21 декабря 1987 года с конвейера сошла первая камская микролитражка «Ока-ВАЗ-1111».
Об этом уже писал здесь ровно год назад.
Но сегодня хочу выложить в блоге еще несколько фактов о народной «окушке».
.
Факт №1.
В своём названии «Ока-ВАЗ-1111» микролитражка имела аббревиатуру ВАЗ потому, что её разработкой занимались вазовские специалисты аж с 1969 года, т.е. с самого основания ВАЗа.
К 1981 году на ВАЗе уже была разработана конструкция переднеприводного автомобильчика.
.
Факт №2
Идея разработки и производства микролитражки принадлежит министру автомобильной промышленности СССР Виктору Николаевичу Полякову.
Факт №3
На КАМАЗе камазовские конструкторы под руководством Владимира Наумовича Баруна разработали и изготовили свой вариант микролитражки под названием «Мишка»
.
Посмотрите фотографии микролитражек, разработанных камазовскими конструкторами в середине 1970-х годов.
Вверху на фотографии Екимов Сергей Варламович - инженер-конструктор УГК КАМАЗа.
Факт №4
15 июня 1983 года в УГК был создан отдел легковых автомобилей.
Отдел возглавил Игорь Геннадьевич Смирнов.
В отделе работали Б. Сорокин, А. Сухарев.
Позднее Смирнова И.Г. в должности главного конструктора КАМАЗа по легковым автомобилям заменил Владимир Павлович Гамага.
Гамага В.П. внизу на фотографии первый справа.
В период с 1983 по 1985 годы на КАМАЗе были изготовлены опытные образцы микролитражки и в сотрудничестве с вазовскими специалистами устранены первоначальные недоработки по задней подвеске, колесам, тормозам.
Посмотрите фотографии опытных образцов «окушки» того времени.
Хорошо смотрелся микролитражный автомобиль и с прицепом.
Факт №5
21 июля 1985 года выходит Постановление Совета Министров СССР №575 «О создании мощностей по производству легковых автомобилей особо малого класса», а 21 июня 1986 года – Приказ Министра автомобильной промышленности СССР №550.
Эти два документа послужили началом организации производства легковых автомобилей на КАМАЗе.
10 декабря 1986 года ПЛА (производство легковых автомобилей) было выделено в самостоятельную производственную единицу и было размещено на территории сдаточного корпуса Автомобильного завода.
.
Факт №6
В июне 1987 года директором производства малолитражных автомобилей «Ока» был назначен Олег Дмитриевич Белоненко.
Внизу на фотографии во время первомайской демонстрации Белоненко О.Д. в центре.
Факт №7
В ноябре 1987 года на производстве по выпуску «Оки» работали всего 72 человека.
Газета «Рабочий КАМАЗ» в начале декабря 1987 года писала о том, как шла работа в цехе изготовления штампов на модельном участке ПРЗ.
Факт №8
21 декабря 1987 года в сдаточном корпусе Автомобильного завода была выпущена первая «Ока».
ЗМА (завод микролитражных автомобилей) ещё не существовало.
Вверху на фотографии слева направо:
1…
2…
3. Мальцев – заместитель главного инженера
4. Лашманов Геннадий Александрович
5 ….
.
Факт №10
Прежде чем наладить серийную сборку «окушек» микролитражкам устраивали серьезные испытания.
По полной программе машину гоняли на обкаточном стенде, на треках.
Посмотрите на фотографии испытаний «Оки», сделанные в январе 1988 года на пустыре между нынешними Органным залом и ТЦ «Октябрьское».
Кстати, на фотографиях видны конструкции пресс-центра КАМАЗа.
Вверху на фотографии за рулём - Кузина Тамара Викторовна – единственная женщина-испытатель среди 5 водителей-мужчин.
.
Факт №11
Испытания «Оки» показали, что отечественная микролитражка находится на уровне западных аналогов и может быть рекомендована для экспорта в развитые капиталистические страны.
Посмотрите краткую справку по техническому уровню автомобиля «Ока-ВАЗ-1111», составленную в марте 1988 года.
Факт №12
Во время проведения испытаний в 1988 году проводились рекламные акции микролитражек.
Известно, что с лёгкой руки Олега Дмитриевича Белоненко «окушки» отправились на Грушинский фестиваль.
В Музее КАМАЗа хранятся фотографии, посвященные автопробегу в честь 1 000 000 автомобиля КАМАЗ, где также приняла участие «Ока».
Не забывали и про участие в выставках в то время.
Факт №13
Еще в феврале 2005 года, когда была выпущена 300 000 «Ока», многим заводчанам казалось, что у «Оки» будущее будет большим и светлым.
Но в 2006 году производство микролитражки на КАМАЗе было прекращено.
«Окушки» сегодня ещё вижу в городе.))
Гоняют потихоньку….
А в Музее КАМАЗа хранятся старые фотографии народного автомобиля.