Здравствуйте, друзья-коллеги!
На одном из прошедших собраний Клуба обсуждалась
книгаМайкла Уэйда, Джеффа Лаукса, ДжеймсаМаколея, Энди Норонхи
«Цифровой вихрь. Как побеждатьдиджитал-новаторов их же оружием». IMHO, книга входит в список "must-read" книг по цифровой трансформации, поскольку 1) не так много книг по этой тематике переводится на русский язык, 2) еще меньше из них являются концептуальными, т.е. позволяют осмыслить происходящие процессы "с высоты птичьего полета".
Книжный клуб старается держать "руку на пульсе" цифровизации, происходящей в ПАО "КАМАЗ" и считает, что эту книгу следует прочитать всем камазовским "цифровизаторам".
Попробуем аргументировать вышеприведенное утверждение.
1. Книга написана специалистами Cisco, а, как вы знаете (надеемся)
Cisco возглавляет(по крайней мере, находится в первых рядах)
движение по тотальному переходу на "цифру"уже в силу своего положения поставщика коммуникационного оборудования. Как они пишут в предисловии, они предвидели "цифровой сдвиг" и совместно с Международным институтом управленческого развития (IMD) организовали Глобальный центр цифровых преобразований бизнеса (Центр DBT) с программой исследований на 5 лет. Центр DBT стал первым в своем роде глобальным исследовательским центром, где руководители компаний и ведущие ученые объединили усилия для изучения и решения важнейших проблем, встающих перед потребителями, предприятиями и обществом в "современном гиперинтернетном мире на гребне диджитализации". Результатом этих трудов и стала книга "Цифровой вихрь".
2. Для объяснения происходящих процессов
вводится понятие "цифровой вихрь". Такой образ вихря помогает наглядно представить, как цифровая революция влияет на компании и отрасли промышленности. Так, в вихре действует сила вращения, которая притягивает все к центру. Мы видели много разнообразных вихрей в своей жизни, но все они обладают тремя основными характеристиками, которые подходят и цифровой революции:
а) Объекты в вихре неумолимо движутся к центру. По мере приближения к нему скорость их движения возрастает в разы.
б) Вихри чрезвычайно хаотичны. Например, один объект, находящийся у края вихря, может за один виток оказаться у центра, тогда как другим потребуется на это больше времени. Другими словами, объекты следуют к центру по разным непредсказуемым траекториям.
в) Внутри вихря объекты часто сталкиваются друг с другом, распадаются и соединяются по мере движения к центру.
Теперь нам придется пережить и "цифровой вихрь".
3. Исследования Центра DBT показывают, что
революционные(цифровые)
компании привносят(всего)
3 вида ценности:
1) ценность стоимости(например, беслатная/очень низкая цена, ценообразование на основе потребления, объединение покупателей и др.);
2) ценность взаимодействия(расширение возможности клиентов, индивидуализация и пр.);
3) ценность платформы(краудсорсинг, сообщества, цифровой рынок и др.)
4. Вводятся также и другие яркие образные понятия, как, например,
"вампир ценностей".
Таким "вампиром" является например, Uber. Большинство наиболее опасных "вампиров" совершает "комбинированную революцию", предлагая все три вида ценностей сразу.
С "вампирами ценностей" бороться очень трудно, но возможно. Например, нужно отслеживать т.н. "вакансии ценностей" (рыночные возможности, которые можно выгодно использовать благодаря цифровой революции, до которых пока не добрались другие участники рынка).
5. В целом, при нарастании "цифрового вихря",
у каждой компании есть всего 4 стратегии реагирования:
1) оборонительная - "сохранение",
которая ведетв конце концов либо
к 2) "отступлению"(уходу с рынка или существованию в небольшой рыночной нише),
либо к 3) наступательной стратегии "прорыва" с последующим переходом к 4) "оккупации"(наступательной стратегии, нацеленной на поддержку конкурентных преимуществ, связанных с "прорывом"). Какой конкретной стратегии придерживаться ПАО "КАМАЗ" - зависит от всех нас, от топ-менеджмента до рядового "цифровизатора" (а "цифровизаторами" рано или поздно станут все.)
Надеемся, достаточно аргументов в пользу того, чтобы тем, "кто в танке", постараться прочесть эту книгу. Там есть еще много всего, например, множество результатов опросов руководителей предприятий на предмет грядущего "цифрового вихря". Возможно, также, что некоторые идеи мы просто "зевнули", и, надеемся, вдумчивый камазовский читатель, укажет нам на них.
Вперед, на "цифровой вихрь"!
Как обычно, собрание Книжного клуба состоится в эту среду, в РИПТИБ, с 17.30 до 19.00, в ауд. 209. Приходите сами, приводите знакомых. Хотя предстоящее на собрании мероприятие и не анонсируем (в силу технических причин), уверены, оно будет весьма интересно многим.