USD

81,0547

EUR

93,9295

Казань

+5

Наб.Челны

+6

USD

81,0547

EUR

93,9295

Казань

+5

Наб.Челны

+6
Поделиться Vk

Рынок растет, СПГ-заводы достраиваются: каковы перспективы газомоторного транспорта в РТ?

1792
0
6
0

Что ждет рынок газомоторной техники в России и Татарстане и когда сеть ГМТ-заправок позволит спокойно выводить на трассы технику на газу? Эти вопросы стали повесткой круглого стола на "КАМАЗе" – в дискуссии приняли участие все крупнейшие игроки рынка, будущие инвесторы СПГ-заводов и заправочных сетей: «Газпром», «Новатэк», «Татнефть», автомобилестроители и правительство республики.

АВТОВЛАДЕЛЬЦЫ ТАТАРСТАНА ПОЛЮБИЛИ МЕТАН

На 20% вырос в Татарстане спрос на метан только за прошедшие месяцы этого года в сравнении с аналогичным периодом прошлого. Рынок компримированного (КПГ) и сжиженного (СПГ) природного газа, по оценке правительства республики, бурно развивается, а Татарстан тем временем наращивает темпы строительства инфраструктуры и производства самого топлива. Об этих темпах, инвестиционных планах и параметрах существующей сети заправок газомоторного топлива (ГМТ) речь шла на круглом столе, организованном в Челнах в рамках автопробега «Голубой коридор».

Пробеги в поддержку развития ГМТ-рынка проводятся под эгидой «Газпрома» и немецкой энергетической компании Uniper уже с 2008 года – в общей сложности их состоялось уже 13 по разным маршрутам. В этом году организаторы решили проехать по всем отечественным заводам-изготовителям автомобильной техники – подобный заезд уже предпринимался в 2010 году, когда участники впервые побывали на "КАМАЗе". На этапах маршрута они традиционно организуют тематические круглые столы и другие активности - косвенным результатом такой формы популяризации можно считать растущий интерес к технике на газомоторном топливе (ГМТ) муниципалитетов страны и частных автовладельцев. В этом году колонна выехала из Миасса 13 сентября и финиширует в Санкт-Петербурге на Международном газовом форуме, который пройдет 5-8 октября.

Благодаря «Голубому коридору» в Челнах накануне оказались все основные игроки рынка ГМТ – представители нескольких профильных структур «Газпрома», «Новатэка», «Татнефти», а также правительства Татарстана, заводов-производителей ГМТ-техники и координирующей развитие отрасли «Национальной газомоторной ассоциации». Включая эксплуатантов ГМТ-транспорта, в конференц-зале НП «КАМАЗ-Автоспорт» собрались порядка 50 человек, и неопределенное количество участников подключились к дискуссии онлайн.

С учетом географии наиболее интересным выступлением оказался доклад помощника премьер-министра РТ по вопросам нефтегазохимического комплекса Эльдара Адеева, который подробно описал текущее положение дел в республиканском ГМТ-сегменте. Рынок газомоторного топлива, по его словам, в РТ растет ежегодно, но последние восемь лет он ограничивался КПГ-сегментом. Сжиженный газ вошел на повестку республики только в прошлом году, поэтому и Адеев обратился сначала к компримированному.

За перевод транспорта на КПГ в регионе отвечает десятилетняя программа, запущенная в 2013-м. За прошедшее время республика потратила в рамках этой программы 1,5 млрд рублей – они пошли на субсидии для частных покупателей и муниципальных закупок, а также на строительство АГНКС.

На данный момент в Татарстане действуют 28 АГНКС: поясним сразу, что эти станции предназначены для заправки компримированным газом, а для заправки СПГ требуются криоАЗС. Общая производительность КПГ-сети равна сегодня примерно 210 млн м³ в год, но достичь этой мощности спрос пока не позволяет. Так, за прошлый год эти станции продали порядка 54 млн м³ КПГ, с ростом за год на 4,2 млн кубометров. С начала реализации программы потребление метана в РТ выросло в 12 раз. В этом году за восемь месяцев в республике реализовано 42,1 млн м³ природного газа.

