USD

107,1758

EUR

112,8019

Казань

0

Наб.Челны

+1

USD

107,1758

EUR

112,8019

Казань

0

Наб.Челны

+1
Поделиться Vk

Передовая инженерная школа открыла набор: как в нее поступить и сколько это стоит?

3597
0
1
0

Несмотря на то, что ПИШ, открытый КФУ и "КАМАЗом", уже вошел в ведущую группу региональных передовых школ и претендует на федеральное финансирование по высшему тарифу, партнерам еще предстоит защищать инвестиционный план перед советом, влияющим на размер грантов. Чтобы пройти этот этап красиво, "КАМАЗ" пригласил на пробную презентацию опытного дегустатора идей - члена совета и первого ректора МШУ «Сколково» Андрея Волкова. Побывав на встрече, "Вести КАМАЗа" заодно выяснили, сколько и каких абитуриентов, а также на каких условиях готова принимать кузница инженеров будущего.

«КАЖДЫЙ ГОД МИНИСТР И СОВЕТ БУДУТ РАЗБИРАТЬСЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПИШ»

Воплощением давней мечты о сильном техническом вузе в Закамье должна стать Передовая инженерная школа «Кибер Авто Тех» для своих идеологов - казанского университета и "КАМАЗа". Так обозначил уровень заинтересованности партнеров в создании ПИШ проректор КФУ Марат Сафиуллин на презентации, с которой вуз и завод встретили в Набережных Челнах директора Института общественных стратегий «Сколково» Андрея Волкова. Как член совета, определяющего получателей и размеры федеральных грантов под развитие ПИШ, Волков посетил автоград по приглашению коллеги по совету - заместителя гендиректора ПАО "КАМАЗ" Жанны Халиуллиной.



Вводная к этой встрече от проректора КФУ, можно сказать, расставила исторические точки на I с позиции университета и его давнего партнера "КАМАЗа". По словам Сафиуллина, зарождающаяся сегодня инженерная школа стала именно тем результатом, к которому стороны стремились во всех совместных усилиях последнего десятилетия, начиная с присоединения ИНЭКА к КФУ в 2012-м. С тех пор университет многократно пытался провести идею инженерного образовательного центра в федеральные программы, чтобы сконцентрировать профильные компетенции КФУ в Набережных Челнах, где они нужнее. О том, что эти компетенции есть, говорит положение КФУ на рынке подготовки инженерных кадров в Поволжье – университет остается крупнейшим их поставщиком в федеральном округе. Гуманитарные же направления для челнинцев постепенно отходят на второй план – они, как подчеркнул проректор, были лишь финансовым костылем для вуза в сложные времена.

Поясним, что Халиуллина настояла на визите Волкова в Челны, имея в виду его опыт управленца и идеолога от образования – он на протяжении семи лет возглавлял Московскую школу управления «Сколково», был ее первым ректором, и прекрасно знает, как подавать крупные проекты распорядителям госинвестиций. Челнинцы рассчитывали на его критические замечания, стремясь довести до совершенства именно представительский аспект концепции ПИШ: денег на раскачку передовых школ федерация выделила пока мало и им еще предстоит не одна защита инвестиций. От правильного изложения намерений и возможностей каждой школы будет зависеть объем ее подпитки из федерального бюджета. Волков подтвердил логику координационной группы КФУ и "КАМАЗа", предупредив: «Каждый год министр (Валерий Фальков – министр науки и высшего образования РФ, председатель совета) и совет будут тщательно разбираться в деталях деятельности передовых школ. Нужно понимать, что страшно не ошибиться, а упорствовать в своих ошибках, и важно сразу настроиться на реалистичность планов».



В этом году, напомним, гранты будут весьма скромны, на что обратил внимание члена совета и Сафиуллин – мол, ждали большего. Первые транши федерация раздает 30 российским вузам из 15 субъектов поровну – по 84,6 млн рублей. Эти деньги, как заявил Волков, поступят быстро, но «начальный капитал» школы формируют пока другие источники. 200 млн рублей вложит в ее становление "КАМАЗ", по столько же внесут республика и сам университет – итого 684,6 млн рублей на 2022 год. Горизонтом планирования для челнинцев пока стал 2030-й, но в любом случае федеральный источник должен иссякнуть раньше: освоить гранты предполагается уже к 2025-му, после чего передовые школы должны научиться выживать самостоятельно. Для КФУ важно то, что дальнейшие федеральные инвестиции будут распределяться уже неравноправно, и челнинская ПИШ попала в группу претендентов на самые крупные суммы, о чем Волков рассказал "Вестям КАМАЗа".

