USD

91,7791

EUR

98,0270

Казань

Наб.Челны

USD

91,7791

EUR

98,0270

Казань

Наб.Челны

Поделиться Vk

Мидхат Шагиахметов: «Рост ставки ЦБ ударил по производству, но люди принесли в банки сотни миллиардов. Теперь ставка снижается, а доллар уже никому не нужен»

2527
0
7
0

В дальнейшем экономика России будет опираться на деятельность предприятий, включенных в список системообразующих, и этим компаниям государство не просто готово помогать в приоритетном порядке, а в любом случае не даст пропасть. С таким тезисом, а также с вопросами об успехах и насущных потребностях министр экономики РТ проехал по пяти челнинским заводам, входящим в федеральный перечень. "Вестям КАМАЗа" удалось сопроводить министра на трех из них, и проблемы по большому счету у всех одни: рост себестоимости из-за смены поставщиков и, конечно, кадры.

НЕФТЕСЕРВИС: СПРОС РАСТЕТ, ГОД ЗАКОНТРАКТОВАН

До автограда министр экономики Татарстана Мидхат Шагиахметов уже побывал с аналогичной миссией в Чистополе, Елабуге, обошел казанские предприятия: в республике на сегодняшний день насчитывается, по его словам, 60 системообразующих организаций федерального списка, хотя есть и расширенный региональный перечень из 332 компаний, формирующих половину ВРП республики. Сейчас по понятным причинам внимание руководства РТ нацелено на темп локализации стратегически важных производств и на их обеспеченность кадрами. Соответственно и у директоров Шагиахметов первым делом спрашивал, какую импортную номенклатуру им уже удалось заместить, и помогает ли целевое субсидирование если не закрыть дефицит персонала, то хотя бы удержать своих людей.



«КАМАЗ», «Набережночелнинский трубный завод», «Хайер Фридж Рус», РИАТ, Набережночелнинский картонно-бумажный комбинат им. С.П.Титова – такой маршрут преодолел Шагиахметов в течение дня, что позволило ему пощупать пульс четырех отраслей: автомобилестроения, нефтесервиса, производства бытовой техники и бумажной промышленности. На "КАМАЗе" и в группе Haier встречи прошли в закрытом режиме. В НЧТЗ министра встретили гендиректор компании Ринат Минхаеров и его заместитель Айрат Шакиров.


Набережночелнинский трубный завод 


Завод веден в эксплуатацию в 2017 году и к настоящему времени имеет 25 тыс. кв. м. производственных площадей, порядка 350 станков и около 1 тыс. человек персонала. Занимается изготовлением скважинного оборудования, за время работы обслужил свыше 20 тыс. нефтяных и газовых скважин по России. В число потребителей НТЧЗ входят крупнейшие отечественные нефтегазодобывающие компании.

Выручка по итогам 2021 года составила 5,3 млрд рублей. Чистая прибыль - 591,6 млн рублей. Средняя зарплата на предприятии - 90 тыс. рублей. 


Производство показывал в основном Шакиров. По его словам, сейчас для нефтяников наиболее актуальны технологии гидроразрыва пластов, оборудование для которых завод поставляет полными комплектами. Образцы продукции производят впечатление качеством выделки: части труб – подвески хвостовиков, винтовые башмаки, вертлюги - по которым нефтяники спускают в скважину насос, имеют гостовскую резьбу и покрытие, соответствующее скорее дорогому офисному оборудованию, чем вечному погребению в земле. Покраска и гальваника у НЧТЗ своя, и вообще цикл производства замкнут.



Однажды спущенная в скважину, такая труба не обслуживается никак и никогда не извлекается, однако качество исполнения продуктов НЧТЗ имеет жесточайший технический контроль, поскольку нефтесервисники в данном случае отвечают за успех финишных операций при разработке скважин. Даже нечетко срезанные болты, по словам Шакирова, способны запороть скважину и, соответственно, свести на нет все предшествующие этапы ее разработки. Цена такой ошибки многократно превышает издержки и на ОТК с отбраковкой, и на повышение качества изделия, поэтому компания без оглядки идет на рост себестоимости ради минимизации рисков покупателя. В изоляторе брака под замком на момент визита Шагиахметова можно было насчитать порядка двух десятков деталей – составных компонентов трубы. Еще одной иллюстрацией контроля качества является видеозапись всех этапов тестирования продукта, которую НЧТЗ по запросу отправляет заказчику.

