– Смазываем литолом поверхность вала, собираем подшипник промежуточной втулки, устанавливаем шестерню, опорную шайбу, подшипник… – почти скороговоркой комментирует выполнение своей операции слесарь механосборочных работ 5 разряда Олег Скота. Он же бригадир, новатор, наставник.
В цехе карданных валов автомобильного завода Олег Митрофанович работает уже 41 год и никуда не уходил, как это делали многие, в самые тяжелые и кризисные времена. Наоборот, как он вспоминает, с супругой зубами держались за «КАМАЗ», потому что была хоть какая-то защищенность, уверенность, что все наладится. Со своей женой Еленой познакомился здесь же, в этом цеху, она работала на изготовлении 27-й вилки кардана руля. Ухаживал долго – около года, брак оказался крепким, дружным, супруги вырастили двоих сыновей.
За высокие производственные показатели его неоднократно отмечали заводскими и камазовскими почетными грамотами, а когда был комсомольцем, поощрили знаком «Молодой гвардеец XI пятилетки». И, как вспоминает сам Скота, именно эта награда стала решающей при получении однокомнатной квартиры, что для молодой семьи было очень важно.
– Благодаря организаторским способностям, умению повести за собой коллектив на выполнение поставленных задач Олег Митрофанович назначен бригадиром 261-й бригады сборщиков раздаточной коробки, – характеризует подчиненного мастер участка Ленар Киямов. – Я часто к нему обращаюсь за советом, потому что только он здесь знает все!
Своими знаниями Олег Скота делится со своими учениками. Но теми, кто стал камазовцами (а это порядка 10 человек, некоторые из них, окончив вуз, перешли на инженерную должность), гордится. Он всегда повторяет: если не знаешь – спроси, если сомневаешься – спроси, не допускай изначально брак, переделывать будет очень трудно.
– Терпения вагон, конечно, надо. Молодежь все стремится делать быстро, торопится, и надо немножко осаживать, – поясняет наставник.
Он помнит свой первый рабочий день: опоздал на 20 минут, потому что очень волновался, долго не мог заснуть и в результате проспал. Даже пропуск в табельной скинул в ячейку другого цеха и забыл, где находится его бригада, хотя завод ему уже был знаком. В конце 70-х – начале 80-х годов все челнинские десятиклассники обучались заводским профессиям и практику осваивали на производстве. Профориентация не прошла даром, Олег решил продолжить работу в ставшем уже своим цехе. Говорит, профессия рабочего тогда очень ценилась, а особенно нравилось на вопрос: «Ты где работаешь?» гордо отвечать: «На «КАМАЗе!»
Гость 12