USD

88,1676

EUR

92,0152

Казань

-9

Наб.Челны

-11

USD

88,1676

EUR

92,0152

Казань

-9

Наб.Челны

-11
Поделиться Vk

ТЕТРАДИ ГАЛИУЛЛИНА НАИЛЯ ФАТЫХОВИЧА. ЧАСТЬ 6.

23
0
0
0

Галиуллин Наиль Фатыхович (подробнее о нем можно прочитать здесь

https://vestikamaza.ru/blogs/ChukhontsevAN/150.php)

около 10 лет назад записал интервью с камазовцами.

Некоторое время назад Наиль Фатыхович передал эти рукописные тетради в Музей КАМАЗа.

Директор музея Литейного завода Бадертдинова Минзиля Биляловна перепечатала для вас эти уникальные материалы.

Перед вами интервью с Азаматовым Рамилем Абдреевичем – заместителем главного конструктора КАМАЗа по автомобилям, главным конструктором КАМАЗа (1987-1995).

Галиуллин Н.Ф. :

- Давайте коротко вспомним, что было до КамАЗа…

Азаматов Р.А. :

- Родился я в Челябинске 28 марта 1941 года, отец у меня – военнослужащий, до начала Великой Отечественной войны участвовал в Японской и Финской войне, и через 3 месяца после моего рождения ушёл на фронт.

Уже 3 июля был ранен.

Мой отец прошёл всю войну – и в 1946 году приехал домой.

Поскольку он был офицер – в звании майора – я вместе с ним и семьёй объездил по военным городкам Советского Союза.

И, соответственно, школы менял постоянно.

В конце концов, в 1958 году отца отправили в отставку – было такое большое сокращение в хрущёвскую пору.

Остановилась семья тогда в Кургане, где я и закончил школу.

Всё это время я увлекался спортом, для меня было важным именно это.

В том же 1958 году вместе с товарищами по команде поехал в Ленинград.

Друзья все, в-основном, пошли поступать в институт физкультуры имени Лесгафта, а мне не хотелось в этот институт, и я пошёл в ближайший, тогда он назывался Военно-механический институт, который готовил специалистов для оборонной промышленности.

Пошёл в этот институт ради спорта, проучился там только год, потом перевели в Москву, играл в гандбол за ЦСКА, меня перевели в Московский автомеханический институт.

Затем у меня поменялась команда – я играл за группу советских войск в Германии, которая, кстати, образовалась на Урале, потом я играл за команду «Калининец» в Свердловской области и соответственно перевёлся учиться в Уральский политехнический институт.

Таким образом, спорт определял, где мне продолжать учиться, и, наконец, институт я заканчивал уже в Кургане.

Тогда там образовался институт новый и я оказался на пятом курсе первого потока, то есть я был в числе первых выпускников курганского машиностроительного института (сейчас это университет).

Специальность была одна – «Автомобили и тракторы».

Это был 1963 год.

Галиуллин Н.Ф. :

- Тяжело было учиться и одновременно заниматься спортом?

Азаматов Р.А. :

- Нет, учёба давалась как-то легко, хотя и не могу сказать, что проявлял какое – то особое рвение.

Главной проблемой для меня при переходе из одного института в другой была проблема досдачи тех предметов, которые не были в структуре планов предыдущих вузов откуда я уходил.

Но и это позже становилось для меня вроде обычного и естественного требования.

Эти предметы приходилось изучать самостоятельно – и сложность была именно в этом.

Да и в течение всех лет учёбы в аудиториях, на лекциях бывать приходилось не часто.

Но были в этом и свои плюсы – необходимость своевременно сдавать экзамены требовало от меня и воли и ответственности – многое пришлось изучать самостоятельно, а это в юности делать всегда трудно, всё-таки лень временами одолевала.

Но это научило меня искать то, что надо, самостоятельно работать с необходимыми источниками самому.

Когда я закончил институт, автомобилестроителем быть, откровенно говоря, не собирался.

Меня направили по распределению на Курганский завод колёсных тягачей.

Тогда заводу дали делать первую тележку 05 под ракеты, а чуть позже на этот завод передали производство многоосных тягачей с Минского автозавода.