Отвечая на вопросы министра, гендиректор компании Минхаеров подтвердил, что замещать импорт, конечно, приходится, но пока сильных просадок с поставками не было. Из Европы сегодня поступают около 20% материалов, в первую очередь нержавеющая сталь – ее закупка, к примеру, в Испании обходится в 2,5 раза дешевле, чем в России. НЧТЗ постепенно переключается на Китай, однако смена поставщика приводит к новым расходам, и это не только логистика, но и, в числе прочего, необходимость повторного тестирования материалов. Спрос же в нынешних условиях только растет. Зарубежные конкуренты, покидая наш рынок, сами передают свои рыночные ниши и инвестпроекты местным производителям, а НЧТЗ успешно подменяет их, забирая под свое крыло клиентуру. Около половины всего объема производства закрывают якорные контракты со сроками исполнения от года до трех, вторая половина мощностей загружена срочной текучкой. Завод таким образом законтрактован на проектную мощность до конца года.


В НЧТЗ министра встретили гендиректор компании Ринат Минхаеров (второй слева) и его заместитель Айрат Шакиров (третий слева)


В части господдержки, эффективность которой Шагиахметова особенно интересует, НЧТЗ воспользовался, в частности, отсрочкой страховых взносов за своих работников – это порядка 5 млн рублей в месяц, а сама льгота рассчитана на год. Но компанию тревожит перспектива выплачивать всю сумму одномоментно в конце срока, и потому руководство размышляет – есть ли смысл вообще тянуть с выплатами? Министр, однако, рекомендовал не торопиться: на будущий год вероятно либо продление льготы, либо частичное списание долга. Варианты сейчас обсуждаются профильными министерствами.

Системообразующим предприятиям минэкономики РТ готово помочь и с кредитами. НЧТЗ рассчитывал одолжить у банка немногим меньше 700 млн рублей, но столкнулся с проблемой лимитов, в решении которой Шагиахметов обещал посодействовать.

Как и практически вся промышленность, освоившая современные технологии, НТЧЗ при средней зарплате персонала на уровне 90 тыс. рублей испытывает жесткие проблемы с кадрами. Перечень дефицитных специальностей довольно широк, но практически на каждом более или менее автоматизированном производстве тоскуют о наладчиках станков с ЧПУ и смежных компетенциях. Разыскивая их в других регионах, НЧТЗ вынужден предлагать спецам уже по 110-115 тыс. рублей, да еще и с общежитиями договариваться, а в местных колледжах, по словам Минхаерова, лимиты крайне ограничены, поскольку всех опередил "КАМАЗ" и ссузы ориентированы на потребности автогиганта. НЧТЗ удалось на платной основе обучить три группы по 9 человек, но на большее у колледжей нет мест, а для их прироста элементарно не хватает учебных площадей. Минхаеров, ссылаясь на опыт других регионов, заявил, что не прочь обучать рабочих на производстве (так же, кстати, поступает и "КАМАЗ"), но для этого компании нужны субсидии на учебные классы, зарплаты преподавателей и прочие издержки – ведь образование, в конце концов, не входит в задачи промышленников.

Шагиахметов в ответ указал, что потребность спецов нужного профиля в России оценивается сегодня на уровне 2 млн человек и напомнил, что, если вопрос упирается в учебные площади, то для того в республике и созданы 43 ресурсных центра. В Челнах их 6, как уточнила сопровождающая министра замруководителя исполкома Наталия Кропотова.



Хотелось бы и госсубсидий на НИОКР, которыми нефтесервесников, в отличие от многих отраслей промышленности, обделили. Объем НИОКРа растет с необходимостью тестировать новые комплектующие и материалы взамен европейских – иначе говоря, растет себестоимость продукции, но только не отпускные цены, потому что контракты зафиксированы.

