8 июня 1971 года вышел приказ Министерства автомобильной промышленности СССР о создании дирекции строящегося завода по производству колес в Заинске.
Есть повод кратко напомнить историю завода, входящего в орбиту камазовской империи.
Планировалось, что завод выйдет на производство 3 540 000 колес в год.
Само строительство завода в Новом Зае началось 27 марта 1972 года.
А днём начала строительства Заинского завода по производству колёс считается 4 мая 1972 года, когда на стройплощадке состоялся торжественный митинг.
Небольшое отступление.
ПАО «КАМАЗ» считает днем своего рождения 13 декабря 1969 года, т.е. тот день, когда был вынут первый ковш земли на строительстве КАМАЗа.
Если проанализировать все даты, которые считаются в подразделениях КАМАЗа днями рождения, то можно выявить следующие закономерности:
1. Днём рождения считается дата подписания приказа о создании завода. (Завод по ремонту двигателей, Завод запасных частей, Заинский завод колёс).
2. Днём рождения считается запуск главного конвейера (Автомобильный завод, НЕФАЗ.)
3. Днём рождения считается дата начала строительства. (ПАО «КАМАЗ», Кузнечный завод, Прессово-рамный завод.)
4. Днём рождения считается дата назначения на должность первого директора завода. (Литейный завод.)
5. Днём рождения считается дата переименования производства в завод. (Ремонтно-инструментальный завод.)
Согласитесь, странно, когда История ведёт свой отсчёт не с начала пути (приказ о создании или начало строительства), а с середины.
Но вернёмся к хронологии Заинского завода колёс.
В декабре 1973 года была установлена первая колонна.
Вот так завод выглядел в 1975 году.
В 1975 году, к открытию XXV съезда КПСС в пусконаладочном-режиме изготовлены 300 машинных комплектов АДУ.
8 сентября 1976 года установлен первый станок МСЦ.
Внизу – Колёсный корпус Заинского завода колёс.
Июнь 1977 года.
Внизу Административно-бытовой корпус.
Июнь 1977 года.
22 сентября 1976 года понизительная подстанция завода приняла первый промышленный ток.
В августе 1978 года начат выпуск основной продукции завода.
Вот так выглядел завод в июне 1980 года.
В январе 1981 года начат выпуск колес для вездехода КАМАЗ-4310.
2 февраля 1982 года завод по производству колес переименован в Заинский автоагрегатный завод.
28 августа 1984 года выпущено 5 000 000 колесо.
В 1988 году было изготовлено 10 000 000 колесо 7,0-20.
30 июля 2004 года на базе производственных площадей и мощностей, выкупленных у Заинского автоагрегатного завода, было образовано ООО «КАМАЗавтотехника», как дочернее предприятие КАМАЗа.
Сегодня предприятие выпускает:
- колеса к грузовым автомобилям, предназначенные для установки на все типы автомобилей «КАМАЗ», на некоторые модели автомобилей «Урал», «ЗИЛ», а также широкую гамму прицепной автомобильной, сельскохозяйственной и специальной техники;
- колеса к легковым автомобилям («Жигули», «Ока», «Москвич»),
а также на прицепы для легковых автомобилей;
- аппаратуру дистанционного управления (АДУ), в том числе масляные насосы, предназначенную для комплектации автомобилей «КАМАЗ».
Первым директором Заинского завода колес был Романюк Николай Васильевич (1971-1977).
В сухих цифрах, отражающих деятельность первого директора ЗЗК - огромная проделанная работа.