Передача большегрузов с автомобильного завода работникам ТФК «КАМАЗ» – дело обычное. И все же некая торжественность в этом акте есть: приятно вручать ключи и документы от грузовика, щедро омытого водой.
И это вовсе не дань традиции, а необходимость – после прохождения через все испытательные стенды и прогона по треку автомобили для проверки герметичности заезжают в камеру дождевания. Установка, запущенная чуть больше года назад, рассчитана на испытание всего модельного ряда КАМАЗа.
На автомобильном заводе двойной контроль водонепроницаемости кабины. Сначала дождевание проводится в цехе сборки кабин, а потом уже в цехе комплектации и сдачи автомобилей.
«После всех тестов кабина ждет своего часа в накопителе подвесного толкающего конвейера, и при посадке на шасси возможны нарушения геометрии общей конструкции и другие повреждения, а значит, возникает и риск подтеканий. Для их выявления и производится дождевание кабины в составе шасси автомобиля, – поясняет заместитель начальника ЦКиСА по технической части Расим Хадиуллин. – Обычно на проверку герметичности направляется около 10% машин от суточной партии каждого модельного ряда, но по требованию заказчика на дождевание могут быть направлены все машины»
Как только грузовик заезжает в камеру, срабатывают установленные в ней датчики, и светофор переключает сигнал с зеленого на красный. Одновременно такого же цвета круг загорается на полу у ворот камеры. Это предупреждающий сигнал для других водителей-испытателей – камера занята, ставить машину рядом с ней нельзя.

Управлять дождеванием может как сам водитель, задавая режимы прямо из кабины через планшет, так и оператор с внешнего пульта. Предусмотрены два вида орошения – автоматическое и ручное. Система регулировки сама выставляет рамки с форсунками на нужную высоту в зависимости от модели кабины, есть даже схема орошения «Компаса».
В камере три режима: умеренный – 5 мм осадков на кв. сантиметр, как при затяжном дожде, ливень – 8 мм на кв. сантиметр и тропический ливень – 20 мм на кв. сантиметр. Полив ведется более чем из 200 форсунок от пяти до восьми минут. Все это время сидящий рядом с водителем-испытателем контролер ОТК внимательно осматривает кабину с фонариком. После окончания процесса дождевания влага, оставшаяся на большегрузе, сдувается потоком воздуха, чтобы исключить образование луж в производственном корпусе.
«Это дождевальная камера с замкнутым циклом использования воды. Влага собирается в приямках, а затем сливается в емкость и отправляется на очистку и обеззараживание ультрафиолетовым излучением, – поясняет начальник бюро отдела анализа эффективности сборки автомобилей Сергей Ширяев. – Уже из емкости для очищенной воды в она возвращается в систему дождевания. Пятикубометровая емкость рассчитана на испытание пяти машин. Восполнение запаса воды (часть испаряется) происходит раз в месяц».

Предусмотрены в камере и серьезные меры защиты. В случае возгорания въездные ворота закроют противопожарные шторы. Водителю-испытателю, чтобы в экстренной ситуации выйти из кабины, достаточно дернуть за специальный трос: процесс дождевания остановится, рамки раздвинутся, а до аварийного выхода буквально несколько метров.
Работники ЦКиСА за год убедились в исправности всех систем в дождевальной камере. Еще один плюс установки – ее расположение: если раньше после обкатки приходилось покидать корпус, чтобы въехать в другие ворота, то теперь этого делать не надо, что особенно важно в межсезонье и зимой. В производственном корпусе стало чище и теплее, а дождь начинается только по велению оператора, стоящего за пультом установки.
Текст: Татьяна Белоножкина
Фото: Виталий Зудин