Я попал на этот Курганский завод в то время, когда там стал с нуля формироваться СКБ.

Помню, тогда на завод было направлено немало молодых специалистов, а директор этого завода был человек старой формации по фамилии Конов.

Он говорил нам: «Вы понимаете, что мы теперь будем делать автомобиль?»

СКБ стал формироваться из молодых специалистов, направленных в Курган с того же МАМИ, МВТУ, Горьковского ПТИ, отовсюду, всего триста человек.

Очень большой СКБ получился тогда.

Там же впервые я почувствовал единение молодых, связанных одной идеей, одним делом.

Мы понимали, что нам доверяют и что нам не на кого больше надеяться, кроме как на себя, что всё мы будем делать сами.

Это было великолепное время!

Работа нас так объединила, что и за пределом её мы продолжали быть вместе – встречали Новый год и другие праздники, занимались художественной самодеятельностью, проводили КВН.

Это было, пожалуй, характерно для многих предприятий того времени.

Но нашей особенностью было то, что у нас практически не было стариков.

Все были молодые, приехавшие из разных мест Советского Союза, с разной культурой, с разными увлечениями.

Вот на этом заводе я и проработал до 1970 года, можно сказать, там я получил первый опыт конструкторской работы, сформировался как автомобилестроитель.

Моя спортивная жизнь завершилась в 1967 году – получил травму, сделал операцию и мне стало не до спорта.

Окончательно завязал со спортом в 1968 году, когда поступил в аспирантуру МАМИ.

Но я быстро понял, что аспирантура не для меня.

Я вернулся на свой завод.

Там меня активно вовлекали в комсомольскую работу – был членом заводского комитета, в бюро горкома комсомола, был капитаном команды КВН – тогда это было очень популярным увлечением многих.

В общем, полнокровная была жизнь.

Когда перестал заниматься спортом, жизнь моя как-то обеднела, нужно было менять приоритеты по жизни и я увлёкся работой.

Я был председателем Совета молодых специалистов и был под опекой Томилова Анатолия Павловича - главного инженера завода, работая в СКБ начальником бюро подвесок.

Внизу на фотографии Томилов Анатолий Павлович.
Галиуллин Н.Ф. :

- Как формировался коллектив конструкторов КАМАЗа?

Азаматов Р.А. :

- В соответствии с приказом Министра автомобильной промышленности СССР А.М.Тарасова № 400 от 16.12.1969 года директора 20 ведущих предприятий СССР обязывались отобрать и согласовать с Васильевым Л.Б. и откомандировать с их согласия в течение первого и второго кварталов 1970 года специалистов по 41 наименованию должностей для постоянной работы на строящийся Камский автомобильный завод.

Фото взято отсюда https://vk.com/nabchelny_history

Так вот, наш курганский завод по этому приказу, командировал на КамАЗ Томилова Анатолия Павловича в качестве главного инженера Автомобильного производства КамАЗа.

Он приехал на КамАЗ в декабре 1969 года, а уже в январе 1970 года, Томилов, после оформления на КамАЗ, вернулся в Курган, разыскал меня и говорит: «Чего ты сидишь здесь, там новый автозавод начинают строить в Татарстане, такое разворачивается, а ты тут сидишь!».

Я подумал-подумал и в марте месяце, будучи в командировке в Прибалтике, заехал в Москву в министерство.

Рядом с рабочим местом Войтенко – начальника ОК Московской дирекции КамАЗа была ещё одна небольшая комната, в которой как сейчас помню сидели Томилов, Тананин, Соколов.

Войтенко оформил документы и подвёл меня к Б.Т. Клепацкому, но тот не стал даже смотреть их и тут же переправил к Васильеву Л.Б., сказав, что всех конструкторов он будет смотреть сам.

Кстати, в то время уже был и Бацаев Н.А.

Л.Б.Васильев сидел на пол этажа выше и мы с ним целый час проговорили.

Надо отдать должное Льву Борисовичу Васильеву, который при всей разности его натуры, к конструкторам относился очень трепетно, т.е. он понимал важность конструкторского дела.

Он принимал меня на работу в Москве.

И говорил со мной целый час.