Шагиахметов взял вопрос на карандаш, а в целом еще раз подчеркнул, что на быстрое разрешение санкционного кризиса рассчитывать не стоит. Но все же прогресс за минувшие три месяца наметился – цены на металл, к примеру, уже снижаются, как и ставка Центробанка РФ, от которой зависит стоимость кредитов.

«Поднятие ставки до 20 процентов, конечно, ударило по производителям, - согласился министр, - Но надо понимать, что это было необходимо для экономики страны. Нужно было стабилизировать банковскую систему, и это удалось сделать, потому что под те же 20 процентов люди сразу понесли свои деньги обратно в банки, а это сотни миллиардов рублей. Сегодня посмотрите – уже и доллар никому не нужен, и ставка снижается». 10 июня, напомним, ключевая ставка ЦБ снова снизилась и сейчас она равна уже 9,5%.

СПЕЦТЕХНИКА: ОБОРОТКА СЪЕЛА ИНВЕСТРЕСУРСЫ, НО ДНО КАК БУДТО ПРОЙДЕНО

Пока Шагиахметов изучал ситуацию на заводе Haier, закрывшемся от прессы, "Вестям КАМАЗа" удалось переговорить с Владимиром Пономаревым - гендиректором следующего по маршруту предприятия, РИАТа.


РИАТ


ОАО «РИАТ» с 1992 года занимается изготовлением специальных грузовых автомобилей (1 тыс. ед. в год) и прицепной техники (350 ед. в год), к настоящему времени производит также автокомпоненты для «КАМАЗа», «НЕФАЗа», «МАЗа», крупногабаритные детали экстерьера и интерьера машин из пластика и композитов (1 тыс. т. в год), автомобильные сиденья (120 тыс. ед. в год).

Со дня основания предприятием руководит Владимир Пономарев. Сегодня в группу РИАТ входят 6 компаний, общий оборот которых за 2021 год составил 12 млрд рублей. 60% выручки обеспечивает производство спецтехники.

Группа держит в собственности и аренде порядка 16 га земель, в том числе 55 тыс. кв. м. производственных площадей. Персонал насчитывает 1,3 тыс. человек.

РИАТ является официальным партнером, дилером и поставщиком ПАО "КАМАЗ", в клиентскую аудиторию входят свыше 300 крупнейших компаний автомобилестроения и нефтегазодобывающей отрасли. ОАО «РИАТ» включено в ТОП-100 крупнейших компаний РТ.


Как рассказал Владимир Васильевич, рынок спецавтотехники, в отличие от нефтесервиса, снижает активность, что отмечают и коллеги по отрасли. В течение 2-3 месяцев игроки ждут закономерного спада и на рынке автокомпонентов, выпускать которые ввиду необходимости импортозамещения тоже стало дороже.

«Что-то мы пытаемся производить самостоятельно, что-то переадресуем из недружественных стран на китайские и турецкие компании. В течение трех месяцев нам пришлось найти новые варианты по поставкам или производству порядка 100 номенклатурных позиций. Можно выделить три наиболее значимых - как по объему, так и по сложности подбора новых решений», - предложил Пономарев.

Так, сложнейшим вызовом для РИАТа стал отказ американцев и бельгийцев от поставок полидициклопентадиена (PDCPD) – полимера, который используется для изготовления деталей экстерьера КАМАЗов, тракторов МТЗ и Россельмаша, и другой техники. О критической проблеме его отсутствия Пономарев рассказывал и в марте – президенту РТ Рустаму Минниханову в ходе встречи на "КАМАЗе". Тогда был намечен вариант замещения импортного PDCPD местным производством, на «Нижнекамскнефтехиме», но поскольку освоение его требует времени и серьезных денег, параллельно РИАТ искал поставщика в Китае.



