В начале нового года мне захотелось сделать новый виток в тематике своих публикаций и написать о том, что интересует меня не меньше, чем кино и музыка – живопись. Романтичная и драматичная, античная и современная, яркая и мрачная, классическая и авангардная, трогательная и шокирующая… Живопись способна тронуть душу человека и вызвать у него бурю самых разных эмоций. При этом каждый из нас видит ее по-своему, любит ее по-своему.
Выбранная мной сегодня тема: зимние пейзажи в стиле импрессионизма. Для многих, включая меня, представления о зиме часто сводятся к заснеженным дорогам, огромным сугробам и деревьям, покрытым инеем. Словно одно сплошное белое пятно. Однако все далеко не так скучно и однообразно, как кажется на первый взгляд. И именно зоркий глаз настоящего художника способен уловить истинную красоту природы во всех ее проявлениях… Почему импрессионизм? Потому, что это всегда теплые и восхищенные впечатления о красоте окружающего мира, которые художники передают через свои импрессионистские произведения, это почти всегда удачная попытка воссоздать и передать с помощью красок и света эфемерность и волшебство нашего каждодневного бытия.
Надо отметить, что картин с подобной тематикой довольно много, и рассказать здесь обо всех, к сожалению, не представляется возможным. Поэтому в настоящей публикации мы рассмотрим некоторые из наиболее значимых работ выдающихся зарубежных и отечественных импрессионистов.
Начнем с картин одного из основоположников импрессионизма:
1.
Клод Монеи его одинокая «
Сорока» (1868-1869 гг., Музей Орсе, г. Париж)
Палитра всех возможных оттенков белого цвета. Блестящие краски. И много солнечного света. Ослепляет. И где-то на общем белоснежном фоне примостилась сорока, словно случайная гостья на ожившем полотне. Эта «одинокая нота» (как охарактеризовал ее сам К. Моне), заметно оживляет тихий и уютный зимний мирок, мастерски воссозданный художником.
2.
Клод Монеи его воздушный «
Снег в Аржантей» (1875 г., Лондонская национальная галерея, г. Лондон)
В период с 1874-1875 гг. художник создал 18 «зимних» пейзажей любимого им местечка Аржантей (близ Парижа). На данной картине мы видим две человеческие фигурки, идущие по заснеженной дороге по направлению к Сене. Намеренная однообразность выбранных художников тонов серого и голубого (с редкими вкраплениями тут и там ярких красок) создает ощущение замершего пространства, когда воздух почти осязаем.
3.
Клод Монеи его сказочная «
Норвегия. Деревня Сандвикен в снегу» (1895 г., Чикагский институт искусств, г. Чикаго)
Поездка в Норвегию, предпринятая Клодом Моне в 1895 году, оказалась для него очень продуктивной: в течение 2-х месяцев художником было создано 29 картин с изображением норвежских пейзажей. В число данных работ вошел представленный выше изумительный вид деревеньки Сандвикен в лёгкой дымке зимнего морозного воздуха.
4.
Гюстав Кайботти его волшебные «
Крыши под снегом» (1878 г., Музей Орсе, г. Париж)
Картина представляет собой вид сверху на парижский городской ландшафт того времени. Это типичная для тех мест зима с ее заснеженными крышами, окнами и дымоходами под пасмурным синеватым небом. Красота в прозаических деталях, искусно выписанных художником, удивительно гармонично сочетается с легким ощущением авторской тоски, проскальзывающей сквозь оттенки серого и лилового.
5.
Альфред Сислейи его бархатный «
Снег в Лувесьенне» (1878 г., Музей Орсе, г. Париж)
Свежевыпавший снег, кажется, покрыл весь мир: от деревьев и заборов до длинной, опустевшей дороги. А вдали виднеется одинокая фигура женщины, словно подчеркивающая пустоту этого огромного мира. Ни это ли отчаянно пытается передать автор произведения? Однако снег безучастен к его переживаниям, никакие беды и страдания людей не потревожат этот безмятежно лежащий снег. И все же, кажется, что в этом его постоянстве есть некоторая доля утешения в мире, где все так непостоянно.
6.
Камиль Писсаррои его трогательный «
Кроличий садок в Понтуазе, снег» (1879 г., Чикагский институт искусств, г. Чикаго)
Нетипичная для творчества К. Писсарро картина "Кроличий садок в Понтуазе, снег", на которой, согласно названию, изображены хаотично вырытые под снегом кроличьи норки в живописном Понтуазе (пригород Парижа). Словно в любой момент картинка оживет, и из одного из своих убежищ нерешительно выпрыгнет пугливый кролик, не ведающий о том, что за ним пристально наблюдают…
Далее обратимся к картинам русских импрессионистов, которые во многом продолжают традиции своих "французских предшественников", удачно дополняя их своей национальной изюминкой и местными реалиями.
7.
Валентин Серови его истинно русская «
Зима в Абрамцево. Церковь» (1886 г., Третьяковская галерея, г. Москва)
Многие свои работы В. Серов создал в любимом Абрамцеве, где он провел немало времени в гостях у своих друзей. Одна из наиболее ярких его картин «Зима в Абрамцеве. Церковь», выполненная в отчетливо импрессионистской манере, представляет собой несколько отдаленный вид на храм Спаса Нерукотворного посреди заснеженного леса.
8.
Игорь Грабарьи его такой родной «
Зимний пейзаж» (1940-ые гг., Музей русского импрессионизма, г. Москва)
По словам очевидцев, при создании своих «зимних» произведений художник предпочитал работать напрямую с природой, вырыв траншею в снегу, он мог часами наблюдать и рисовать со своей любимой натурщицы. Русская зима. Русская береза. Русское небо. Может быть, именно поэтому его зима кажется такой родной и понятной каждому.
9.
Константин Коровини его пронзительный пейзаж «
Зимой» (1914 г., Государственный музей-заповедник "Ростовский Кремль", г. Ростов, Ярославская обл.)
В своих мемуарах «Моя жизнь» (1935 г.) К. Коровин писал: «...И, думал я, зачем устроены эти города? Что может быть мерзей каменного тротуара, с тумбами, пыль, какие-то дома, окна скучные. Не так живут. Надо же всем жить около леса, где речка, огород, частокол, корова, лошади, собаки. Там надо жить. Как глупо. Дивные реки России - какая красота. Какие дали, какие вечера, утро какое. Заря всегда сменяется, все для людей. Там надо жить. Сколько простора...». Действительно, в творчестве художника явственно ощущается его любовь и восхищение исконно русской природой. Его пейзаж «Зимой» полон подлинного тепла и искренней тоски создателя по ускользающей истинно русской душе. А ведь достаточно совсем ненадолго задержать взгляд на этой картине, где блестящий ослепляющий снег хаотично покрывает полуразвалившиеся дома, словно покинутых сироток, и тот час в душу закрадывается легкая ностальгическая грусть о чем-то давно ушедшем, почти утерянном…
10.
Николай Мещерини его очаровательные «
Сосенки под снегом» (1912 г., Астраханская картинная галерея им. П.М. Догадина, г. Астрахань)
Небольшие молоденькие сосенки, покрытые пушистым снегом, там, где, кажется, не ступала нога человека. Отсюда ощущение подлинной чистоты и девственности природы. Здесь хочется оказаться, здесь хочется остаться хотя бы ненадолго, ведь здесь все дышит покоем и умиротворением.
Каждая из вышепредставленных картин создает свое особое настроение. Теплое или мрачное. Радостное или грустное. Каждый из нас увидит в них что-то свое, подумает и вспомнит о чем-то своем, не правда ли? Какая из картин понравилась вам больше?