Сначала расспрашивал о моей прежней работе, интересовался какими станками оснащён Курганский завод.

Я знал о нём немного, что в прошлом он был Генеральным директором АЗЛК, перед назначением генеральным директором КамАЗа – заместителем министра автомобильной промышленности СССР по внешнеэкономическим связям.

Он стал расспрашивать, что заставляет меня сорваться с насиженного места?

Я говорю, что хочу попробовать себя в большом деле, оно мне кажется, будет интересным, новым.

Рассказал ему обо всём, что он спрашивал.

Как мне показалось, он был очень удивлён и насторожен моими передвижениями по стране.

Узнал, что я занимался подвеской, а он сам занимался тем же на АЗЛК.

Поговорили о личных делах, о родителях, обо всём.

Несмотря на занятость (время-то было для него и завода горячее) он неторопливо и спокойно беседовал со мной, рядовым работником.

В заключение он и говорит:

- Ну, главным конструктором мы тебя взять не можем, но могу предложить в том же качестве на подвеску. Какая у вас зарплата?

Я ему назвал, кажется, это было 150 рублей.

Он сказал, что будет 185.

- Дело не в деньгах, - говорю я ему, - меня это не особо волнует, просто хочется заниматься интересным делом.

- Может в производство пойдёте? - предложил он.

- Нет, - говорю, - только конструктором.

- Ну, хорошо тогда, идите, оформляйтесь!

Я пошёл оформляться.

Впечатление от Васильева?

Повторюсь, он был большая величина - заместитель министра, человек исключительный, шёл к нему с трепетом.

Но он оказался человеком обычным, доброжелательным, заинтересованным и знающим.

Вот такое было у меня ощущение по итогам встречи.

То, что он проговорил со мной один час, тогда меня не удивило.

С чего бы ему со мной не поговорить, думалось мне…

Но сейчас, спустя много лет, я, конечно, понимаю, что он придавал огромное значение тому, кого брать.

Говоря почти с каждым на первом этапе, он тем самым как бы закладывал фундамент под то, что называется формирование коллектива.

По всей видимости, уделяя столь большое внимание всем тем, кто приходил на КамАЗ в 1969 -72 годах, Лев Борисович как бы сеял в каждом из нас семена того, как надо потом каждому заниматься созданием уже своих коллективов.

Итак, я уехал из Москвы с вызовом на КамАЗ – с указанием оформить переводом.

Но Курганский завод был категорически против.

Директор говорил: «Ни за что не отпустим, мы тебя повысим в должности, зарплату увеличим».

И добавляет: «А вы знаете о том, что Васильева в ЦК КПСС предупредили, что формируя коллектив КамАЗа, он может брать кого и сколько угодно, но только с предприятий, расположенных до Урала, а с Зауралья и Сибири никого не переманивать?»

Я этого не знал.

Тем не менее, директор сказал, что он меня не отпустит.

Говорю ему: «Я не коммунист, вы меня не заставите. Пишу заявление».

Он мне: «Пишите и ждите два месяца».

Два месяца прошли, перевод мне всё-таки дали, я уволился.

И уже 20 мая 1970 года приступил к работе в Московской дирекции КамАЗа.

Вот ещё один интересный момент.

Ехал я поездом.

Вдруг уже перед самой Москвой поезд остановился и стоял минут сорок.

Я сижу в вагоне, смотрю в окно – стоит церквушка, станция, люди снуют через пути.

Ещё думаю, вот жить в Москве в таком месте, неуютно и так далеко от центра.

Как позже оказалось это были Вешняки.

Те самые Вешняки, где через несколько месяцев разместили общежитие, а позже и гостиницу КамАЗа.

И ещё один момент.

Прихожу в Дирекцию, она всё ещё была в здании Минавтопрома, встречаюсь с А.П.Томиловым, обрадовались.

- О, хорошо! Давай иди, оформляйся к Войтенко и будешь сидеть вот здесь, - и показывает место.

Узнав, в каком качестве я принят, говорит: «О, у тебя начальник появился! Владимир Барун из Минска».