«Из 30 университетов сформированы три группы, у каждой будет свой объем финансирования, - пояснил гость нашему корреспонденту, - Средства разнятся в соответствии с технологическими задачами: перед кем-то поставлены небольшие цели, а перед кем-то – огромные. КФУ и "КАМАЗ" вошли в первую группу – она претендует на наибольшие инвестиции. Ответственность за проект несет Казань, и дальнейшее распределение – то есть с кем и в каких объемах университет будет делиться деньгами – мы уже не регламентируем. Я считаю, это правильно, потому что подзадачи на местном уровне очень разнообразны, здесь нужна гибкость».

Пока общий бюджет челнинской ПИШ определен на уровне 8,7 млрд рублей, о чем в начале месяца заявлял и.о. ректора КФУ Дмитрий Таюрский, причем источники он называл примерно в тех же пропорциях, что заявлены и на текущий год: 1 млрд рублей - от федерального бюджета, по 1,8 миллиарда – от Татарстана и университета, и еще 1,73 млрд рублей - от "КАМАЗа" и других вовлеченных.

ШКОЛУ ВОЗГЛАВИЛА КАМАЗОВКА

Концепцию развития проекта излагала для Волкова директор ПИШ Гузель Капитонова. 34-летняя директор – человек от завода, она является одним из руководителей в проектном офисе ООО «Цифровая платформа "КАМАЗ"» и совмещает свою должность с работой на университетской кафедре проектирования и моделирования наземного транспорта. Заводской специалист во главе ПИШ соответствует логике проекта уже потому, что автогигант по сути интегрировал свою образовательную концепцию в программу передовой школы. Возможно, поэтому презентация Капитоновой изобиловала техническими подробностями продуктов, разработать которые предстоит студентам передовой школы и камазовцам - слушателям ее квалификационных курсов. К числу таких продуктов относятся автомобильные системы помощи водителю, новые композитные материалы, сплавы, аддитивные технологии, и, конечно, водородные батареи, эффективность которых учащиеся ПИШ должны увеличить на 65%.

Как раз масштаб заявок и стал предметом критики Волкова – он оценил презентацию, как чересчур абстрактную. «Повестка очень широка, а глубину проработки почувствовать сложно, и это вызывает скепсис, - резюмировал Волков, - Такие задачи, как создание водородных топливных элементов, вы не можете взять на себя целиком – они слишком глобальны. Водородом ведь и Бауманка занимается. Вам нужно определить конкретный узкий аспект исследований – система ПИШ для того и создается, чтобы решить большие задачи общими силами».

Надо сказать, что именно озвученную Волковым модель "КАМАЗ" и продвигает, но только пока на своем уровне, а не федеральном: практические задачи, поставленные перед ПИШ, будут разбиваться на части между заводскими специалистами, каждый из которых должен в итоге создать некую составную часть целого – разработать прототип и защитить его в качестве дипломной работы. Инициатор встречи Халиуллина в этой связи отметила, что "КАМАЗ" ставит перед собой большие, но посильные задачи, поскольку каждое из трех направлений образования и исследований – «интеллектуальный автомобиль», «автомобиль с низким углеродным следом» и «технологии интеллектуального производства», - уже разрабатывается камазовскими спецами, и они готовы делегировать часть своих задач вузу. 



Волков, как первый внешний «дегустатор» концепции, заострил внимание на подаче материала. По его мнению, презентации, с которой КФУ предстоит обосновывать федеральные инвестиции, не хватает «научного маркетинга» - умения переводить технические концепты на язык непосвященных, которым и предстоит эти концепты финансово поддерживать. «И в чем гарантии? – предложил гость еще одно критическое замечание, которое наверняка прозвучит в будущем на совете, - Как именно вы хотите изменить педагогические подходы, чтобы затем достичь решения прикладных задач? Вот чего я не услышал нигде в стране. Все говорят «улучшим», «углубим», но нужно показать переход от одной технологии к другой. В этот переход государство готово инвестировать».

