На РИЗе студенты Набережночелнинского политехнического колледжа в рамках мастер-класса составляли программу изготовления режущего инструмента. Познакомиться с первенцем «КАМАЗа» пришли шестеро будущих наладчиков станков с ЧПУ.
– Вы нам нужны, – буквально с порога заявил начальник отдела по работе с персоналом РИЗа Радик Фазылов. – Сейчас на заводе идёт освоение выпуска прогрессивного инструмента. Под эту программу активно закупается новое оборудование, но оно по зубам только грамотным рабочим, которые знают толк в программировании. Как раз сейчас мы ищем молодых наладчиков, и у вас есть шанс попасть к нам на завод.
Корпоративный университет намеренно сформировал для участия в мастер-классе небольшую группу – каждый из студентов должен получить максимум внимания и знаний. Половина ребят в этом году уже заканчивает колледж, половина учится на втором курсе (у младших есть возможность подойти к будущей работе уже со знанием дела).
Для начала инструментальщики решили показать студентам все сокровища РИЗа – здесь много уникального оборудования для изготовления и ремонта инструмента и оснастки. Особый интерес появился, когда ребята вместе с замначальника технологического отдела Фарухом Хабибуллиным перешагнули порог термоконстантного корпуса. Таких агрегатов в колледже нет. Высокотехнологичные обрабатывающие центры на их глазах изготавливали новый инструмент. Тут же можно было оценить и результат: готовые свёрла, извлечённые из объятий агрегата, поблёскивали острыми гранями.
– Прежде чем принять решение о выборе места работы, надо хорошенько осмотреться, оценить свой уровень подготовки, – солидно, по-взрослому рассуждают студенты.
Проверить свои знания ребята смогли на второй части мастер-класса. Замначальника технологического отдела – начальник бюро программирования станков с ЧПУ Александр Болотов подготовил чертежи сверла, и каждый из участников должен был составить программу его изготовления.
– Программное обеспечение NUMRoto, которое используется у нас на заводе, имеет обширные возможности, – улыбается руководитель. – Пусть студенты попробуют с его помощью решить самую простую задачку.
Справятся с нею те, кто хорошо разбираются в геометрии конструкции осевого режущего инструмента и владеет терминологией – данные с чертежа каждый из участников вводил в программное обеспечение в диалоговом режиме.
– В колледже мы пробовали писать схему только для одного вида обработки – фрезерной или токарной, а тут целый комплекс работ, – комментирует задание студент 4-го курса Раиль Абдуллин. – Теперь у меня будет своё сверло, пусть пока и виртуальное…
На выполнение задания студентам отводилось 35 минут (заметим, наладчики на производстве делают эту работу в три раза быстрее). Справились с ним все успешно. Но для того, кто почувствовал вкус к инструменту, на РИЗе есть дела и посложнее.
Татьяна БЕЛОНОЖКИНА. Фото: Виталий ЗУДИН