Я заглянул в комнату, там за кульманом стоит невысокий чёрненький еврей, чертит график какой-то…

Внизу на фотографии Барун Владимир Наумович – главный конструктор КАМАЗа.

Я скривился, что-то начальник мне не понравился (смеётся).

Томилов мне говорит: «Давай, лучше ко мне, я оформлю тебя заместителем начальника цеха Автомобильного производства».

Тем не менее, я отказался, сказал, что буду только конструктором.

Не космополит я и не антисемит, подошёл к Баруну, поздоровался, представился.

Ну, вы же знаете, какой Барун, как он держался!

Уже тогда независимо и достойно.

Потом, уже когда мы познакомились с ним поближе, он признался о том, что у него было убеждение, что конструкторов нужно брать только с Минска и не из каких-либо других мест, тем более не из Зауралья.

Барун считал, что только в Минске можно подобрать квалифицированных конструкторов.

А на Урале или за Уралом, что они там могут, говорил он.

И если даже признавал, что за Уралом они есть,то только второго сорта.

Барун же привёз вместе с собой, хотя и позже меня, ещё четверых конструкторов: Сандриевского, Моносова, Кислякова и Цукерман…

Из них, как показало время, специалистом оказался лишь один Кисляков.

Моносов, хоть и был толковым специалистом, но был хитрым и нехорошим человеком.

Сандриевский оказался пьяницей…

Все они держались кучкой.

В комнате, где мы все размещались стало совсем тесно.

Кстати, разместили меня в первое время в гостинице «Арарат», что в Столешниковом переулке.

А потом месяц жил в гостинице «Метрополь».

А уже в июле 1970 года открыли гостиницу в Вешняках на Красном Казанце.

И я первым туда переселился вместе с Борисом Барановым, который был племянником А.П.Томилова, которого Томилов переманил с Урала на КамАЗ.

И вот с ним совсем первыми поселились в 88 номере на 5 этаже.

Там мы и жили.

Продолжение следует …

0
0
23
Все коментарии (44163)
- Автор статьи

Яндекс.Дзен

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Подписаться
Комментарии44163
Боулинг - нормальная вещь, только давно вышел из моды
Сария Сабурская рассказала о травле детей в школах Челнов и Нижнекамска
21.02.2025 15:58
Ты где то проспал последние 35 лет. Правами на Чебурашку владел его автор Успенский, потом продал их Союзмультфильму. Купи у Союзмультфильма и раздай бедным бизнесменам
«Союзмультфильм» засудил челнинского бизнесмена за контрафактных Чебурашек
21.02.2025 15:57
Мне кажется всегда это было и в СССР тоже, но об этом не говорили. Мы сами в школе между собой разбирались без привлечения взрослых. Вечно ходили в синяках и ссадинах, но никто толком на это внимания не обращал. Пацаны мол, что с них возьмешь.
Сария Сабурская рассказала о травле детей в школах Челнов и Нижнекамска
21.02.2025 15:53
Он же от туда ещё с большим количеством сувениров вернётся и это будут не магнитики... таких коллекционеров ни в коем случае к оружию и близко подпускать нельзя, а вы его на СВО. Решили напугать ежа голой пятой точкой...
ФСБ обнаружила в челнинской квартире склад оружия и взрывчатки
21.02.2025 15:33
Комментарии

0

Ваш комментарий
Заявки на «Цифровой километр»: сбор завершается вечером, собрать осталось 15%
Сводка СВО: США отказываются впредь называть Россию «агрессором»; ВСУ стягивают силы к Брянской области
Сводка СВО: бригада ВС РФ перешла границу Курской области; на импровизированных выборах Зеленский проиграл швабре со счетом 97:3
Сводка СВО: переговоры с США прошли позитивно; жителям Курской области, потерявшим имущество, будут выплачивать по 65 тысяч в месяц
У Вас есть новости?У вас есть тема? Вы находитесь на месте событий? Напишите нам!
Как c вами связаться?
Как c вами связаться?
Предложить новость
Подпишись на рассылку “ВЕСТИ КАМАЗа”

Узнaвай первым, о новостях твоего города!

Подписаться
«Вести КАМАЗа»

Новости КАМАЗа | События Набережных Челнов

Развернуть