Скорректировать концепцию ПИШ с учетом рекомендаций Волкова челнинцы планируют ближе к защите.

НАБОР В ПИШ ОТКРЫТ, МЕСТА БЕСПЛАТНЫ

Для будущих же студентов главная новость повестки ПИШ заключается в том, что набор в нее уже открыт и все места бесплатны. Они, правда, пока немногочисленны: КФУ набирает 20 человек в бакалавриат и еще 12 – в магистрантскую группу. Третьим направлением подготовки станут курсы повышения квалификации для камазовцев. О том, как поступить в передовую школу, "Вестям КАМАЗа" рассказал директор Набережночелнинского института КФУ Махмут Ганиев.

Сразу поясним, что юридически ПИШ является отдельной университетской структурой, создаваемой на базе НЧИ КФУ – это значит, что абитуриенты будут поступать не в университет или его челнинский филиал с последующим отбором в передовую школу, а непосредственно в ПИШ.

В этом году школа открыла по одному направлению для бакалавров и магистрантов. В первом случае под эгиду ПИШ переводится совместная с МГТУ им.Н.Э.Баумана программа «Электромобили» под названием «Беспилотные транспортные средства». Магистерская программа будет называться «Автономные энергетические системы», она посвящена развитию компетенций в сфере автотранспорта с низким или нулевым углеродным следом, прежде всего водородного. Плюс три курса повышения квалификации для инженеров "КАМАЗа": «Управление требованиями», «Разработка архитектуры программного обеспечения» и «Виртуальные испытания».



«Список камазовских инженеров уже определен, в нем 58 имен, - рассказал Ганиев, - Вместе со списком "КАМАЗ" прислал и учебный план, который определяет для нас отбор теоретического материала. Работать с камазовцами будут не только наши преподаватели, но и казанцы, и представители ведущих университетов страны – МГТУ имени Баумана, МГТУ Станкин и Южного федерального университета. Выступать они будут скорее в роли идеологов обучения и научных исследований, нежели в роли преподавателей, поскольку задача инженерной школы – не только подготовить кадры, но и решить насущные проблемы импортозамещения технологичных компаний. В данном случае это "КАМАЗ". Перечисленные вузы и так сотрудничали и с нами, и с "КАМАЗом", поэтому нам было несложно достигнуть договоренностей с их специалистами в областях цифровой индустрии, беспилотного транспорта и других».

Будущие бакалавры, по объяснениям директора НЧИ КФУ, поступают в ПИШ на общих основаниях – по баллам, полученным на ЕГЭ, и по результатам олимпиад. Магистрантов ждут вступительные экзамены с учетом специфики профессий. Пока ПИШ ориентируется на прием в бакалавриат преимущественно закамских выпускников, магистранты же будут набираться изо всех вузов России ради повышения качества отбора.

Чтобы попасть в ПИШ, никаких особых условий выпускнику соблюдать не придется – так же, как и при поступлении в любой другой вуз, потребуются только хорошие результаты ЕГЭ и заявление. Как и везде, в приоритете будут абитуриенты с солидным олимпиадным портфолио. Директор вуза рекомендует тем, кто нацеливается в ПИШ, упирать при выборе предметов ЕГЭ и ОГЭ на стандартные дисциплины – математику, русский язык и физику.

К 2030-му году ПИШ должен выпустить 8,8 тыс. человек – и бакалавров, и магистров, и слушателей квалификационных курсов. Соответственно, в общее число войдут четыре выпуска бакалавров, поскольку первый состоится в 2026-м, семь потоков магистров, первые из которых получат степень уже через два года, ну а квалификационные курсы рассчитаны на несколько месяцев.

Физически по окончании первого инвестиционного периода ПИШ должна представлять собой структуру из 14 лабораторий и трех центров превосходства. Как пояснил Ганиев, центры – это по сути тоже лаборатории, только крупные и оснащенные по максимуму, каждая из них может охватывать по несколько помещений. Один центр превосходства будет отвечать за разработку специальной робототехники и искусственного интеллекта; второй – за тему цифровых двойников; третий ориентирован на промышленный интернет вещей. Подробнее о стратегических целях и моделях деятельности ПИШ мы рассказывали месяц назад.

