В третий раз в своей истории Автограду посчастливилось принимать знаменитого дирижёра Валерия Гергиева и его прославленный коллектив, симфонический оркестр Мариинского театра – в рамках XVI Московского Пасхального фестиваля, охватывающего в этом году 24 города страны. Месяц назад маэстро позвонил генеральному директору «КАМАЗа» Сергею Когогину: «Могу завернуть в Челны!»
Как мы уже сообщали, при поддержке «КАМАЗа» и лично Сергея Анатольевича Когогина 18 апреля в Органном зале и состоялся новый великолепный концерт. Оркестр звучал мощно, свежо, ярко. Никто бы не подумал, что музыканты только что преодолели многокилометровый путь (дав дневной концерт в Альметьевске), а в ночь их «пасхальный поезд» вновь отправится в рейс. Кстати, только погрузка инструментов, которые музыканты везут с собой, занимает больше двух часов!
Программу в Челнах составили оркестровые шедевры Дебюсси, Мендельсона, Глинки, Верди. Овацией встретили челнинцы фрагменты из балета Чайковского «Щелкунчик», но оказалось, весь жар музыканты ещё сберегли для… «Жар-птицы». Сюитой из балета Стравинского завершился «великий праздник» – так назвали концерт депутат Госдумы Альфия Когогина, генеральный директор «КАМАЗа» Сергей Когогин и мэр города Наиль Магдеев.
Перед вами два ГД – главный дирижёр Мариинки и генеральный директор «КАМАЗа»
Перед концертом – встреча с журналистами. Только что доставленный в город маэстро в сопровождении нашего «генерала» как будто никуда и не спешит. Усаживаясь за стол и меняя таблички, словно про себя замечает: «Я бы, конечно, хотел возглавлять крупнейшую корпорацию!» – «У вас своё так хорошо получается!» – парирует Сергей Анатольевич, и оба смеются. Отвечая на вопросы, один из выдающихся дирижёров предстаёт как:
Желанный гость
– Считаю, мы идеально спланировали тур, приехали с полным составом оркестра, это 90 музыкантов (а не 30-35, как в прежние приезды), с разнообразной программой, постараемся по-настоящему не разочаровать. Остались в памяти ваш прекрасный зал, очень хорошие акустические ощущения, но мы не первый день дружим с Сергеем Анатольевичем, поэтому вас не должно удивлять, что приезд связан ещё и с человеческими отношениями, которые сложились у нас с первой московской встречи. Прекрасно понимаем, что «КАМАЗ» – одна из крупнейших российских компаний, и мы приезжаем в один из крупных российских городов.
Эффективный менеджер
– Возможности большого оркестра Мариинского театра близки к оптимальным, я бы сказал, для любой сцены мира. За время неприсутствия здесь, скажем так, мы открыли новую сцену, сейчас у нас самый, может быть, оснащённый театр в мире, и за эти три с половиной года счёт идёт уже к третьему миллиону посетителей – для любого театра огромная цифра. В идеальных акустических условиях люди видят лучших артистов не только России. Мы очень гордимся, что сумели так быстро реорганизовать жизнь коллектива Мариинского театра. Сейчас благодаря поддержке нашего Попечительского совета в работе и историческая сцена, и Мариинка-2, и концертный зал. Из тысячи спектаклей 120-130 – мои. Уступаю, конечно, дирижёрский пульт, приглашаем известных дирижёров.
Настоящий патриот
– Формируется и некое объединение, мы уже отвечаем за театр во Владивостоке (там я был семь раз с оперным, балетным, хоровым коллективами) и Владикавказе (где вырос, хотя родился в Москве), будем помогать наладить полноценный творческий процесс. Речь не идёт о том, чтобы перекинуть всё на других дирижёров – это самый лёгкий путь, но не решение. Владивосток – далеко и дорого, но иметь такую культурную площадку, представлять Россию на самом высоком уровне рядом со странами, в которых идут гигантские творческие процессы, – наша обязанность и задача государственной важности. Если государство строит большой красивый театр, говорит «А», то нужно сказать и «Б». Наверное, те, кто начинал больше 45 лет назад строить на Каме город и завод-гигант, продумали и «А», и «Б», и «С»! Пора научиться любить свою страну не меньше, чем Англия, Франция, Америка. Нам никто команды не давал, но в год мы бываем в 30-35 регионах России, к ним приближает нас и фестиваль. На Чукотке вот ещё не были – мучает совесть!
А памятный концерт в Пальмире около года назад заменил Магнитогорск. («Героический поступок, конечно. Хорошо, что наши военные смогли тогда обеспечить безопасность», – замечает Сергей Анатольевич. – «Был, был», – подтверждает Валерий Абисалович). Это особая тема, дай бог, чтобы хоть что-то сохранили из этого уникальнейшего памятника истории, сокровищницы человеческой цивилизации. Считаю, мы выполняли свой гражданский долг. Но лучше выступать в Северной Пальмире.
Вдумчивый музыкант
– Нынешний фестиваль проходит в Год Стравинского, который вырос в Мариинском театре, ведущим солистом здесь был его отец Фёдор Игнатьевич. В силу определённых обстоятельств страна долго не могла по-настоящему чествовать будущего огромного композитора: вы помните, в 1910-м он уехал в Европу, потом мировая война, Америка. Сейчас споры ушли в теоретическую плоскость, Игорь Фёдорович Стравинский – великий русский композитор, на фестивале мы представляем его произведения и русского периода, и зарубежного – более поздние, редко звучащие.
Добрый друг и мечтатель
– Есть планы выстраивать ближайшие фестивали – обсудим, в том числе и с руководством «КАМАЗа». У нас хорошие контакты и обмен с Казанью, дважды в год выступает в Санкт-Петербурге Александр Сладковский с госоркестром Татарстана. Ваши коллективы – например, камерный оркестр, могли бы включать в наши программы. Даст бог, через год сможем что-то сделать. И прокатиться на КАМАЗе – очень надеюсь, всё это удастся. До встречи!
Какой культурной программой, будь на то время, «угостил» бы Валерия Гергиева Сергей Когогин?
– Я бы развлекал его КАМАЗом – он же, как любой нормальный мужчина, не может быть равнодушным к технике. Обязательно прокатили бы его на спортивном грузовике – это захватывающе и интересно.