Отдел главного конструктора штамповой оснастки прессово-рамного завода «КАМАЗа» отметил 50-летие. Подразделение, проектировавшее средства механизации, сварочной, контрольной и штамповой оснастки, воспитало немало талантливых инженеров и руководителей.
– Когда строился Камский комплекс по производству большегрузных автомобилей, нашего отдела в структуре ПРЗ не было, он должен был стать подразделением инженерного центра, – вспоминает один из его руководителей Валерий Юмадилов. – В необходимости создания этой службы на заводе смог убедить руководство «КАМАЗа» директор ПРЗ Валерий Соколов. Первым начальником отдела главного конструктора стал Александр Иванов, ему удалось собрать команду из талантливых, преданных своему делу специалистов.
Практическая работа началась в 1973 году. Тогда большая часть отдела располагалась на территории дирекции колёсного завода в Заинске, небольшая группа работала и в Набережных Челнах в одной из квартир жилого дома 3/09. В то время главной задачей было проектирование чертежей для тех деталей большегруза «КАМАЗа», которые по контрактам с иностранными фирмами не успевали к пуску главного конвейера. Наработки с ПРЗ поступали на заводы двигателей, запасных частей, агрегатный...
Автомобили на 70% состоят из штампованных деталей, и конструкторы, среди которых были замечательные специалисты Владимир Донцов, Феликс Фахрнасов, Евгений Родионов, Рустем Акжитов, Александр Ильченко, Валерий Юмадилов, разрабатывали десятки штампов для кабины, лонжерона, топливного бака. Позднее с производства в отдел пришли Владимир Левченко, Владимир Рудомётов, Раиф Набиев и другие конструкторы. Им досталась освоение автомобиля «Ока», изменение положения фар на большегрузе – их с передней панели опустили на бампер (первые КАМАЗы ослепляли все встречные автомобили), другие разработки.

Таким был коллектив отдела главного конструктора штамповой оснастки ПРЗ в 1981 году
В 1980 году это подразделение было разделено на отдел главного конструктора штамповой оснастки и отдел нестандартного оборудования. Сам Юмадилов, когда возглавил работу отдела, ставил перед собой две задачи – разработать и поддерживать систему обучения конструкторов, внедрить на заводе технологию моделирования CAD, и он успешно их решил. При отделе в 2001 году было создано бюро трёхмерного моделирования и программной обработки.
Ежегодно коллектив проектирует порядка 250 видов штамповой оснастки, выпускает 250-300 извещений на доработки действующих штампов, 80-100 вариантов контрольных приспособлений, согласует конструкции штамповых оснасток, выполняемых подрядчиками.
Настоящей проверкой на профессионализм стала задача по локализации деталей кабины для К4 и К5. Специалистам отдела удалось спроектировать и внедрить штампы на поддон масляного картера в рамках проекта «Тибет», горловину алюминиевого топливного бака, диска ведомого сцепления коробки перемены передач.

Текст: Татьяна Белоножкина
Фото: Виталий Зудин