«Поставщика мы нашли – буквально через 2-3 дня получим первые контейнеры. Новый материал, хотя и называется так же, потребует перенастройки технологии, но мы уверены, что отгрузки нашим потребителям не остановятся. Настоящее импортозамещение, внутри страны, тоже идет своим ходом, при самом плотном участии Рустама Нургалиевича. Сегодня группа в составе сибуровцев и предприятий «Роснефти» уже создала на площадке «Нижнекамскнефтехима» опытные образцы. Они испытаны, и теперь стоит задача уже промышленной локализации PDCPD. Только наша компания ежегодно потребляет около тысячи тонн этого материала, работает с ним и одно нижегородское предприятие, есть потребители и в Беларуси».

Второй пример связан с выходом американской компании Cummins из состава совместного предприятия «Камминз Кама» и, как следствие, потерей двигателя серии ISL. За минувшие месяцы РИАТ пересобрал КАМАЗ-43118 под двигатель Weichai и готовится в следующем месяце отправить машину на сертификацию, а к осени вывести на рынок несколько моделей спецтехники с китайским мотором.

Ощутимо споткнулось о санкции и производство риатовских сидений на подвеске, которые группа поставляет практически на все отечественные и белорусские заводы. В их изготовлении всегда использовались китайские механизмы подрессоривания – пневмоаппараты и некоторые электронные компоненты. Несмотря на азиатское происхождение комплектующих, возникла необходимость их локализации, и сейчас РИАТ ищет российские предприятия, совместно с которыми мог бы освоить компоненты механизма, а через пару месяцев планирует защищать в минпромторге и Фонде развития промышленности (ФРП ) импортозамещающий проект, чтобы получить под него господдержку.

Таким образом, факторов роста себестоимости возникло несколько: это и смена поставщиков с их новыми ценами и логистикой, и затраты на испытания новых комплектующих, и изменения в конструкциях продуктов под них. Для примера: РИАТ ставит на свои мусоровозы гидравлику от Hyva, но складской запас иссякает, а под российскую альтернативу придется дорабатывать конструкцию самого автомобиля. Да и те закупки РИАТа, источники которых не менялись, тоже, по словам Пономарева, подорожали, ведь возить их теперь приходится объездными путями, через дружественные территории.



В конечном счете объем производства РИАТа не сократился, и даже немного увеличился на безальтернативном рынке, но при одном из двух условий: либо растет себестоимость, либо упрощаются потребительские свойства продукта. Тем не менее, Пономарев планомерно идет к приросту мощностей, прежде всего в сегменте прицепной техники, рассчитывая поднять производство с 350 до 1,5 тыс. единиц в год. Иначе нельзя: министру гендиректор показал примерно пятую часть челнинских площадей группы – цех, в котором два года назад РИАТ под займ ФРП начал производить прицепы, - и она оборудована, условно говоря, наполовину, из-за чего дорогое оборудование подолгу простаивает. К примеру, новый комплекс сварки лонжеронов за пару дней закрывает месячный объем, который способны обеспечить участки, пока не автоматизированные. Когда будут собраны все необходимые линии, комплекс загрузится на 70-80%. И так далее: производительная окрасочная камера уже работает, а сварка кузовов ждет роботизированной линии, и таким образом узким местом в увеличении мощностей остаются опытные сварщики, которых, напомним, на рынке нет. Поставка же сварочной линии отложена, по текущей оценке Пономарева, на полгода.

С сырьем тоже не все хорошо: на смену надежной шведской стали, к примеру, пришла новолипецкая. Для сохранения прочности она требует наращивать толщину деталей, а это уже и новый раскрой листов, и в целом доработка конструкции прицепа. Еще пример: потеряв интеллектуальные системы безопасности от американской WABCO, РИАТ вынужден был вернуться к традиционным антиблокировочным. Проблему компания взялась решать кардинально, запустив разработку собственной системы совместно с МГТУ им. Баумана. Некоторые компоненты уже тестируются.

Не только отказники из числа европейских поставщиков, но и те компании, которые сохранили отношения с РИАТом, внесли свою лепту в его пограничное состояние. На фоне санкций партнеры стали требовать 100%-й предоплаты за поставки и, как следствие, оборотный капитал пришлось нарастить на 800 млн рублей. Поэтому часть инвестиционных проектов и пришлось поставить на паузу, а часть инженерно-технического персонала перевести на трехдневную работу – только так можно было оперативно сбалансировать бюджет. «На бреющем полете, но мы прошли этот период и восстановили платежеспособность процентов на 80», - оценил текущее состояние Пономарев.

