USD

92,2628

EUR

99,7057

Казань

Наб.Челны

USD

92,2628

EUR

99,7057

Казань

Наб.Челны

Поделиться Vk

Право на «моно»: смогут ли Челны и впредь строиться за федеральный счет?

1484
0
3
0

Уже завтра на стол премьер-министру РФ Михаилу Мишустину может лечь проект корректировки действующего перечня российских моногородов. По экспертным оценкам, если сам механизм обновления будет одобрен, из списка могут вылететь 150 муниципалитетов. Татарстан не хочет терять ни единого из своих моногородов, однако проект до сих пор остается вне зоны влияния регионов - за право голоса губернаторов бьется думский депутат от республики Альфия Когогина.

МОСКВА БОИТСЯ ПЕРЕКОРМИТЬ МОНОГОРОДА

Глобального сокращения списка российских моногородов не избежать: как стало известно "Вестям КАМАЗа", перечень новых критериев для определения монопрофильности города должен быть представлен премьер-министру РФ Михаилу Мишустину в начале апреля. По общим экспертным оценкам, соответствовать им не смогут порядка 150 моногородов из 321 действующего, однако единого мнения о целесообразности такого шага в правительстве, Госдуме РФ и регионах пока не выработано.

Основных критерия отбора на данный момент видится два. Первым условием сохранения статуса моногорода станет уровень безработицы – он не должен превышать общероссийский. 10 марта министр труда и соцзащиты РФ Антон Коряков озвучил цифры по итогам января: в России уровень безработицы равен 5,8% экономически активного населения. Соответственно, если муниципалитет желает сохранить статус моногорода, доля безработных в нем должна быть меньше. Второй признак монопрофильной экономики – это занятость на градообразующем предприятии не менее 20% экономически активных горожан.

Осенью 2019 года аналогичная инициатива исходила от минэкономики РФ – тогда планы по анализу и обновлению списка моногородов были ориентированы на 2020-й. Масштаб преобразований тоже совпадал: прогнозировалось, что из 321 города статус «моно» сохранят лишь порядка 170-ти. В Татарстане первым на вылет из списка числились Набережные Челны, как самый успешный город в плане сокращения зависимости от градообразующего предприятия – автоград семимильными шагами развивал ТОСЭР, и все больше горожан находили работу вне структур "КАМАЗа". Так, к октябрю 2019-го года у резидентов ТОСЭРа были заняты 5,2 тыс. работников. Цифра красивая, но все понимали, что 10% населения города – это капля в море. В случае крупных проблем отечественного автомобилестроения Челны рисковали благосостоянием не только камазовцев, но и смежников автогиганта, а на его обслуживание завязано, условно говоря, полгорода. На этом фоне терять связь с Фондом развития моногородов Челнам совсем не хотелось, ведь город наладил с ФРМ продуктивный контакт: за последние 5 лет автоград получил по линии фонда свыше 1 млрд рублей субсидий и около 1,3 миллиарда льготных займов.

В 2019-2020 годах инициативу минэкономики удалось заблокировать. По большому счету отсрочка стала заслугой кураторов темы моногородов в Госдуме РФ, и в первую очередь депутата от Татарстана Альфии Когогиной. Как председатель экспертного совета по устойчивому развитию моногородов при комитете по экономической политике нижней палаты парламента, Когогина оценивала не только эффективность действующих регламентов, но и нестыковки новых, однако несколько думских голосов не могли переломить ситуацию. Критическую массу противников реформы могли обеспечить только регионы, знакомые с проблематикой на местах. Подключив к теме региональные парламенты, думский депутат добилась своего: реорганизация была отложена на год, а моногорода сохранили доступ к федеральному финансовому кранчику. Строго говоря, и год понимался, как условный срок: правительство приняло мотивацию Когогиной, а она указывала на отсутствие программы развития моногородов. Следуя этой логике, было решено заморозить актуальный их список до утверждения новой целевой госпрограммы.

Напомним, что стартовая программа развития, по которой моногорода финансировались, принималась на срок до 2025 года, но в начале 2019-го она была закрыта: Счетная палата РФ сочла бюджетные расходы неэффективными. Аналитика палаты, собственно, и положила начало идеям о пересмотре списка. Спустя полгода после ее критического отчета минэкономразвития РФ предложило новую трехлетнюю программу в объеме 18,6 млрд рублей. Она была раскритикована минфином и тоже не получила путевки в жизнь – таким образом моногорода и остались без внятной регулирующей политики.

КОШЕЛЕК ИЛИ МЕДАЛЬ?

Теперь перед заинтересованными лицами встал вопрос: раз программы развития моногородов нет, не удастся ли повторить трюк с публичным обсуждением и блокадой реформы еще раз? И, главное – нужно ли это делать?

