грузовика «КрАЗ», на котором был вывезен первый вынутый грунт, был водитель Фанус Фатыхов.
***
Экскаваторщикам зимой 1969–1970 годов было трудно подцеплять ковшом замёрзшую землю. На помощь приходили взрывники.
«Николай Булыгин – взрывник – резко взмахнул флажком и сам быстро укрылся за снежным валом. К небу взметнулся гигантский гриб, увлекая за собой десятки тонн мёрзлого грунта. Этот мощный взрыв известил челнинцев о начале работ под котлован промышленной базы Камского автомобильного завода».
«Советская Татария», 21.01.1970
***
«Экипаж экскаватора № 35, на котором работают Михаил Носков и Степан Пухачёв, каждые сутки вынимает до 2000 кубометров грунта. Экипаж почти вдвое перекрывает дневные задания».
«Правда», 11.01.1970
***
«Ежедневно в Набережные Челны на стройку по путёвкам комсомольских организаций и без путёвок со всех концов страны приезжают до 150 каменщиков, бульдозеристов, шофёров и представителей других профессий».
«Правда», 11.01.1970
***
«Только советский народ мог построить город и автогигант в такой короткий срок», – написал в одной из своих книг легендарный начальник стройки Евгений Батенчук.
В материале использованы сведения исторического блога директора Музея «КАМАЗа» Александра Чухонцева.