Актуальными вопросами импортозамещения для "КАМАЗа" стали поставки пластиковых деталей интерьера, в производстве которых требуются простые, но временно отсутствующие химические продукты. Собравшись в гендирекции автогиганта, президент РТ, поставщики и представители научного сообщества вместе с принимающей стороной решали, как сподручнее организовать локализацию этого сырья в Нижнекамске и «Алабуге».
«НЕОБХОДИМО СДЕЛАТЬ ВСЕ, ЧТОБЫ ПРЕДПРИЯТИЕ ВЫПОЛНИЛО РАНЕЕ НАМЕЧЕННЫЕ ПЛАНЫ»
Первым вопросом вчерашней дискуссии об импортозамещения компонентов для КАМАЗов стала химия. Как дефицит белой бумаги в России спровоцировал финский поставщик одного простого химического соединения, ровно так же отсутствие одного импортного полимера и одного препрега привело к замедлению производства ряда пластиковых деталей интерьера и экстерьера грузовиков. По мнению руководства "КАМАЗа", наладить выпуск выпавших из цепочки продуктов можно и дома – Нижнекамск и «Алабуга» вполне потянут, если поставить им задачу.
До начала беседы в гендирекции правительственная делегация прошлась вдоль главного конвейера "КАМАЗа" на автомобильном заводе, посмотрела те самые детали, выпуск которых притормозили Европа и США. Президента РТ Рустама Минниханова в этом походе сопровождали министр промышленности и торговли РТ Альберт Каримов и мэр Набережных Челнов Наиль Магдеев, от "КАМАЗа" гостей встретили топ-менеджеры во главе с исполнительным директором Юрием Герасимовым. Приглашены на встречу были и гендиректора нескольких компаний-поставщиков "КАМАЗа", а также руководство КНИТУ-КАИ, поскольку наука должна вложить свою лепту в локализацию химических компонентов.
Минниханов после экскурсии на АвЗ открыл заседание в бодром расположении духа. «Мы только что заехали на конвейер - он не замедлился, работает. Наверное, это самое главное – то, что конвейер не остановился. И на апрель есть план, потому что мы уже обеспечили поставки отдельных компонентов. Но все мы понимаем, что наша экономика испытывает определенное давление со стороны других стран, и это прежде всего касается доступа к зарубежным технологиям, оборудованию, материалам. Наша главная задача сегодня – обеспечить бесперебойную работу всех стратегических предприятий, а группа "КАМАЗ" – это крупнейший производитель грузовиков в нашей стране, - Минниханов освежил память статистикой продаж "КАМАЗа" по итогам прошлого года и констатировал, что спрос на грузовые автомобили в стране остается «огромным», - Каких-либо сомнений в том, что мы будем работать, нет: надо производить автомобили и они будут востребованы. Нам необходимо сделать все, чтобы предприятие могло выполнить ранее намеченные планы».
Проблематику встречи обозначил директор по развитию ПАО "КАМАЗ" Ирек Гумеров: местных поставщиков, по его словам, у "КАМАЗа" достаточно, но материалов им не хватает. Продемонстрировав список используемых в производстве грузовиков материалов, Гумеров пояснил, что их не только нужно локализовать, но и в чем-то оптимизировать силами татарстанской науки.
Ирек Гумеров (в центре): «Материалы нужно не только локализовать, но и оптимизировать»
«Главная проблема – это объем производства. Для изготовления материалов в малых объемах необходимо обратиться к малотоннажной химии. Однако мы нуждаемся в большем, и поэтому ответ на вызовы времени должны вместе сформировать поставщики, производители и научное сообщество», - заявил Гумеров. Поясним, что к сегменту малотоннажной химии относится производство разного рода реагентов, катализаторов, топливных присадок и других химических продуктов высоких переделов, которые стоят слишком дорого, по $5-10 за килограмм, и потому традиционно выпускаются только в небольших объемах.
ЗАМЕСТИТЬ ИМПОРТ МОГУТ НКНХ И СТРУКТУРЫ «ТАТНЕФТИ»
Отсутствующие сегодня материалы требуются в свою очередь для выпуска пластиковых деталей интерьера и экстерьера "КАМАЗа". Ключевыми среди них Гумеров назвал два продукта, для выпуска которых осталось «преодолеть последнюю милю» - в основном механизмы локализации уже проработаны.
Первым из санкционных химических продуктов директор по развитию назвал полимер, который выпускают в основном бельгийцы и американцы – полидициклопентадиен (PDCPD). Детали с его применением делают для "КАМАЗа" компания «Селеста» из Нижнего Новгорода и местный РИАТ. Камскому автогиганту требуется около 1 тыс. т. PDCPD в год, еще 500 т. забирают «Группа ГАЗ» и «УРАЛ».
По словам Гумерова, PDCPD вполне может выпускать «Нижнекамскнефтехим» - такое мнение у топ-менеджера "КАМАЗа" сложилось в результате анализа нефтехимического производства. Спикер подчеркнул, что в полидициклопентадиене с его уникальными свойствами нуждается сегодня не только "КАМАЗ", но до внедрения технология требует доработки. Чтобы PDCPD соответствовал своему предназначению, нужно получить фракцию полимеризационной чистоты, выработать катализатор метатезисной полимеризации и в целом обеспечить процессу научное сопровождение.
Детали, которые требуют использования PDCPD, продемонстрировал аудитории гендиректор ОАО «РИАТ» Владимир Пономарев – это крылья, разного вида накладки и панели для бамперной группы, подножки. За прошлый год «РИАТ» поставил "КАМАЗу" 355,7 тыс. подобных деталей, и еще 48,3 тыс. штук продал, как запчасти для фирменной сервисной сети. Кроме того, местная компания собирает автомобильные сидения, пенополиуретановые компоненты которых требуют закупок изоцианата – импортируемого органического соединения. С его применением в прошлом году «РИАТ» изготовил для "КАМАЗа" 17,9 тыс. водительских сидений и 16,3 тыс. пассажирских – сегодня этими креслами оснащены порядка 30 тыс. проданных челнинских грузовиков. Еще более 55 тыс. сидений «РИАТ» поставил на рынки России и Беларуси.
Вторым по значимости дефицитным сырьевым продуктом Гумеров назвал полиэфирный листовой прессматериал (SMC). Его для нужд "КАМАЗа" необходимо закупать по 2 тыс. т. в год, на «УРАЛ» и «Группу ГАЗ» приходится 300 тонн. SMC может выпускать «Татнефть-Пресскомпозит» в «Алабуге», если отработает температурные режимы, найдет катализатор и стабилизирует режимы прессования. В этом случае продукция компании становится сырьем для ее же «дочки» - челнинского «Каматека», который снабжает "КАМАЗ" интерьерными деталями. Гумеров подчеркнул, что нужно научиться производить недостающие материалы с разными свойствами, в зависимости от применения, и это снова ставит проекты перед необходимостью научных исследований.
Решения по итогам обмена данными стороны вырабатывали уже в непубличной обстановке, Минниханов же после «КАМАЗа» посетил с аналогичными вопросами челнинские площадки Haier, «Агросилы» и «Челны-хлеба».
Фото: "Вести КАМАЗа"/Виталий Зудин
Видео: Пресс-служба президента РТ
Предлагаю сдавать пластик, макулатуру прямо на завод...
Ответить (0)