По словам Ганиева, основная часть научного оборудования, которое будет закупаться для ПИШ, разместится, скорее всего, на площадках "КАМАЗа". Вторая часть вместе с учебным оборудованием займет лаборатории инжинирингового центра КФУ, ради чего уже имеющуюся аппаратуру, вероятно, придется перевезти в другие здания института. Отдельные лекционные аудитории КФУ выделять не планирует, поскольку в этой части запросы ПИШ ничем не отличаются от общеинститутских.

«Мы хотели бы сделать косметический ремонт используемых помещений, но пока эти планы в инвестиционном плане не отражены, - отметил Ганиев, - Все деньги пойдут на закупку оборудования, зарплату проектного офиса и курсы повышения квалификации специалистов "КАМАЗа" – таковы три основные статьи расходов».

Концепция ПИШ обещает Челнам не только бюджетные вузовские места, но и рабочие – в течение нескольких лет структура должна сгенерировать их в количестве 3,5 тысячи. По объяснениям директора института, основной плановый объем приходится на "КАМАЗ", где будут размещаться площадки для исследований в области водородной энергетики, беспилотного транспорта и цифрового производства. Вторым полем профессиональной занятости станут студенческие стартапы, основанные на тех производственных задачах, которые перед учащимися поставят авторы концепции.

«Мы увеличим объем хозяйственных договоров и станем привлекать студентов к их исполнению уже со второго курса, - уточнил Ганиев, - Таким образом они будут вовлечены в насущную проблематику производства, работая в лабораториях и получая за свою научную работу зарплату. Впоследствии эти ребята могут или пойти в аспирантуру, или создать собственный бизнес, поскольку для большинства выпускников ПИШ дипломной работой должен служить стартап».

Фото: "Вести КАМАЗа", kpfu.ru

0
1
3597
Все коментарии (44163)
- Автор статьи

Яндекс.Дзен

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Подписаться
Комментарии44163
Я всегда думал, что надо работать по профилю, а не страдать фигнёй.На работе вообще надо выполнять свою работу хорошо, а играть в другом месте.Ведь грузовик Камаз создан изначально для перевозки грузов, а когда читаешь отзывы, или общаешся с водителями создаётся впечатление что сляпали его для игры.
Логисты "КАМАЗа" сыграли в баскетбол на погрузчиках
02.12.2024 15:57
Уф сигма
В 56 комплексе скамейка устояла под натиском LADA Vesta
02.12.2024 15:39
Это была ирония, если ты еще не понял. Самое убогое в мультипликации - если мультфильм пытается изображать реальность
Мультфильм челнинки о светофоре завоевал награды на фестивалях в Испании, Италии и Таиланде
02.12.2024 15:26
При чём здесь видео, я хоть где-то написал про видео? Я в курсе, что это мультфильм, но почему там люди должны выглядеть уродами..?
Мультфильм челнинки о светофоре завоевал награды на фестивалях в Испании, Италии и Таиланде
02.12.2024 15:00
Комментарии

1

Ваш комментарий
26.07.2022 12:49
Гость 286

Всё красиво написано, но жизнь расставит всё по своим местам.

Ответить (0)
Сводка СВО: Зеленский готов отказаться от потерянных территорий в обмен на «натовский зонтик»; НАТО планирует ввести на Украину 100 тысяч миротворцев
Пресс-служба "КАМАЗа" открывает конкурс на лучшие треки и клипы о компании
Сводка СВО: Трамп хочет помириться с Северной Кореей; в США признали, что «Орешник» не перехватывается
Сводка СВО: в ДНР минули первые за год сутки без обстрелов; Израиль и Ливан договорились о перемирии
У Вас есть новости?У вас есть тема? Вы находитесь на месте событий? Напишите нам!
Как c вами связаться?
Как c вами связаться?
Предложить новость
Подпишись на рассылку “ВЕСТИ КАМАЗа”

Узнaвай первым, о новостях твоего города!

Подписаться
«Вести КАМАЗа»

Новости КАМАЗа | События Набережных Челнов

Развернуть