«КАМАЗ» не отправляет свои автомобили на другие планеты, не выпускает детали для ракет и не имеет в штате покорителей галактики, однако День космонавтики – это и наш праздник. Во времена строительства камского автозавода в Челны приезжали космонавты. Комсомольские лидеры вручали камазовцам побывавшие в космосе награды, а в одной из бригад числился сам Юрий Гагарин. В чем-то связь "КАМАЗа" с космосом сохраняется и сегодня.
ПОДАРКИ С ОРБИТЫ
Камазовцы не раз получали подарки из космоса. Как почетные, так и совсем простенькие, вроде чайного пакетика. Такой гостинец космонавт Александр Серебров когда-то вручил директору камазовской типографии – сейчас заварочный пакет с сахаром, побывавший на орбите Земли, хранится в музее боевой славы школы № 3, где большая часть экспозиции посвящена космосу.
Еще два привета из космоса прописались в Музее истории города и музее литейного завода. Бесценные экспонаты периода строительства «КАМАЗа» – знамя и вымпел. В 1975 году за доблестный труд и успехи в учении молодых строителей завода и города наградили Красным Знаменем ЦК ВЛКСМ. Оно побывало в космосе с экипажем корабля «Союз-12».
В 1980 году слова «Космос, «КАМАЗ», «трудовые успехи», «высокие показатели» вновь прозвучали в одном контексте. Вымпелом, сопровождавшим в первой экспедиции на орбитальную станцию «Союз-4» космонавтов Алексея Губарева и Георгия Гречко, награждили бригаду Геннадия Павлова, как лучший комсомольско-молодежный коллектив «КАМАЗа». Термистам термообрубного цеха корпуса цветного литья за сумасшедшее трудолюбие, энтузиазм и взаимовыручку, достойные советского кинематографа, вручили Красное Знамя Татарского обкома ВЛКСМ, признали лучшей бригадой в минавтомпроме СССР, внесли в летопись комсомольской славы страны и наградили медалями и почетными знаками.
В июне 1983 года на «КАМАЗе» проходили Всесоюзные соревнования по автокроссу. Летчик-космонавт Серебров участвовал в их проведении в качестве одного из руководителей Федерации автоспорта СССР
Самого бригадира Геннадия Федоровича уже нет в живых, он ушел в 1997 году. О нем вспоминает бывшая односельчанка, одноклассница и коллега Зухра Каримова. «Павлов был настоящим лидером. Продумывал, подсчитывал, где и что можно улучшить, чтобы сделать работу быстрее и качественнее. В бригаде старались работать так, чтобы всегда быть лучшими. Следили, чтобы не было прогульщиков, нетрезвых работников. Не допускали нарушений и работали очень качественно. Если на их участке кто-то отставал, всей бригадой помогали, брали над таким человеком шефство. Один был в бригаде товарищ - то проспит, то опоздает. Договорились его с утра будить, он потом выдающимся работником стал. Из бригады никогда не прогоняли людей, воспитывали», - рассказывает Каримова.
Есть в истории «КАМАЗа» и такой факт: в строительстве заводов поучаствовал первый космонавт Юрий Гагарин, трудившийся, правда, заочно, в комсомольско-молодежной бригаде слесарей-трубоукладчиков УС «Спецстрой». «По городу пошло движение – почетных людей в состав бригады принимать, – рассказывает бывший бригадир, то есть «начальник» Гагарина Раис Ганеев. – Мы приняли Юрия Гагарина».
Всего в бригаде было 22 человека, Юрий Алексеевич стал 23-м. Около трех лет космонавт трудился по второму разряду слесарем-трубоукладчиком за 120-150 рублей в месяц, заработав в общей сложности более 4 тыс. рублей. Понятно, что норму Гагарина отрабатывали остальные члены бригады Ганеева. Космонавтский заработок удерживался и перечислялся в фонд города Гжатска (ныне Гагарин).
ОТ ОСВОЕНИЯ МАРСА ДО СВЯЗИ СО СПУТНИКОМ
Кроме виртуального Гагарина, в Челнах в реальности побывали восемь космонавтов: Петр Климук, Валерий Быковский, Георгий Гречко, Георгий Шонин, Александр Серебров, Павел Попович, Александр Викторенко, Сергей Авдеев.
Первым приезжал в Челны Климук - его лично пригласил Раис Беляев для участия в III Республиканском слете молодых строителей, проходившем в нашем городе в июне 1974-го. Очевидцы вспоминают, что приезда космонавта ожидали с большим нетерпением. Климук спустился с трапа самолета первым, без охраны. Улыбчивый и разговорчивый гость встречался с камазовцами на РИЗе, выступал перед молодыми строителями и монтажниками и всех покорил.
Дважды герой Советского Союза Валерий Быковский побывал на «КАМАЗе» вместе с женой и сыном в 1977 году
В октябре 1989 года в наш город приезжал Валентин Гагарин – брат Юрия Алексеевича. Он подарил музею трудовой славы «КАМАЗа» портрет первого космонавта. Сейчас картина находится в музее школы № 3.
Один из последних визитов космонавтов в Челны связан с приездом 30 июня 1999 года автопоезда, в составе которого прибыли известные ученые и летчик-космонавт Александр Викторенко. Агитпробег был организован сторонниками сохранения космической станции «Мир». Гости побывали на экскурсии в цехах автосборочного завода и устроили концерт-митинг в парке Победы.
"КАМАЗ" всегда сохранял определенные связи с космосом. Так, к примеру, совместно с Русским географическим обществом автогигант занимался организацией экспедиции на полюс холода, где проходили медико-биологические исследования для программы колонизации Марса. Камские грузовики использовались на объектах ракетно-космической отрасли. В частности, на стройке космодрома Восточный в Амурской области при возведении технических и обеспечивающих площадок были задействованы 72 единицы челнинской техники: самосвалы, седельные тягачи, бортовые автомобили, автоцистерны, вакуумные и коммунальные машины, топливозаправщики, вахтовые автобусы.
Примерить стратосферный высотный костюм летчика и представить себя в роли космонавта могли ученики школы № 3
В 2013 году на «КАМАЗ» ради обмена опытом приезжала делегация космического центра им. М. Хруничева, производящего ракеты-носители. На обоих предприятиях использовался одинаковый инструментарий для проектирования изделий. Специалисты ракетно-космической промышленности тогда признали, что на автогиганте создана более эффективная система разработки продукта, и они хотели бы многое перенять. Стороны договорились поддерживать контакты и обмениваться опытом.
Автомобили же бренда КАМАЗ всегда остаются на связи с орбитой, ведь они оснащаются системой спутникового мониторинга, интегрированной с системой экстренного реагирования при авариях «ЭРА ГЛОНАСС».
Текст: Ольга Амерханова
Фото: Ольга Амерханова, музей "КАМАЗа", музей литейного завода, музей истории города, архив объединения «Искатель»
Тот то оно, зачем себя обманут, у нас абсолютно ничего общего с космонавтики нет, если бы были, то не переименовали улица "КОСМАНАВТОВ"
Ответить (0)на орбитальную станцию «Салют-4», а не на космический корабль "Союз-4"! С Праздником!
Ответить (0)Замечательные наши космонавты, настоящие герои. Но почему нынче не дают развивать новые технологии? Жадность, воровство? Лишь бы получить коммерческую выгоду, а не для науки и познания мира. Что у нас происходит? Почему американцы ?
Ответить (1)Гость 743 Потому что СССР проиграла "Холодную войну"!
На этой улице даже стелла или памятник были.
Ответить (0)Улица Космонавтов тоже кстати была, но но в угоду новым веяниям переименовали
Ответить (0)