«По сравнению с аналогичным периодом 2020-го года мы наблюдаем рост потребления метана на 20 процентов и по итогам года ожидаем реализацию в объеме 65 миллионов кубометров, - поделился Адеев прогнозными цифрами, - Сегодня в республике эксплуатируются порядка 10 тысяч автомобилей в газомоторном исполнении. Из них около 7 тысяч переоборудованы, остальные – куплены».

Сегодня в Татарстане работают четыре производителя техники на ГМТ: "КАМАЗ", «РариТЭК», «МТЗ-Татарстан» и «Судостроительная корпорация «Ак Барс»», которая в прошлом году запустила первое судно на СПГ. Кроме того, по словам Адеева, на территории республики расположены 12 аккредитованных пунктов переоборудования и технического обслуживания ГМТ-техники, а также одна аккредитованная испытательная лаборатория.

«СТРОИТЕЛЬСТВОМ КРИОАЗС БОЛЬШЕ ЗАИНТЕРЕСОВАЛСЯ МАЛЫЙ БИЗНЕС»

При всей новизне темы СПГ, сеть криоАЗС в республике тоже очень неплохо развивается – сейчас их 13, но уже в следующем году правительство Татарстана намерено довести их число до 28 штук, сравняв с количеством АГНКС. Одновременно в регионе строятся заводы для снабжения новых заправок газом.

Как напомнил Адеев, в 2019 году на Петербургском экономическом форуме правительство РТ и «Газпром» подписали соглашение как о строительстве комплекса по сжижению природного газа в республике, так и о монтаже сети криоАЗС. В рамках госпрограммы «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности» республика в этом году разработала подпрограмму развития рынка СПГ. Она подразумевает строительство в РТ четырех заводов, два из которых уже строятся.

В Тюлячинском районе стройку ведет сегодня компания «Востек», в Высокогорском – «Газпром СПГ технологии». В Тюлячах завод построен на 70% и готовится ко вводу в эксплуатацию в первом квартале следующего года. На Высокой горе строители прошли пятую часть пути, но уже завезли в Татарстан все будущее оборудование завода, ввод намечен на март-апрель будущего года. Остальные два завода планируется закладывать в 2023 и 2024 годах – один в ОЭЗ «Алабуга», под второй место еще не выбрано.

Эльдар Адеев подробно описал текущее положение дел в республиканском ГМТ-сегменте

Строительство криоАЗС определено вторым этапом региональной подпрограммы, хотя первая станция уже построена «Новатэком» в Челнах. Она была сдана в начале мае и поначалу продавала 1-2 тонны СПГ в день, а сейчас на ней заправляются и местные грузоперевозчики, оперативно закупившиеся КАМАЗами на СПГ, и московские дальнобойщики, для которых Челны стали второй заправкой после Подмосковья.

«В настоящее время о строительстве криоАЗС, помимо «Новатэка», заявили также компании «Газпром СПГ технологии» и «Татнефть», - сообщил Адеев, - Приходят к этому решению и партнеры, которые занимаются жидким топливом: помимо блоков КПГ они рассматривают и вопрос установки СПГ на своих заправках. Интересно, что в первую очередь такой перспективой заинтересовались представители малого и среднего бизнеса, у которых сеть заправок включает не более 10 станций. Они более мобильны и быстрее реагируют на спрос».

С 2016 года правительство республики переоборудовало на КПГ порядка 2 тыс. единиц муниципальной техники, и сейчас ежегодный темп переоборудования составляет порядка 300-400 автомобилей. В этом смысле Татарстан ориентируется прежде всего на районы, в которых появляется инвестор, готовый построить газовую заправку. Если желающий зайти на рынок есть, республика со своей стороны обязуется переоборудовать на КПГ всю муниципальную технику, а теперь готова, по словам Адеева, брать на себя аналогичные обязательства и в части СПГ.

Процесс переоборудования, с чем соглашаются в региональном правительстве, на сегодняшний день слишком дорог, но параллельно строительству заводов республика рассматривает вопросы локализации каких-либо комплектующих КПГ- и СПГ-систем на базе местных предприятий. Переоборудование дизельной машины в газомоторную в среднем по рынку обходится в 2 млн рублей, в газодизельную – под 1,5 миллиона.