Кадровый дефицит на РИАТе сегодня составляет около 90 человек – нужны все те же наладчики и операторы разнообразного оборудования с ЧПУ, а также маляры, уже упомянутые сварщики, инженеры-технологи нескольких специализаций. Пока РИАТ выходит из положения, предлагая своим работникам совмещение, а Пономарев рассчитывает вернуться к стабильному уровню не только производства, но и инвестиций. Собственно, к инвестированию компания уже вернулась, только пока в ограниченном объеме: если прежде на модернизацию тратили по 50-100 млн рублей в месяц, то теперь – в пределах 7-10 миллионов.

В качестве господдержки РИАТ, помимо займов от ФРП, получил 13 млн рублей на сохранение коллектива и обучение сотрудников. Кроме того, на днях «Совкомбанк» открыл компании кредитную линию со льготной ставкой, как системообразующему предприятию.

БУМАЖНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ: КАПИТАЛИСТЫ СДАЮТ ПОЗИЦИИ

У челнинского картонно-бумажного комбината дела обстоят прекрасно во всех отношениях, если не считать небольшой паузы в завершении очередного инвестпроекта. За январь-май выручка приросла на четверть, а спрос превышает текущие возможности производства.


Набережночелнинский картонно-бумажный комбинат им. С.П.Титова


Одно из немногих в России народных предприятий, каждый сотрудник которого владеет акциями своего ЗАО. До недавнего времени производил упаковку из гофрированного картона, туалетную бумагу и другую бумажную гигиеническую продукцию исключительно из вторсырья, сейчас начал выпуск бумаги из целлюлозы.

За 5 месяцев 2022 года выручка предприятия составила 6,5 млрд рублей, превысив аналогичный прошлогодний показатель на 24%. Объем производства гофроупаковки вырос на 6%, сангигиенических изделий - на 10,6%, реализация картона и бумаги – на 16%.

На комбинате работают 1722 человека. Среднемесячная зарплата выросла на 13% до 80 тыс. рублей. 


Гендиректора КБК Андрея Фомичева министр не застал – тот отбыл в командировку, поэтому производство и ожидающий запуска склад гофротары Шагиахметову показывал коммерческий директор Евгений Залогин. Пока речь идет только о первой очереди автоматизированного высотного склада на 16 тыс. палетомест, но и она поражает воображение – в отечественной бумажной промышленности роботизированных хранилищ такого масштаба еще не было.

Как рассказал министру Залогин, контракт на строительство был подписан с итальянской Ferretto Group в конце 2019 года. Склад представляет собой отдельное здание, забитое стеллажами, к которым палеты готовой продукции будут подвозиться шаттлами по монорельсу и подниматься кранами-штабелерами безо всякой живой силы. Заказ на доставку палеты в зону погрузки кладовщик делает дистанционно из пультовой комнаты.



Коммерческий директор пояснил Шагиахметову, что КБК всегда испытывал сложности с хранением своего товара. Перед длинными праздниками, к примеру, приходилось загружать продукцией все свободные площади, чтобы реагировать на оперативные заказы. Теперь же комбинат сможет хранить оплаченную продукцию по желанию заказчика и доставлять гофротару к нужному сроку. Если бы не санкции, склад бы уже работал по полному циклу, но в текущей ситуации ввести его в эксплуатацию комбинат намерен через месяц.

Отвечая на вопрос "Вестей КАМАЗа", Залогин пояснил, что запустить систему хранения в срок не удалось из-за внезапного отзыва подрядчика – итальянцы не успели как следует протянуть крепеж стеллажей. «Им поступило предписание от МИДа Италии собраться и покинуть Россию в течение суток. Не успели докрутить, - рассказал Залогин, - Теперь к нам едут российские коллеги, которых итальянцы наняли на субподряд – они проверят всю протяжку, а само оборудование уже настроено, программа загружена. Мы были на предприятии, которое года три эксплуатирует склад немного попроще – так они около года только режимы отрабатывали, потому что сбои шли постоянно».