Администрация Набережных Челнов, получив соответствующий запрос от "Вестей КАМАЗа", свою позицию не раскрыла, поэтому остается лишь взглянуть на ситуацию с точки зрения мэрии. Но прежде определимся с перспективами: первому из критериев монопрофильности город отвечает в полной мере - уровень безработицы в Челнах упал ниже 1%  и общероссийские 5,8% нам не грозят. По второму критерию город стоит на грани – в настоящее время на "КАМАЗе" заняты 21% от числа работающих челнинцев. Шаткий баланс способно нарушить как небольшое сокращение заводчан, так и одновременный набор сотрудников иными предприятиями города – упади доля "КАМАЗа" на процент с лишним, и Челны перестанут соответствовать статусу по предлагаемым правилам.

Такое положение с одной стороны представляется рискованным, а с другой открывает автограду простор для маневра. На 1% пропорции занятости в Челнах можно сместить искусственно, волевым решением, а значит альянс муниципалитета и "КАМАЗа" способен самостоятельно определиться с дальнейшим пребыванием в списке моногородов. Но если в силу некого форс-мажора занятость челнинцев на "КАМАЗе" завтра опустится до 19% естественным образом, а послезавтра – вновь поднимется до 21%, то как быть в этом случае? Вряд ли процедуру наделения статусом и его утраты удастся автоматизировать так, чтобы достижение критериев само возвращало город в список.

Осенью 2019 года, когда тема пересмотра списка была поднята впервые, исполком Челнов резко возражал против своего исключения из когорты моногородов. По сути лишение статуса - это декларация о победе над монозависимостью. Но, во-первых, с учетом смежников "КАМАЗа" победа будет лишь формальной, а во-вторых, так ли уж важно выйти из схватки победителем, жертвуя возможностью дальнейшего финансирования? Мэрия предпочитала сохранить контакты с ФРМ.

Сегодня ситуация несколько изменилась. ТОСЭР, созданный благодаря монопрофильности Челнов, никуда не денется – как минимум пять льготных лет городу еще полагаются с моностатусом или без него. Фонд моногородов, как источник федеральных средств, в своем привычном виде доживает последние дни, и как изменится его политика после передачи функций госкорпорации «ВЭБ.РФ», можно лишь предполагать. Да и актуальные запросы Челнов не столь велики: городу хотелось бы построить на деньги ФРМ инженерную и дорожную инфраструктуру третей очереди промпарка «Развитие» (по экспертной оценке около 400 млн рублей) и реконструировать дорогу «Набережные Челны-Водозабор» для Haier. Нужды не самые финансовоемкие, и если присовокупить к этому факту продолжительную стагнацию челнинского ТОСЭРа – новые резиденты не приходят уже больше года – то, возможно, репутационные очки города от выхода из программы победителем перевесили бы ожидаемый профит в рублях.

РЕШАТЬ РЕГИОНАМ, И ТАТАРСТАН РЕШИЛ

Впрочем, в минэкономики РТ считают иначе – в отличие от муниципальной администрации, министерство предоставило "Вестям КАМАЗа" четкую позицию относительно важности моногородов для республики. Таковых, напомним, в Татарстане семь: Набережные Челны, Нижнекамск, Камские Поляны, Менделеевск, Елабуга, Зеленодольск, Чистополь. В них проживает около четверти населения республики – примерно 1 млн человек, причем половина этого миллиона приходится на Челны.

Минэкономики в ответе "Вестям КАМАЗа" указывает, что в целом по республике за счет ФРМ на инфраструктурные проекты удалось привлечь свыше 2,6 млрд рублей федеральных денег, а общая их стоимость с учетом местного софинансирования ушла за 3,5 миллиарда. Новая инфраструктура по оценке министерства позволила привести в моногорода РТ к началу этого года еще 31,9 млрд рублей инвестиций. Плюс льготные займы на 2,2 миллиарда. Экономисты республики считают, что ликвидация ФРМ не помешает дальнейшей работе с его преемниками – «ВЭБом.РФ» и федеральными органами исполнительной власти. С учетом пяти действующих татарстанских ТОСЭРов, которые должны обеспечить 17,7 тыс. рабочих мест и 66,9 млрд рублей инвестиций, республика считает важным сохранить все моногорода.

«Благодаря мерам поддержки моногорода Татарстана становятся полноценными точками роста и притяжения новых инвестиций, с современной развитой инфраструктурой, удобной для комфортного и результативного ведения бизнеса. Однако процесс диверсификации монопрофильных образований республики не быстрый и требует более длительного периода. В связи с этим считаем целесообразным на сегодняшний день сохранить статус моногорода за семью городами республики», - резюмирует министерство.

