В конце 1973 - начале 1974 года корпуса в основном были закрыты.
На фотографиях внизу виден размах стройки.
Идёт перекрытие заводских корпусов.
В кратчайшие сроки требовалось подготовить под монтаж оборудования около 1 000 000 квадратных метров производственных площадей.
На фотографии - один из корпусов Кузнечного завода.
Когда началась внутритрикорпусная работа, то поначалу была неразбериха.
Бригады мешали друг другу, выполняя только свою работу, и не думая о других бригадах.
Каждая бригада хотела поскорее выполнить свою работу и перейти на другой объект.
На фотографии - один из корпусов Кузнечного завода.
Идет монтаж стенных панелей.
Руководство стройки решило перевести бригады на поточный метод.
Поток заключался в том, что на несколько недель вперед были расписаны все виды работ, так чтобы работы последовательно сменяли друг друга.
Каждый корпус был разбит на 3 зоны, как, например, на Автомобильном и Прессово-рамном заводе или на 1 зону, как на Заводе двигателей.
Зона в длину простиралась на всю длину корпуса, а по ширине делилась по рядам установленных колонн. Так, первая технологическая зона Автомобильного завода имела в длину 1152 метра, а в ширину 190 метров.
Как это работало на практике?
Представляю вам очередность потоков.
1 поток.
Бульдозеры отрывают котлованы под тоннели и фундаменты глубокого заложения, идет выемка грунта.
На фотографии внизу - один из корпусов Кузнечного завода
2 поток.
Идет строительство тоннелей, бетонщики бетонируют ленточные фундаменты под оборудование.
На фотографии внизу - один из корпусов Завода запасных частей
На фотографии - корпус РИЗа.
На фотографиях внизу - один из корпусов Кузнечного завода
На фотографии - сдаточный корпус Автомобильного завода.
3 поток.
Водители грузовиков и бульдозеристы ведут обратную засыпку котлованов, в которых поставили фундаменты.
На фотографии - корпус Завода Запасных частей
4 поток.
Прокладывается внутрицеховая канализация, полы готовятся под бетонирование.
На фотографии - один из корпусов Кузнечного завода.
На фотографии - корпус Прессово-рамного завода.
5 поток.
Монтажники монтируют опорные металлические опоры, на которых будут крепиться межэтажные перекрытия. Выполняются все отделочные работы в пространстве над полами.
На фотографии - один из корпусов Литейного завода
6 поток.
Идёт настил чистых полов.
На бетонную подготовку укладывается металлическая или деревянная плитка
На фотографии - корпус Прессово-рамного завода
На фотографии - корпус Прессово-рамного завода
На фотографии - один из корпусов Литейного завода
На фотографии - неустановленный мной заводской корпус.
На фотографии - корпус Завода двигателей
На фотографии - блок №4 Научно-Технического Центра.
Как только на отдельном участке заканчивались строительные работы, тут же начинался монтаж оборудования.
Идёт монтаж оборудования на Прессово-рамном заводе.
Идёт монтаж оборудования на Заводе двигателей.
Чтобы сохранить оборудование во время проведения строительных работ на соседних участках, его накрывали пленкой.
И когда полы были настелены и оборудование готово для работы, то оставалось только выпускать грузовики.
И следить за чистотой, как это делали на Ремонтно-Инструментальном заводе
Отдельно стоит сказать про строительство подземных тоннелей.
Их на КАМАЗе целый лабиринт - стружкоуборочных, транспортных, канализационных, пешеходных.
Протяженность разветвленной сети тоннелей составляет более 5 километров.
Тоннели некоторых заводских корпусов, как например, Автомобильного завода начали строить еще до перекрытия.
Это видно вот на этой фотографии.
«Слоны могут спокойно гулять в таких тоннелях» - писал о них Юрий Полухин в своей книге «До конца жизни». Москва. Советская Россия . 1985 стр. 57
Но самые сложными для строителей были тоннели на Заводе двигателей .
Вспоминает Владислав Николаевич Гостев, который от КАМГЭСЭНЕРГОСТРОЯ курировал строительство Кузнечного завода и Завода двигателей:
«Движки» запомнились мне своими протяженными тоннелями шириной 18 метров и глубиной до 9 метров и, свайными фундаментами. Шутка ли, нужно было установить 1200 свай на глубину 12 метров, а о главной станции испытания двигателей, которая полностью состояла из бетонных коробок и говорить нечего. Это был вообще объект в объекте. И ему на планерках уделялось особое внимание».
На фотографии - внутри тоннеля в одном из корпусов Кузнечного завода.
Остается добавить, что на КАМАЗе на внутрикорпусных работах в 1975 году было задействовано свыше 5 000 человек.
В едином ритме, по общему графику трудилось 66 общестроительных и 28 механизированных бригад.