Галиуллин Наиль Фатыхович (подробнее о нем можно прочитать здесь
https://vestikamaza.ru/blogs/ChukhontsevAN/150.php)около 10 лет назад записал интервью с известными и не очень всем известными камазовцами.
Некоторое время назад Наиль Фатыхович передал эти рукописные тетради в Музей КАМАЗа.
Директор музея Литейного завода Бадертдинова Минзиля Биляловна перепечатала для вас эти уникальные материалы.
Перед вами стенограмма интервью Латыпова Равиля Ахатовича – заместителя генерального директора ПО «КАМАЗ» по кадрам (1971 – 1977).
Интервью состоялось 27 января 2007 года в Казани.
Галиуллин Н.Ф.:- Расскажите о ваших ближайших помощниках, непосредственно вам подчинённых.
Латыпов Р. А.:Земцов Валерий Васильевич – начальник Управления кадров КамАЗа (16.11.1974-12.11.1976).
У меня о нём было хорошее впечатление.
Он был человек дела и человек слова.
Серьёзный и авторитетный среди всех своих коллег.
На чём он споткнулся не могу сказать.
Но для меня его уход с КамАЗа был полной неожиданностью.
Вся предыдущая деятельность на КамАЗе не предполагала такого резкого решения оставить работу в качестве руководителя управления кадров.
Я от него этого не ожидал.
Шагиахметов Ильдар Салихович – начальник отдела рабочих кадров.
Он был хорош в работе с рабочими, он умел найти быстро подход к каждому.
Но большего с него и не надо было требовать.
Честно скажу, что,скажем работать с ИТРовцами он бы не смог.
Хорошо известно, что Ильдар Салихович получил нагоняй от Васильева за то, что предлагал людям давать сады – огороды, аргументируя это тем, чтотакая раздача закрепит кадры и снизит текучесть.
Васильев выгнал Шагиахметова тогда с совещания.
Я считаю, что Шагиахметов с этой идеей просто выступил преждевременно.
Это был 1975 год - период сверхнапряжения на стройке, начало массового монтажа оборудования на всех заводах.
И я Ильдара Салиховича защитить в то время просто не мог.
Я был согласен с Львом Борисовичем в том плане, что в эти два года -1975 и 1976-ой решалась судьба КамАЗа – быть или не быть первым автомобилям к ХХV съезду партии и последующему пуску первой очереди.
Люди тогда на всех участках работали просто здорово.
Не знаю вообще, был ли когда-либо в прошлом такой энтузиазм на какой-либо стройке в СССР!
Все были по горло заняты, никто не считался со временем, никого не надо было уговаривать.
Всё что могли делать люди физически и интеллектуально - всё отдавалось делу без излишнего администрирования.
И в этих условиях отвлекать их на освоение своих садовых участков и дачных домиков – было просто несвоевременно.
Данилов Анатолий Иванович – заместитель начальника Управления кадров КамАЗа (01.11.1978-11.11.1981).
Внизу на фотографии слева.Для меня он человек неприятный.
Обладал хорошей памятью, особенно хорошо помнил имена очень многих руководителей, их основные биографические данные, тем не менее, к самостоятельной работе в качестве руководителя отдела ИТК всё-таки был не очень пригоден.
Более того, Данилов не способствовал цементированию коллектива, склонен был вносить разлад между сотрудниками.
Но самое печальное, он наушничал на своих коллег на верхний уровень руководства.
Была у него привычка лебезить перед вышестоящим руководством.
И в то же время был информатором Льва Борисовича по внутриполитическим вопросам жизни кадрового блока.
Поэтому он мне и не симпатичен.
Галиуллин Н.Ф.:- После пуска Ремонтно-инструментального завода в1974 годупроизошли ли какие либо коррективы в кадровой политике?
Латыпов Р. А.:- Вы, конечно, помните – РИЗ у нас сразу пошёл и хорошо пошёл.
РИЗ был пробой пера, испытанием, на что был способен укомплектованный и сформированный нами коллектив первого действующего предприятия.
И завод подтвердил, что та работа, которую мы проводили, обеспечила с первых шагов работу РИЗа.
Это нас всех кадровиков морально поддержало, потому что мы годами «ворочали» таким количеством людей, не зная во что это выльется.
А период монтажа, пусконаладки и запуска РИЗа показал, что всё заработало. Коллектив зажил полной жизнью и последующие два года он приобрёл такой опыт, который позже переняли к себе и другие заводы КамАЗа.
Внизу на фотографии цех механизации и автоматизации РИЗа.РИЗ после пуска подтолкнул все остальные заводы и службы быта к подготовке льготных списков на получение внеочередного жилья.
Галиуллин Н.Ф.:- В октябре 1973 года институт США и Канады внёс на заседание совета директоров КамАЗа новую организационную структуру управления КамАЗом.