Позиция же главного лоббиста моногородов Когогиной, если судить по ее публичным высказываниям, заключается сегодня в том, чтобы регионы вновь сами определялись, достигли ли они желаемых целей. Депутат поставила перед собой задачу максимально популяризировать вопрос, и этой цели по сути уже достигла. В Instagram Когогиной можно найти ее отчет о встрече с министром экономического развития РФ Максимом Решетниковым в середине марта: депутат обратила внимание министра на то, что многие моногорода еще не добились требуемой диверсификации экономики. Более того – за последнюю пятилетку около 50 градообразующих предприятий вообще обанкротились. Не будь этот факт плачевным, он был бы смешным: по всем регламентам эти 50 городов монопрофильными больше не являются и на финансирование претендовать не могут, но именно они и нуждаются в поддержке государства первыми. Считаясь с подобными казусами, Когогина пытается вытащить проект о пересмотре перечня из кулуаров министерства на обозрение губернаторам, по чьим заявкам он изначально формировался.

«Нам нужно обсудить вместе с губернаторами новую методику отнесения городов к монопрофильным и методику так называемого «светофора» (имеется в виду разделение моногородов по трем уровням зависимости от градообразующего предприятия, где «зеленая зона» - слабая зависимость, а «красная» - критическая – прим. ред). Пересмотр было бы правильно синхронизировать с принятием стратегии и госпрограммы развития монопрофильных муниципальных образований, а также с реформой институтов развития», - излагает Когогина содержание беседы с Решетниковым. В заключение она оценила встречу как продуктивную: было решено вернуться к теме уже на площадке Госдумы с непременным привлечением к дискуссии представителей регионов и сторонних экспертов. Решетников, кстати, тоже подтвердил резолюцию Когогиной в своем аккаунте Instagram.

"Вести КАМАЗа" поинтересовались мнением о перспективах дальнейшего функционирования моногородов и у других участников экспертного совета по их устойчивому развитию при думском комитете по экономической политике. Как подтвердил ответственный секретарь совета Павел Склянчук, вопрос с перечнем пока остается открытым. «По правде говоря, если бы не настойчивость Когогиной, перечень пересмотрели бы еще бы в 2019 году. Но эксперты Госдумы посоветовали, а депутаты настояли, чтобы этого не делалось. Уже сейчас можно сказать, что время, когда такие решения принимались кулуарно, прошло. Парламент стал местом для дискуссий. Альфия Когогина, как опытный парламентарий, добилась главного - дала моногородам шанс остаться в правительственной повестке. Теперь каждый моногород сможет на деле, а не на словах, решить, как этим шансом воспользоваться».

Фото: "Вести КАМАЗа", Instagram.com, economy.gov.ru 

0
3
1484
Все коментарии (44163)
- Автор статьи

Яндекс.Дзен

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Подписаться
Комментарии44163
Что именно? Новость, вид спорта, или что-то другое Вас интересует? Раз уж начали писать, формулируйте вопрос до конца?
В Челнах детсадовцев приобщают к чирлидингу
29.03.2024 14:33
Наши традиции какие? Приведите пример?
В Челнах детсадовцев приобщают к чирлидингу
29.03.2024 14:22
Замечательная новость! Еще Производственный проезд, пожалуйста, добавьте!
«Челнок» добавил в маршруты тарифа «Легковой» НТЦ и Большую Шильну
29.03.2024 14:03
Вам может и незачем, а детям нравиться. Кстати, чирлидинг - это вид спорта, сочетающий элементы таких видов спорта, как танцы, гимнастика, акробатика. По-вашему нам только в лапту и городки нужно играть, да кулачным боем заниматься?
В Челнах детсадовцев приобщают к чирлидингу
29.03.2024 14:01
Комментарии

3

Ваш комментарий
31.03.2021 13:10
Гость 214

соответствовать им не смогут порядка 150 моногородов из 321 действующего???

Ответить (0)
31.03.2021 12:41
Гость 271

Интересно, куда делись выделенные деньги?

Ответить (1)
01.04.2021 10:13
Гость 764

вложились в дороги и инфраструктуру

Сводка СВО: из-за массовых призывов к терактам Telegram добавит возможность ограничения контактов; Зеленский пугает Запад российскими ракетами
Сводка СВО: террористов «Крокуса» вербовали через канал ИГИЛ*
Сводка СВО: за год в России национализированы 15 предприятий ВПК; в «Крокусе» завершены поиски пострадавших
Сводка СВО: по делу «Крокуса» арестованы еще трое; Киев готовится мобилизовывать сразу после совершеннолетия
У Вас есть новости?У вас есть тема? Вы находитесь на месте событий? Напишите нам!
Как c вами связаться?
Как c вами связаться?
Предложить новость
Подпишись на рассылку “ВЕСТИ КАМАЗа”

Узнaвай первым, о новостях твоего города!

Подписаться
«Вести КАМАЗа»

Новости КАМАЗа | События Набережных Челнов

Развернуть