Что касается положения на рынке, то успехи КБК в этом смысле не отражают общего состояния отрасли. Бумажные комбинаты, в массе своей сгруппированные в центральной части России, по словам Залогина, потеряли в этом году в среднем по 20% выручки из-за жесточайшей конкуренции. Однако на руку КБК играет не только географический отрыв от основного поля боя, но и его необычная для рыночных реалий форма собственности.

«Многие из конкурентов имеют в своем составе иностранный капитал, отсюда и эффект. Zeva, к примеру, уже заявила о своем уходе из России. Stora Enso, как говорят, перешла кому-то из отечественных бизнесменов… У заказчиков нет уверенности в стабильных поставках от компаний с зарубежным участием, и они предпочитают работать с нами, без лишних нервов. Наши заказчики – это и ритейл, и пищевая промышленность, парфюмерия, и вообще в упаковочных материалах нуждаются многие отрасли. В части производства бумаги мы тоже загружены на 120 процентов, ажиотаж такой, что до скандалов доходит. Поэтому мы и год рассчитываем окончить с плюсом – поменьше, наверное, чем на 24 процента, потому что к осени ожидаются сложности на разных рынках, в том числе и на продуктовом, но тем не менее», - прогнозирует Залогин.



В прошлом году КБК инвестировал в производство 3 млрд рублей, в этом - рассчитывал расширить производство на 1 миллиард, но оборудование из Европы не пришло. Впрочем, на подходе китайская линия, собранная по европейской технологии – она позволит разнообразить ассортимент коробок.

По итогу поездки Шагиахметов оценил результаты усилий челнинской промышленности в части импортозамещения, как удовлетворительные, отметил четкое видение руководителями дальнейшего курса и исполнение ими обязательств, принятых вместе с субсидиями и льготами, полученными на сохранение рабочих мест.

Роль же самого министерства в стратегии импортозамещения Шагиахметов по просьбе "Вестей КАМАЗа" описал так: «На уровне республики мы запустили маркетинговый центр, который собрал информацию о товарах, покупавшихся в недружественных странах, а также сформировал перечень предложений от местных предприятий, которые способны эти товары заместить. Система работает, и параллельно мы подключились к подобному федеральному сервису, который уже содержит сотни тысяч позиций. Среди них есть такие, которые не требуют длительного времени для наладки и масштабирования производства. Есть и те, которые нуждаются в НИОКРе и опытной проработке».



Напомним в заключение, что задачи импортозамещения ставятся сегодня и перед без пяти минут министром промышленности и торговли Олегом Коробченко. По словам Шагиахметова, ведомствам не придется делить функции: «Вся работа ведется в составе оперативного штаба, который возглавляет лично президент. Дважды в неделю мы рассматриваем эти вопросы вместе с представителями всех органов власти и всех муниципалитетов».

Фото: "Вести КАМАЗа"/Виталий Зудин

0
7
2527
Все коментарии (44163)
- Автор статьи

Яндекс.Дзен

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Подписаться
Комментарии44163
почему бы не сделать комнату для релаксации и в блоке закупок??? нервы на пределе,кабинеты переполнены людьми,с удовольствием бы ходили разгружать мозги в какой нибудь тихой обстановке
Ешь, мечтай, дыши: сеть помещений для отдыха на "КАМАЗе" пополнилась двумя комнатами
27.04.2024 16:05
Да уж...
Ешь, мечтай, дыши: сеть помещений для отдыха на "КАМАЗе" пополнилась двумя комнатами
27.04.2024 14:07
Куда обращаться по этой программе?
Надо брать: "КАМАЗ" снижает для своих работников ипотечную ставку
27.04.2024 13:46
а шкаф для чего?)) прятаться ?))
Ешь, мечтай, дыши: сеть помещений для отдыха на "КАМАЗе" пополнилась двумя комнатами
27.04.2024 13:31
Комментарии

7

Ваш комментарий
15.06.2022 06:59
Гость 719

Буквы угадывать тоже в школе учили? Мастерски, тока этот мужик не говорил, что бакс пора выбрасывать. Он объяснял, зачем подняли ставку. В марте бежали бакс дороже 100 покупать, подняли ставку, собрали рубли, и теперь за 60 никому не нужен. Вот и все что он сказал

Ответить (1)
15.06.2022 08:19
Гость 996

Про то, что доллар не нужен, это он лукавит. Пока еще нет иной резервной валюты, кроме доллара. Иди купи доллар, нету его ни за 60, ни за 120. Ни в какой стране запада или даже востока рубль в оплату за батон хлеба не возьмут, а доллар возьмут, вот в этом и вся разница.