Вы единственный, кто предложил объединить в Вашем блоке функции организации труда и зарплаты. В протоколе все поддержали, назвав идею верной, но потом… Что произошло потом?
Латыпов Р. А.:- Паринов к Льву Борисовичу был ближе, чем я.
Внизу на фотографии Паринов Сергей Васильевич – заместитель генерального директора КАМАЗа по экономике и планированию (1972-1979)Это-то и определило практически судьбу УОТиЗа .
Управление было включенов структуру экономического блока.
Я считаю, что это было сделано ошибочно.
Включение УОТиЗа в кадровый блок замкнуло бы весь комплекс работы с кадрами, с конкретным человеком в одну единую технологию.
Это резко повысило бы эффективность работы с людьми, что придало бы синергетический эффект.
Рос бы авторитет и квалификация кадровиков и трудовиков.
Может быть, Паринов С.В. перед Васильевым Львом Борисовичем оказался более убедительным, чем я, может быть он нашёл поддержку в Министерстве, не знаю…
Галиуллин Н.Ф.:- Как строились ваши отношения с партийными органами?
Латыпов Р. А.:- Вы знаете, отношения с парткомом у меня всегда были хорошие, и при Родыгине.
Внизу на фотографии справа Родыгин Аркадий Андреевич – секретарь парткома КАМАЗа.Мы оба хорошо понимали, что кадры –это задача и того и другого.
Мы всегда приходили к общему мнению на этапе обсуждения и обмена мнениями.
А приняв решение, мы двойной тягой – каждый со своего места – обеспечивали его исполнение.
То есть у нас было единое мнение и в главном между нами не было никаких противоречий, тем более конфликтов.
А какую колоссальную работу мы проводили с людьми!
Набережные Челны были не заброшенным уголком, а его слава соответствовала самым заветным достижениям всей страны.
Родыгин всегда поддерживал кадровый блок, не помню, чтобы он нас не выслушал, оставил наши вопросы без объяснений.
Галиуллин Н.Ф.:- Создание отдела соцологических исследований в структуре кадрового блока. Как этот инструмент способствовал формированию коллектива КамАЗа?
Латыпов Р. А.:- Отдел социологических исследований в любом коллективе нужен для изучения болевых проблем коллектива и в то же время выдачи рекомендаций по результатам исследований, и в третьих – опосредованно влияет на коллектив в лучшую сторону.
Это был хороший инструмент, с помощью которого мы взглянули в глубину тех проблем, которые нам были неизвестны (текучесть, дисциплина, мотивация, ориентация, и т.д.)
Внизу на фотографии Михеева Лилия Григорьевна - социолог КАМАЗа проводит опрос работника Автосборочного завода.Середина 1980-х годов.
Пласт работы с подбором специалистов за рубеж – на учёбу, стажировку и приёмку оборудования. Почему начало было трудным?
Латыпов Р. А.:- Так оно и должно было быть.
Как любое другое новое дело, связанное с командировками за границу.
Полагаю, за редким исключением, никто на КамАЗе не имел дело с таким направлением работы, как работа по подбору специалистов для работы за рубежом.
Во-вторых, сложности были в том, что мы лично не были знакомы с людьми, не знали их в лицо, не знали, кто и что из себя они представляют.
Могли делать выводы только по личным листкам по учёту кадров.
Ведь большая часть из них находилась на учебных базах и т.д.
Рабочих на обучение и стажировку, как правило, отбирали только своих.
А вот с ИТР, которые должны были командироваться на приёмку оборудования, действительно было много проблем.
Мы, как правило, брали специалистов на вырост, и они в своей должности не могли соответствовать её требованиям сразу.
Значительную часть работы по подбору оборудования и его контрактации взяли на себя ведущие специалисты других автозаводов, проектных и научно – исследовательских институтов Минавтопрома и внешнеторговых объединений, хотя и наши камазовцы там играли не последнюю роль.
Эта практика при отсутствии своей абсолютно надёжной базы, перенеслась на наших людей.
Многие квалифицированные специалисты с других предприятий принимались на КамАЗ с условием, что впоследствии, когда наступит этот этап, они будут направлены за границу и что они за это какое-то время отработают на благо КамАЗа.
Поэтому за границу попала немалая часть таких специалистов.
Но они-то позже и уходили с КамАЗа в первую очередь!
То, что касается подбора, как правило, подбирали кандидатов на поездку из состава своих специалистов, руководители подразделений КамАЗа.
На нас не лежала ответственность за качество отбора таких специалистов, т.е. нам давали фамилии кандидатов на поездку, а оформление было за нами.
Каких-то сложностей с КГБ у нас не возникало.
Ни разу не пришлось за это объясняться с кем бы то ни было, ни по какой-либо кандидатуре.
Галиуллин Н.Ф.:- Что вы можете сказать в целом об организации всей системы подготовки и повышения квалификации кадров?
