Евгений Корепанов, «НЕФАЗ»: «Модернизацию производства надеемся завершить в 2027-2028 годах»
«НЕФАЗ» на этой неделе отметил 25-летний юбилей своего первого пассажирского автобуса. О том, какой путь за четверть века прошло производство, "Вести КАМАЗа" поговорили с гендиректором компании Евгением Корепановым .
«НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ УЖЕ ЧАСТИЧНО ПРИМЕНЯЮТСЯ НА ВСЕХ ЭТАПАХ»
– Евгений Борисович, 25 лет назад в линейке «НЕФАЗа» была одна модель, а крайний выпущенный электробус КАМАЗ-52222 представляет уже пятое поколение пассажирской техники. Насколько широка сегодня линейка «НЕФАЗа»?
– У нас сегодня уже больше 20 модификаций автобусов: городской, пригородный, междугородный, школьный, северный вариант, туристический автобус повышенной комфортности, газомоторный, автобус с опцией перевозки инвалида-колясочника. Эта техника представлена нами во всех классах, от малого, до особо большого. Электробусы же стали нашей визитной карточкой – они экологичные и удобные, хорошо зарекомендовали себя на практике. Московские пассажиры дают положительную обратную связь, что для нас, как производителей, очень ценно.
– Как изменилось за минувшее время
производство?
–
Наиболее масштабные изменения сейчас как раз происходят. В 2021 году на
«НЕФАЗе» был открыт инвестиционный проект модернизации автобусного производства,
нацеленный на рост производственных мощностей. Мы сможем выпускать до 3 тысяч
автобусов в год. Проект предусматривает автоматизацию процессов со сведением участия
человека к минимуму. Оборудование для этих линий закуплено полностью,
строительно-монтажные работы исполнены примерно наполовину, но новые технологии
уже частично применяются на всех этапах производства автобусов и электробусов,
начиная с заготовительного цеха.
- Какие, например?
-
В работу были запущены три новых лазера, которые вырезают профильные трубы
различной конфигурации, автоматически подают заготовки на линию реза и
автоматически разгружают их. Внедрили также четыре новых листогибочных пресса,
которые позволяют гнуть детали в пяти осях. Поскольку роботизированная сварка
требует максимальной точности деталей, в заготовительном цехе мы запустили в
работу роботизированную гибочную ячейку. Ускоряет процесс и лазерный комплекс с
башенным хранением. Кроме того, в установке стекол на пассажирский транспорт рабочим
теперь помогает манипулятор.
–
Прежде всего нужно завершить проект модернизации. Мы надеемся провести пусконаладку
в 2027-2028 годах. После этого нужно освоить весь модельный ряд А5 и распространить
его решения на весь наш транспорт. Есть наработки и на шестое поколение. А в
ближайшем будущем мы ждем выхода в серию нового туристического автобуса,
который недавно представили публике.
История
развития производства ПАО «НЕФАЗ»
2000 год.
Руководством завода принята «Программа освоения пассажирских автобусов на шасси
КАМАЗ».
6 декабря 2000 года
представлен первый городской автобус НЕФАЗ-5299 большого класса на шасси
КАМАЗ-5297.
2001 год.
Разработан пригородный вариант НЕФАЗ-5299-01.
2002 год.
Создана третья серийная модель – междугородный автобус НЕФАЗ-5299-10, четвертая
модель – автобус в северном исполнении.
2003 год.
Представлены пятая модель – междугородный туристический автобус НЕФАЗ-52991
повышенной комфортабельности, и шестая модель – первый российский автобус
НЕФАЗ-5299-21 с газовым двигателем.
2006 год.
Завод приступил к реализации проекта по производству пассажирских автобусов
совместно с бельгийско-нидерландской корпорацией VDL.
2009 год.
Совместно с ОАО «Башкирский троллейбусный завод» начато производство
троллейбусов 52994Т.
2011 год.
Собран первый электрический автобус НЕФАЗ-52992.
2012 год.
Совместное предприятие «КАМАЗа» и бразильской Marcopolo S.A. «КАМАЗ-Марко»
приступило к сборке автобусов малого класса Bravis.
2016 год.
В ПАО «НЕФАЗ» от ПАО «КАМАЗ» передано производство автобусных шасси.
2018 год.
Старт серийного производства электробусов КАМАЗ-6282.
2021 год.
Началась реализация масштабного для предприятия проекта «Развитие
производственных мощностей по выпуску пассажирских автобусов в ПАО «НЕФАЗ» до
3000 единиц в год».
2021 год.
Собран водоробус КАМАЗ-6290.
2023 год.
Изготовлены автобусы повышенной проходимости КАМАЗ-6250 на дизельном и газовом
топливе, городской автобус среднего класса КАМАЗ-4290 на дизельном топливе,
электробус КАМАЗ-6282-0000030 с ночной зарядкой (без пантографа), автобус
КАМАЗ-5222-0000031-Р5 на газовом топливе, городской сочлененный автобус особо
большого класса КАМАЗ-6299-0000040-5F на дизельном топливе.
2024 год.
В серийное производство запущен вахтовый автобус повышенной проходимости КАМАЗ-6250.
2025 год.
Представлен туристический автобус КАМАЗ-52229 на компримированном природном
газе. В серийное производство запущены пригородный автобус большого класса
КАМАЗ-5222, электробус большого класса КАМАЗ-52222, троллейбус КАМАЗ-6825.
– Что позволило «НЕФАЗу» сохранить
свои позиции на рынке в то время, как иные производства сделать этого не смогли?
–
Все благодаря команде. Люди – это главное в процессе создания любого продукта,
а наши люди когда-то собрали первый автобус практически с нуля всего за четыре
месяца. С тех пор мы выпустили больше 26 тысяч единиц пассажирского транспорта.
Сегодня в автобусном производстве «НЕФАЗа» заняты почти две тысячи человек, и
это высокопрофессиональный коллектив, способный ответить на любые вызовы рынка.