14.06.2022 16:33
Гость 628

Я не знаю, то ли я. когда учился - слушал, то ли кто такой бред изливает прогульщики в институте. Доллар - это валюта расчета по всему миру. Даже когда англичанин покупает через алиэкспресс, фунт стерлингов сначала переводят в доллары. И Вася из Челнов или Хуан из страны диких обезьян покупают товары не в юанях, пэсо или в рублях а именно в долларах. абсолютно все, начиная от трусов и заканчивая ПК ВСЕ, завязано на баксах.

Ответить (0)
14.06.2022 14:18
Гость 561

Все тщательно избегают одного существенного вопроса: ради чего создавать себе трудности и затем их, надувая щеки, преодолевать??? Плохо работалось в интеграции со всем промышленно развитым миром? Тем более, что обособленная экономика - это уже пройденный, не самый удачный, опыт СССР.

Ответить (1)
15.06.2022 09:12
Гость 996

А щеки никто и не раздувал и трудности не создавал сознательно. Работали и успешно со всеми странами мира, использовали же мы и их опыт и технологии. Сами же они ударились и решили вдруг прикрыть нам доступ к своим "таинствам". СССР точно в таком же положении был и причина создания автономной экономики была именно та же - запад не пускал нас на свои рынки и не подпускал к своим технологиям. Правда золото и доллар и тогда решали вопросы в первую очередь и капиталисты от прибыли не отказывались ни при каких обстоятельства, за деньги они и показывали все и рассказывали и заводы продавали и технику и все что угодно.

14.06.2022 12:53
Гость 989

Интересная информация про "трубный завод" и "РИАТ".

Ответить (0)
14.06.2022 12:39
Гость 478

«..... Сегодня посмотрите – уже и доллар никому не нужен, ....» Для информации: МВФ повысил вес американской валюты с 41,73% до 43,38%, а юаня с 10,92% до 12,28%, Вес евро снизился до 29,31% с 30,93%, иены упал до 7,59% с 8,33%, а британский фунт упал до 7,44% с 8,09%... Это кому "никому" не нужен? Доллар потеряет свою привлекательность (это неизбежность), но это будет не скоро (на это уйдёт несколько десятков лет) ... А то, что сейчас мы имеем , это искусственный курс доллара по понятным причинам (превышением предложения валюты на внутреннем рынке над спросом на нее в условиях сильного торгового сальдо (заметным превышением экспортной выручки над импортом)... а также и других факторов отсутствием нерезов, блокировки депозтарий (н/р НРД и евроклик) и т.д. ...).

Ответить (0)
Сводка СВО: украинцам грозят увольнениями за сокрытие сведений о родственниках в России; 80% денег из поддержки США останутся внутри страны
Сводка СВО: Беларусь готовится ко внешним и внутренним диверсиям; Пентагон поощряет идею ударов по Крыму ракетами Atacms
Новый генплан Челнов требует строительства 20 школ и 30 садиков за шесть лет
Сводка СВО: у границ РФ сгруппированы до 33 тыс. военных НАТО; задержан замминистра обороны, работавший с госзаказом
У Вас есть новости?У вас есть тема? Вы находитесь на месте событий? Напишите нам!
Как c вами связаться?
Как c вами связаться?
Предложить новость
Подпишись на рассылку “ВЕСТИ КАМАЗа”

Узнaвай первым, о новостях твоего города!

Подписаться
«Вести КАМАЗа»

Новости КАМАЗа | События Набережных Челнов

Развернуть