Латыпов Р. А.:- И сегодня, спустя годы, могу подтвердить, что организация всей системы подготовки кадров для КамАЗа была поставлена с большим знанием дела и она у меня до сих пор оставляет самое хорошее впечатление.
Это была профессиональная работа и заслуживает самой высокой оценки. Очень мне нравились и те люди, которые этим занимались.
Я считаю, что этот отдел меньше всего хлопот доставлял и мне и другому руководству КамАЗа.
Руководители баз были очень сильные ребята.
Перенос подготовки кадров непосредственно на КамАЗ начался по мере готовности самих заводов и материальной базы для обучения.
Конечно, первыми начали обучать на своей базе РИЗ.
Затем ввели профтехучилища, техникумы, дальше – на заводах открыли Школы рабочей молодёжи, чуть позже – Политехнический институт.
Галиуллин Н.Ф.:- При вас был создан первый резерв руководящих кадров. Как это было? Когда?
Латыпов Р. А.:- Это всё закономерно вытекало из жизни комплекса.
Люди по разным причинам уходили с КамАЗа или увольнялись как не справившиеся.
Естественно вставал вопрос, откуда брать новых кандидатов.
КамАЗ накапливал опыт основной деятельности, росли кадры.
Из их числа мы и стали формировать резерв руководителей разного уровня – от мастеров до заместителя генерального директора, стали их обучать, вовлекать в общественную работу, на период отпусков штатных руководителей назначались резервисты, их натаскивали в разных областях.
Так вот и пошло.
И стало системой.
Насколько я понимаю и после меня это продолжалось на всех уровнях.
Галиуллин Н.Ф.:- По какой причине вы ушли с КамАЗа?
Латыпов Р. А.:- Сразу скажу, что к увольнению с КамАЗа меня подтолкнул Васильев Лев Борисович.
Где-то за полгода – год до этого я начал чувствовать, что моя деятельность не воспринимается генеральным директором.
Но ему не давали этого сделать раньше ни обком КПСС, ни горком партии,
кстати и кадровики Министерства были на моей стороне.
Позицию Родыгина я не знаю, но чувствовал, и он был против моего ухода.
Но Лев Борисович никого не слушал и не слышал.
У него был свой, генеральский чин.
Я ведь заявление на увольнение не подавал.
Я не уволился.
Меня уволили переводом в Татарский обком КПСС, сначала в орготдел, потом в оборонный отдел.
Позднее работал в КПК (контрольно-партийной комиссии, следившей за моральным и политическим обликом коммунистов Татарии).
Родыгин проработал вопрос о моём переводе на Казанский оптико-механический завод заместителем по кадрам.
Я поехал в Министерство и там со мной побеседовали.
Среди заданных вопросов в том числе был и такой: «Как бы вы отнеслиськ тому, что если бы через короткое время вам предложили работу в одном из исполкомов города Казани?»
Я честно ответил, что я бы согласился.
И как потом оказалось, своим ответом я поставил крест на работе на Казанском оптико-механическом заводе.
По приезду в обком, Родыгин мне и говорит: «Ну, ты даёшь!».
Вот так, к счастью, я и не оказался на КОМЗе, а остался в Татарском обкоме партии.
После КамАЗа мне на завод уже не хотелось, было скучно!
Галиуллин Н.Ф.:- Как вы относитесь к тому периоду работы на КамАЗе?
Латыпов Р. А.:Из всех мест, где я работал за свою жизнь, КамАЗ это точка моего наивысшего взлёта – духовного, профессионального и должностного.
Сожалею ли я?
То, что сложилось в моих отношениях с генеральным директором КамАЗа?
Нет, не сожалею, я должен был это сделать.
В том числе и по семейным причинам.
Дочка закончила школу и ей нужно было определяться с дальнейшим обучением.
В Челнах ещё ВУЗа не было, а в Казани в нашей квартире сын жил один.
И для того, чтобы сохранить сына и дать образование дочери вынужден был принять решение вернуться в Казань.
Если бы не было семейных проблем , остался бы я на КамАЗе?
Трудно сказать.
Я ведь всё-таки человек семейный, для меня семья – это крепость и обитель, это мои, все, перед которыми я обязан, и где я обретаю силы!
Таким образом, проблемы семьи требовали моего участия именно там в Казани.
И никакие успехи на моей работе не перевесили бы, если семье плохо и я в ней не решаю то, что мне положено решать по жизни.
Вся моя последующая деятельность базировалась на том опыте, который я приобрёл на КамАЗе.
Позже, работая в Татарском обкоме КПСС у меня было такое ощущение, что я сажусь в ванную, и я в неё не умещаюсь – по кругу вопросов, проблем, по масштабу, по содержанию – всё было мелко…
В следующей части вас ждут ответы Азаматова Рамиля Абдреевича – главного конструктора КАМАЗа (1987-1995)