«В 2016 году у нас была программа субсидирования перевода техники на КПГ, такую же мы хотим сделать для СПГ. Мы отрабатываем вопрос с инвесторами, чтобы они заложили стимулирующие бонусные программы для потребителя», - сообщил в этом отношении Адеев.

НА 1,3 МИЛЛИОНА В ГОД ДЕШЕВЛЕ

Хотя дискуссия в целом охватывала все виды ГМТ, основное внимание участники уделили развитию инфраструктуры и техники на СПГ, поскольку таков приоритет челнинского производителя. Собственно, от "КАМАЗа" спикером выступил директор по газомоторной технике Евгений Пронин.

Пронин рассказал о том, как преобразился камазовский транспорт на ГМТ за последнее десятилетие. По словам специалиста, среди всех видов топлива, альтернативных жидкому, природный газ в России наиболее актуален, чем и обусловлено обилие отраслевых госпрограмм – таких, как субсидирование покупки и переоборудования техники, субсидирование строительства АГНКС и производства СПГ. Благодаря им рынок ГМТ в стране можно считать сформированным, хотя и неразвитым, а транспорт – равным по характеристикам дизельной технике. Так, с 2013 года мощность камазовских двигателей на СПГ выросла с 240 л.с. до 450-ти, а запас хода для грузовиков достиг 1800 км без дозаправки.

Как отметил Евгений Пронин, на "КАМАЗе" вся ГМТ-техника выпускается в обоих вариантах

Как отметил Пронин, по сравнению с компримированным газом сжиженный имеет свои плюсы и минусы, которые разводят оба сегмента по функциям. Так, система КПГ по сравнению с СПГ утяжеляет грузовик на 1,6 т, но зато она дешевле и газ не испаряется так, как сжиженный. Это делает компримированный газ эффективным для легковых автомобилей и прерывистого городского движения – то есть для коммунальной и коммерческой техники, для автобусов. СПГ, в свою очередь, обеспечивает профит на длинных дистанциях – то есть в магистральных перевозках, или при разработке карьеров, где самосвалы движутся по кругу, а также в железнодорожных, речных и морских перевозках. На "КАМАЗе" вся ГМТ-техника выпускается в обоих вариантах. По словам Пронина, на данный момент компания ежегодно способна выпускать по 8 тыс. автомобилей и по 2 тыс. автобусов на СПГ.

Доклад Пронина дополнил директор по продуктовой политике ПАО "КАМАЗ" Эльдар Аминов, рассказавший, как движутся продажи ГМТ-техники.

«В этом году у нас парк техники на СПГ вырос до 600 единиц, розничные продажи очень активны и география их широка. Основные локации – Москва, Санкт-Петербург, Поволжье, 18 единиц реализовано на Дальнем Востоке. На текущий момент у нас закрыта вся линейка техники поколения К3, поколения К4 и К5 мы активно развиваем. В ближайшие год-два у нас появятся и шасси, и тяжелые самосвалы, а в перспективе - и малолитражные автомобили на данном виде топлива. Что касается магистральных тягачей, то мы понимаем, что он используется с прицепом и соответственно предлагаем решение, которое позволит минимизировать зависимость от заправок. В этом году мы показали на ComTrans`е прицеп с КПГ-модулем. Независимо от того, работает тягач на КПГ или СПГ, такой модуль увеличивает запас хода на 500 километров», - рассказал Аминов.

Эльдар Аминов рассказал о продажах камазовской ГМТ -техники

По словам спикера, подтвержденные как испытаниями, так и клиентами цифры определяют выгоду от владения тягачом на СПГ в сравнении с дизельным грузовиком на уровне 1,3 млн рублей в год – а это примерно четверть стоимости владения. Эксплуатация тягача дешевеет столь значительно благодаря цене самого газа и экономическим характеристикам двигателя. В этом году "КАМАЗ" довел межсервисный интервал для тягача до 60 тыс. км, что тоже сократило расходы на его содержание, хотя как таковой сервис для техники на СПГ по-прежнему стоит дороже дизельного варианта.

