Через четыре месяца «КАМАЗ» отметит 50-летний юбилей со дня выпуска первого автомобиля: за полвека с конвейера сошло более 2,53 млн грузовиков, и судьбы некоторых из них достойны внимания. Так, сегодня в коллекции открытого фонда Музея «КАМАЗа» особое место занимает КАМАЗ-5320 с цифрой 1000000 на белой кабине. Многие посетители хотят фото на память именно с ним. «Это действительно тот самый миллионный КАМАЗ, сошедший с главного сборочного конвейера 18 октября 1988 года», – поясняет при этом руководитель группы музейных ценностей Александр Чухонцев.

Автомобиль вернулся на «КАМАЗ» пять лет назад. Ключи от большегруза были торжественно переданы владельцу в День машиностроителя, который отмечали в Набережных Челнах представители отрасли со всего Татарстана. Меж тем за бортом этой машины – большой трудовой путь и интересная история.
Честь собирать миллионник выпала бригаде слесарей-сборщиков Шауката Хуснутдинова. На заводе этому событию был посвящен митинг, все поздравляли друг друга с большой победой. От запуска конвейера до этого дня прошло всего 12 лет. Тогда же чествовали хозяина миллионного «КАМАЗа» - им стал победитель конкурса профессионального мастерства среди молодых водителей «Большой приз «КАМАЗа» 28-летний Юрий Панин из Барнаула. Символический ключ, врученный ему, тоже хранится в экспозиции фондов.
Спустя полгода в газете «Рабочий КАМАЗа» от 25 апреля 1989 года была опубликована телеграмма, пришедшая из Алтайского края, в которой автомобилисты Барнаульского АТП-6 выражали заводчанам благодарность за автомобили и желали всему коллективу благополучия.
Подробнее же судьба миллионника стала известна после публикации Чухонцевым материала об этом грузовике в блоге на портале "Вести КАМАЗа". Один из читателей прислал автору рассказ своего деда Владимира Погибелева. Как оказалось, Панин проработал на нем лишь три месяца. «Так как до этого он ездил на самосвалах и дальние рейсы особо не жаловал, то попросил директора автобазы пересадить его обратно на самосвал, а миллионный КАМАЗ достался мне – я был бригадиром и на хорошем счету», – написал Погибелев. На миллионном КАМАЗе он работал с 1989 по 2003 годы.
Первый рейс состоялся в феврале 1989 года в армянский город Ленинакан (6 тыс. км в одну сторону), второй - туда же в апреле-мае 1990 года. Опытный водитель дважды был командирован в Набережные Челны за запчастями, еще были рейсы в Минск, Ленинград, Львов, Ярославль, Нижний Тагил, Пермь, Алма-Ату, Красноярск, Воронеж, Владимир. За рулем миллионника алтайский водитель исколесил весь Советский Союз. Первая поломка произошла зимой 1991 года на пути в Минск – разрушился шариковый подшипник в делителе КПП. В 2001 году подоспела вторая замена – проржавевших крыльев кабины, а в 2003-м Погибелев заменил борта кузова.
«Во время эксплуатации мной миллионного КАМАЗа автомобиль ни разу не пострадал в ДТП и всегда был в отличном работоспособном состоянии как внешне, так и внутренне. Таким я его и сдал в 2003 году. Очень его жалко. В сумме на автомобиле КАМАЗ мой стаж составляет ровно 30 лет», – рассказывал Погибелев.
Впоследствии от автора письма пришло еще одно сообщение. Уже со внуком он посетил барнаульское АТП-6 и вместе они обнаружили там легендарный грузовик. Чухонцев получил фото запыленной машины. Послание заканчивалось вопросом: «Забирать будете?»
В то время в распоряжении автогиганта уже имелся первый выпущенный большегруз, а также двухмиллионный - с автографом Владимира Путина. Содействие в пополнении коллекции тогда оказали заместитель гендиректора «КАМАЗа» Александр Ушенин и гендиректор ГК «Кориб» Олег Коробченко. Машину доставили в Челны, привели в порядок и вернули «КАМАЗу» - снова в День машиностроителя.
Текст: Татьяна Белоножкина
Фото: Виталий Зудин
Большой респект Чухонцеву Александру. Благодаря его творческой работе,мы узнаем много интересного об истории камаза. Это профессионал,мастер своего дела.
Ответить (0)