Каждый из вас, хоть раз в жизни, да проехал по автодороге из Набережных Челнов в Казань.
Сегодня несколько фактов о строительстве этой автотрассы.
Факт №1
Проект 210-километровой автодороги был завершён коллективом Ленинградского филиала научно-исследовательского института проектирования дорог в августе 1971 года.
Тогда же рабочим были переданы рабочие чертежи на её строительство.
Дорога строилась для того, чтобы именно по ней отправлялись автомобили КАМАЗ к своему заказчику: в колхозы и совхозы, на ударные стройки, а также на экспорт.
Автодорогу строили более 10 лет.
Ширина проезжей части автодороги составляла около 9 метров.
Факт №2
Строительство автодороги вёл казанский трест «Каздорстрой» Министерства транспортного строительства СССР.
Факт №3
Планируемые затраты на строительство автодороги составили 83 000 000 рублей.
К концу 1980 года дорожники выполнили строительно-монтажные работы на сумму более 75 000 000 рублей.
В целях экономии времени и строительных материалов дорожники отказались от доставки песка и гравия с добывающих заводов и укладывали в основание полотна дороги смешанный с цементом грунт, который выбирали из карьеров, расположенных рядом с автодорогой.
Факт №4
Автомобили КАМАЗ принимали участие в строительстве автодороги Набережные Челны - Казань
Внизу заметка из газеты «Советская Татария» от 20 января 1979 года.
Факт №5
Автодорога пересекает две большие реки - Вятку и Каму, и десяток речушек поменьше.
Когда не было мостов автотранспорт через большие реки переправляли на паромах.
Внизу фотографии, сделанные на переправе через Каму в городе Набережные Челны.
1971 год.
О том, как строили мост через Вятку и о том, как сдавали его в эксплуатацию в середине 1970-х годов, писал здесь https://vestikamaza.ru/posts/istoricheskie-kadry-kak-stroili-most-cherez-vyatku-v-rayone-mamadysha/
А 6 ноября 1982 года был открыт мост через Каму, точнее задействована первая очередь автодороги по сооружениям Нижнекамского гидроузла.
Именно 6 ноября 1982 года по магистральному мостовому переходу началось автомобильное и пешеходное движение.
На автотрассе Набережные Челны – Казань с этого дня не осталось ни одной паромной переправы.
Внизу на фотографии митинг, посвящённый открытию автомобильного движения через Нижнекамскую ГЭС.
6 ноября 1982 года.
В первом ряду слева направо:
1. …
2. Петрушин Юрий Иванович - первый секретарь Комсомольского райкома КПСС города Набережные Челны
3. …
4. …
5. …
6. Сударев ... - секретарь парткома КАМГЭСЭНЕРГОСТРОЯ
7. Беляев Раис Киямович – первый секретарь Набережночелнинского горкома КПСС
8. Дергунов Василий Сергеевич – секретарь Татарского обкома КПСС
9. Гилязов Ринат Риязович - председатель исполнительного комитета города Набережные Челны
10. Батенчук Евгений Никанорович - начальник КАМГЭСЭНЕРГОСТРОЯ
Внизу фотографии Н. Чиркеева.
Факт №6
В первой половине 1980-х годов на автотрассе работали всего две (!) автозаправочные станции, было несколько площадок для отдыха водителей и пассажиров, возле Елабуги работала станция технического обслуживания.
Это был весь сервис, который предлагался в то время на автодороге Набережные Челны – Казань.
Факт №7
После пуска ВАЗа и КАМАЗа на всех автодорогах СССР появилось очень много машин и, оказалось, что автодороги были не готовы к таким потокам автомашин.
Стране нужны были современные магистрали, существующие автодороги требовали реконструкций.
Люди старшего поколения помнят, что на автодорогах союзного значения практически не было никакого автосервиса.
Так, например, в 1980 году на участке автодороги Москва - Волгоград, протяженностью более 900 километров, было всего 7 автозаправочных станций, не было ни одного пункта питания, отдыха и ночлега, ни одной станции технического обслуживания…
Интересно, что к проблеме состояния автодорог, их реконструкции был неравнодушен и Барун Владимир Наумович – главный конструктор КАМАЗа.
Прочтите его статью в газете «Правда» от 6 декабря 1979 года.