Для самосвалов экономический эффект несколько ниже, но все равно велик – работать на ГМТ-самосвале в общей сложности выходит дешевле на 800 тыс. рублей в год.

650 АГНКС К КОНЦУ ГОДА

Рынок ГМТ в России сегодня двигают лишь несколько компаний, которые к концу 2021 года по плану доведут общее число АГНКС примерно до 650 штук. Все игроки были представлены на круглом столе – каждый рассказал о своих профильных активах в Татарстане. Так, у группы "Газпром", по словам заместителя гендиректора ООО «Газпром газомоторное топливо» Николая Грацеско, в стране насчитывается 364 АГНКС,  а в республике - 24 заправочных объекта. Спрос на КПГ, как отметил Грацеско, за восемь месяцев этого года по сравнению с тем же периодом 2020-го на заправках компании вырос на 13%. Расположены они в том числе вдоль семи федеральных трасс.

Начальник отдела маркетинга газомоторного топлива ПАО «Новатэк» Роман Ланихин рассказал о корпоративной программе «Малотоннажное СПГ», в рамках которой компания намерена к 2026-му году построить вдоль основных транспортных коридоров и заправочную, и производственную инфраструктуру.

«На основных магистралях – М-4, М-5, М-7, М-10, М-11 – мы хотим построить 66 заправочных пунктов, - сообщил Ланихин, - Для их обеспечения к двум нашим заводам по сжижению природного газа добавятся еще шесть в различных регионах». Для строительства заводов и сети заправок КСПГ «Новатэк» уже создал три дочерних предприятия.

Актуальными данными в географическом разрезе Ланихин поделился обобщенно – на весь ПФО у компании сегодня приходятся 2 СПГ-заправки, а всего по России их установлено 12, и в этом отношении «Новатэк» пока остается первым номером. Строить сеть лидирующими темпами компании позволяет выбор облегченного варианта криоАЗС – «Новатэк» пока в основном ставит модульные заправки, как временное решение. Ценообразование на этих криоАЗС предельно простое – СПГ всегда стоит вдвое дешевле дизельного топлива и на сегодняшний день в среднем по России продается «Новатэком» по 29,48 рубля за 1 м³.

Отдельно Ланихин отметил тот факт, что с ростом спроса на СПГ выделяемых государством субсидий в размере 3,3 млрд рублей уже не хватает, и Зинин подтвердил, что ассоциация на этот счет уже озаботилась – вопрос увеличения субсидий будет поднят перед федеральным правительством.

О планах еще одного игрока рынка – «Газпром СПГ технологии» - рассказал врио главного инженера компании Андрей Трофимов. Повторим, с этим предприятием Татарстан договорился о строительстве одного из комплексов по сжижению природного газа и сети криоАЗС. «Комплекс мы планируем строить в Садилово двумя очередями. Первая очередь ориентирована на производство 1,5 тонны газа в сутки. Строительство второй очереди зависит от будущей загрузки первой. Качество газа будет отвечать ГОСТу», - деревня Садилово, поясним, находится примерно в 40 км по трассе от Казани.

Кроме того, в планах у компании обеспечение ГМТ-инфраструктурой транспортного коридора Минск-Елабуга – этот маршрут нацелен в первую очередь на грузопотоки между объектами «МТЗ-Холдинга»: Минским тракторным заводом и его дистрибьютором ТПК «МТЗ –Татарстан», разместившимся на базе ЕЛАЗа.

