125 МИЛЛИОНОВ НА ДВОИХ
Бывшие сотрудники ТФК
"КАМАЗ" Радик Бакиров и Радик Марков дождались приговоров:
горсуд Набережных Челнов назначил каждому из них по три года лишения свободы
условно, а по гражданскому иску обязал вернуть компании круглую сумму – 125,2
млн рублей на двоих. Сумма несколько меньше, чем "КАМАЗ" требовал –общий
ущерб пострадавших участников, напомним, оценивался в 215,9 млн рублей, а в
исковом заявлении от ПАО "КАМАЗ" фигурировали 156,5 миллиона, - но
зато решение по гражданскому иску судья приняла без дополнительных проволочек в
рамках уголовного дела. Покрывать долг осужденным предстоит напополам.
Против бывших работников ТФК -
начальника отдела Бакирова и начальника группы Маркова – выдвигались обвинения
по двум статьям: злоупотребление полномочиями (ч.1 ст.201 УК РФ) и
имущественный ущерб, причиненный путем обмана в составе группы лиц и в особо
крупном размере (п.п. «а», «б» ч.2 ст.165 УК РФ), однако201-я из приговора в
итоге ушла.
Фабулу дела "Вести КАМАЗа" подробно рассказывали год назад: суть схемы заключалась в
отгрузке дефицитных грузовиков, предназначавшихся госзаказчикам оборонного
предприятия «Ремдизель», своим людям – друзьям и родственникам по сниженной
цене. Последние вместе со скидкой получали возможность перепродать грузовики
реальным потребителям с наценкой почти в 100% - за срочность. Таким образом
было реализовано 1425 шасси: только скидка в их конечной стоимости потянула
почти на 550 млн рублей, а навар с перепродажи – предположительно на несколько
миллиардов. Учитывая, что из 17 перекупов, с которымиМарков и Бакиров работали
по своей схеме, 13 вернули "КАМАЗу" сумму скидок, ущерб от их
применения сократился более чем втрое. Что касается перепродажи грузовиков –
как таковой этот процесс материального ущерба производителю не нанес.
Пострадали в этом случае реальные госзаказчики, которым пришлось дольше ждать
отгрузок.
Провернуть схему с поставками КАМАЗов
налево подельникам позволило совмещение должностей в ТФК и «Ремдизеле». Марков,
работавший в Торгово-финансовой компании под началом Бакирова,сопровождал
поставки шасси заводам-изготовителям спецтехники (ЗИСТ) по госзаказам. И он, и
его начальник одновременно числились в «Ремдизеле» на аналогичных должностях.
Когда, в 2021 году, руководство
"КАМАЗа" приняло решение на год предоставить «Ремдизелю» 9%-ю скидку под
востребованные шасси для последующей их реализации ЗИСТам, ныне осужденные
оперативно освоили ремесло фальсификации документов. Бакиров подписывал
контракты на поставку машин от лица "КАМАЗа", Марков – от
«Ремдизеля». Оборонному заводу в качестве основания для закупки у
"КАМАЗа" требовались, в свою очередь, заявки на шасси отЗИСТов, а тем
– на готовую спецтехнику от госзаказчиков.
Криминальный дуэт подделывал крайний,
хронологически первый документ в описанной цепочке – заявку от госзаказчика. Бакиров
договаривался с ЗИСТами, они предоставляли «Ремдизелю» фальшивую заявку на
спецтехнику, в которую оставалось подставить только уникальный номер
госконтракта. По номерам документы регистрируется в системе госзакупок, и
генерировал их Бакиров, а в бумаги вписывал Марков. Впоследствии, когда безопасники
"КАМАЗа" стали сверять контракты с базой данных госзакупок, под этими
номерами они обнаружили не проданные грузовики, а совершенно отвлеченные
материи, некоторые же идентификаторы система и вовсе не признавала.
ГДЕ ОСЕЛИ ДЕНЬГИ
Доля старшего партнера Бакирова от
перепродажи грузовиков осталась неясной, Марков же признавался на опросах, что,
как исполнитель, имел с каждой машины по 10 тыс. рублей. Об этом он рассказывал
сотрудникам блока безопасности "КАМАЗа" после того, как в 2022 году
ими был получен и подтвержден проверкой сигнал о махинациях в отгрузках.
Таким образом, основным
плательщиком,несмотря на паритетные финансовые обязательства, наложенные судом,
выступит, должно быть, Бакиров. Тем более, что две из четырех компаний,
отказавшихся вернуть "КАМАЗу" неправомерную скидку за грузовики,
связаны именно с ним – это предприятие его родного брата Рафаэля Бакирова «Автофлагман», а также ООО «А-Тракс» (ныне
ликвидирована) Александра Сергеева–
выходца из «Автофлагмана». Деньги, которые "КАМАЗ" отсудил у
махинаторов, осели в этих фирмах, а также в ООО «ТК "Оллавто"» Олега Глазкова и ООО «Тракснабсервис»,
связанной уже с Марковым через его друга детства Александра Казанцева.
Логично предположить, что осужденным
придется попросить своих друзей и родных вернуть часть профита (полученную не с
перепродаж, а со скидки) для расчетов с потерпевшей стороной. Если не
договорятся – альтернативным кошельком может стать компания Бакирова «Тралкам»,
зарегистрированная на его отца Ирекжана
Бакирова. В крайнем случае приставы начнут распродажу имущества Бакирова,
которое остается под арестом. У Маркова, напомним, под обеспечительные меры
попал только автомобиль, и он по решению судьи вернулся владелице – матери осужденного.
«Автомобиль Kia, хранящийся на специализированной
стоянке, вернуть по принадлежности Марковой. Арест, наложенный на имущество
Бакирова, сохранить вплоть до исполнения приговора суда участниками
гражданского иска», - прозвучало на оглашении приговора вместе с внушительным
перечнем недвижимости: земли и дома в СНТ «Горизонт» и в «Чаллы Яре», жилых и
нежилых помещений в Набережных Челнах, автомобиля, двух моторных лодок.
На скорую оплату долга, впрочем,
надеяться пока сложно – подельники наверняка будут оттягивать момент расчета
обращениями в вышестоящие судебные инстанции. На сегодняшний день апелляционная
жалоба ими не подана, поскольку Бакиров и Марков еще не получили на руки
приговор.
Фото: "Вести КАМАЗа", ПАО
"КАМАЗ"