Минтранс РФ представил третью редакцию законопроекта о высокоавтоматизированных транспортных средствах (ВАТС), которая среди прочего определяет ответственных за ДТП, если таковое случится с участием беспилотного автомобиля. Этот регламент долгое время оставался основной преградой для полноценного вывода беспилотников на дороги – в настоящее время в России допустимо их движение только по трассам с особым правовым режимом, внедренным для наработки практики беспилотного движения.
Согласно проекту, ответственность за ущерб здоровью и имуществу третьих лиц в результате ДТП возлагается в первую очередь на владельца беспилотного автомобиля. Она снимается, если собственник докажет причины ДТП непреодолимой силы или намеренный умысел потерпевшего. Также вина перекладывается на производителя беспилотника в случае, если выявлены недостатки системы управления автомобилем. Виновным может быть признан и диспетчер, если перед ДТП он отвлекся от контроля машины. Следуя той же логике, отвечать за ущерб придется сервисному центру, если причина ДТП будет связана с некачественным техобслуживанием ВАТС или с игнорированием обновлений программного обеспечения. Что касается выплаты страховки после ДТП, то законопроект оговаривает право страховщика требовать у владельца записи с бортового устройства автомобиля.
Беспилотные грузовики тестируются на трассах в рабочем коммерческом режиме с 2018 года, но в их кабинах по-прежнему должны присутствовать люди. За минувший период ВАТС показали снижение аварийности на 90% и расходов на логистику – на 30%. Если новая реакция закона о ВАТС будет принята, беспилотники смогут ездить без человека внутри.
Помимо распределения ответственности, проект, в частности, вводит запрет на движение ВАТС на маршрутах перевозок опасных грузов и в принципе допускает их езду только по дорогам, обладающим «цифровым двойником» - то есть позволяющим считывать в реальном времени данные о состоянии трассы, ее схеме, погодных условиях, и прочие сведения для цифрового анализа. Внедрение «цифрового двойника» трассы М-11, на которой эксплуатируются беспилотные КАМАЗы, обошлось федеральному бюджету в 300 млн рублей.
Фото: "Вести КАМАЗа"