«ТЕОРЕТИЧЕСКИ К КОНЦУ ГОДА ТЯГАЧ НА СПГ СМОЖЕТ ВЫЙТИ И НА М-7»

Наибольший вклад в доведение татарстанской сети криоАЗС на планируемых 28 штук должна внести «Татнефть». Как рассказал инженер отдела АЗС УРНиН ПАО «Татнефть» Фарид Бурганов, сейчас компания располагает 834 АЗС, из которых 174 построены в Татарстане. В этом году компания планирует открыть 3 криоАЗС и 4 АГНКС, в следующем - укомплектовать СПГ-заправками еще 11 своих станций, а КПГ-системами – еще 3. Оценив их спрос, «Татнефть» будет принимать решение о дальнейшем развитии сети. Об этом проекте, напомним, рассказывал в рамках пресс-конференции на ComTrans-2021 гендиректор "КАМАЗа" Сергей Когогин: изначально автогигант предлагал нефтяникам собственные инвестиции в новое оборудование для АЗС, но, посчитав бизнес, «Татнефть» решила развивать инфраструктуру самостоятельно – оказалось интересно.

Подводя итоги докладов модератор - исполнительный директор «Национальной газомоторной ассоциации» Василий Зинин - поделился оценками и прогнозами отраслевого сообщества. Он еще раз подчеркнул, что сегменты СПГ и КПГ не конкурируют между собой по структуре потребительской аудитории, и даже покрытие инфраструктурой для них рассчитывается по-разному: для КПГ, подходящего городской технике, обеспеченность АГНКС считают по площади, а для СПГ, нужного в первую очередь дальнобойщикам – по расстоянию между криоАЗС, в среднем исходя из дистанции 400 километров.

Василий Зинин: «По М-7 грузовик на СПГ теоретически сможет проехать к концу года»

Ассоциация видит на данный момент три основные проблемы для развития сети криоАЗС. Во-первых, согласно профильному постановлению правительства, всякий транспортный коридор должен покрывать заправками один инвестор – только в этом случае он может рассчитывать на субсидии. Это, по мнению игроков рынка, контрпродуктивно – нескольким компаниям вскладчину закрыть одну федеральную трассу было бы много проще, деля инвестиционные риски.

Вторая проблема заключается в том, что источник субсидирования обязывает инвесторов строить криоАЗС исключительно вдоль трасс, но подходящих свободных участков нет. Нужно убедить правительство в том, что заправки на небольшом отдалении от магистралей будут столь же эффективны. Третий барьер – это требования по локализации оборудования к строителям криоАЗС, которые тоже невыполнимы, поскольку большинство позиций оборудования в России не производятся. По словам Зинина, на отказ правительства от принципа локализации рассчитывать не приходится, однако можно дискутировать по поводу степени этой локализации. Только лишив эти вопросы, рынок сможет перейти к концепции многотопливных заправок на базе существующих АЗС, так как все виды топлива, включая не только газ, но и электричество, а в будущем – и водород – члены ассоциации склонны развивать параллельно.

«Тема СПГ активно развивается только в последние пару лет, когда возник спрос: появилась техника и первые заправочные станции, - по просьбе "Вестей КАМАЗа" Зинин попытался спрогнозировать сроки, в которые автомобили на СПГ смогут выходить на трассы без риска не доехать до очередной заправки, - Учитывая активность участников рынка, мы ожидаем, что до середины следующего года некоторые базовые транспортные коридоры – например, Челябинск-Санкт-Петербург через Москву, - скорее всего, уже будут закрыты заправками. Каждое из направлений нужно рассматривать отдельно. У М-4 «Дон» своя проблематика, у восточных трасс – своя, ведь помимо инфраструктуры требуется и доступ к ресурсу. Нужны мощности для производства малотоннажного СПГ. По М-7 к концу года теоретически тоже уже можно будет проехать с учетом предложения "КАМАЗа", который заявил о запасе хода 1800 километров. Но это только теория, так как есть нюансы эксплуатации техники, есть остановки в пути и непредвиденная логистика. М-7 проходит и через Татарстан, и через Башкортостан, а этот регион тоже очень активен в контексте развития СПГ, так что перспективы есть. Обе республики являются безусловными точками роста».

Фото: "Вести КАМАЗа"/Виталий Зудин

0
6
1792
Все коментарии (44163)
- Автор статьи

Яндекс.Дзен

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Подписаться
Комментарии44163
Не привыкшие они к снегу.
В Тукаевском районе с М-7 в морг увезли первых жертв гололедицы
18.11.2025 14:56
"Чуть сферическая поверхность" - эффективное решение для отвода воды в межсезонье и пешеходов зимой. Скаты на тротуарах, сделанных по "Нашему двору" то ли для колясок, то ли для удобной парковки машин на пешеходной дорожке, наглядно показали, что такое наклонный тротуар подо льдом - горка под колеса
Перед новым театром кукол обновляют и тротуары
18.11.2025 14:55
После того как в начале откроют среднюю и заднюю дверь, как раз чтобы все зайцы могли спокойно выйти... тогда переднюю можно будет уже не открывать. Через переднюю дверь будут выходить только дураки, ой пардон, честные люди, на которых верхом ездят все, кому не лень.
Маршруты №№ 9 и 22 в тестовом режиме обслуживают новые модели автобусов
18.11.2025 14:52
Полностью согласен с замечанием! Правильное проектирование тротуаров — это очень важный аспект. Уклон в сторону газона и чуть сферическая поверхность — простые, но очень эффективные решения для отвода воды и поддержания чистоты. Завышенные стандарты и их соблюдение позволяют сохранить обувь в порядке и сделать прогулки приятными. Надеюсь, что такие подходы станут нормой в городском строительстве, ведь это действительно элементарно и очень удобно!
Перед новым театром кукол обновляют и тротуары
18.11.2025 14:45
Комментарии

6

Ваш комментарий
05.04.2022 16:28
Гость 306

Спг это очень выгодно - факт. Но вся выгода убивается гигантскими очередями на заправке (Екатеринбург), новатек крайне хреново реагирует на огромный спрос и не предпринимает абсолютно никаких действий, уже и звонили и писали все бесполезно. Бочка как стояла на 6 тонн так и стоит, очередь как была перманентно из 15-25 машин так и стоит, в любое время дня и ночи

Ответить (0)
23.09.2021 13:33
Гость 482

СПГ уже не модно... Посмотрите на сколько подорожал ГАЗ вообще. Цена пропана за 30 рублей ушла, с 18.Это примерно на 40% подорожал газ. И в чем выгода СПГ. Также к концу 2021 началу 2022 поднимется цена и на него,%-в на 15. А обслуживание автотехники, а ремонт. Намного затратнее, чем бензин или дизель. не говоря уже о безопасности эксплуатации. В российской действительности много дураков, которые не задумываются о обслуживании, элементарной проверке автомобиля на газу. Гоняют так, пока не развалится, не встанет сломанная....

Ответить (1)
23.09.2021 19:03
Гость 201

В статье речь идёт о сжиженном природном газе (СПГ, LNG), а данный комментарий про пропан (LPG). Сравнение не корректно, т.к. это совершенно другой газ. С другими свойствами и ценообразованием. Цена пропана вообще ничем не регулируется, а здесь поставщики газа ориентируются на стоимость дизтоплива и хотя бы как-то ограничиваются. В целом общался с людьми у которых 5490 на СПГ в большинстве случаев крайне довольны.

23.09.2021 13:14
Гость 41

Цены на газ приближаются к бензину, для чего платить за оборудование газомоторное, коль нет перспективы?

Ответить (2)
23.09.2021 19:06
Гость 201

А Вы где-то видели магистральные грузовики на бензине? А цена дизеля тоже дороже бензина... Вот и экономика!

23.09.2021 16:00
Гость 654

Как насчет экологии ?

Ксюша и Катюша: красивые кадры в кадровом центре
Сводка СВО: немецкий министр обороны готовится к войне через пару лет; Макрон пообещал Киеву сотню истребителей
Экс-глава Тукаевского района Фаил Камаев приговорен к четырем годам колонии
Сводка СВО: США отправили в Карибское море 4 тысячи солдат; в Болгарии Россия исчезла из учебников географии
У Вас есть новости?У вас есть тема? Вы находитесь на месте событий? Напишите нам!
Как c вами связаться?
Как c вами связаться?
Предложить новость
Подпишись на рассылку “ВЕСТИ КАМАЗа”

Узнaвай первым, о новостях твоего города!

Подписаться
«Вести КАМАЗа»

Новости КАМАЗа | События Набережных Челнов

Развернуть