На челнинском автогиганте работают люди с богатым профессиональным опытом. Но бывают ситуации, когда не знаешь, как подойти к решению задачи. Тут смогут помочь профессиональные сообщества – один из действенных инструментов выработки верных решений в определенной области.
"СОБИРАЕМСЯ КАК ОЧНО, ТАК И ДИСТАНЦИОННО, РАЗ В КВАРТАЛ"
На «КАМАЗе» действует несколько профессиональных сообществ различного профиля, и многим уже почти 10 лет. Своей задачей в рамках управления знаниями Корпоративный университет «КАМАЗа» видит распространение этой полезной практики: ведь если профсообщества до сих пор существуют сами по себе, безо всякого внешнего воздействия или приказа, значит, они нужны людям!
В одном из них состоят модераторы и администраторы «Оценки силы коллектива» (ОСК) – всего 64 специалиста. Участники регулярно проводят профессиональные мастерские, также для них создан раздел на корпоративном портале «Комета», где выкладываются полезные материалы. Возглавляет сообщество руководитель группы методологии оценки персонала и работы с резервом Светлана Ибрагимова. «Вести КАМАЗа» попросили ее рассказать о деятельности сообщества.

Светлана Ибрагимова – лидер профессионального сообщества модераторов и администраторов «Оценки силы коллектива»
– Светлана Михайловна, как появилось ваше профсообщество?
– С момента введения в компании процедуры оценки силы коллектива и присвоения специалистам служб по персоналу статусов модератора и администратора ОСК возникла необходимость регулярных коммуникаций специалистов по оценке персонала разных подразделений и дочерних обществ компании – с целью поддержки единых корпоративных стандартов по оценке, обмена опытом и практиками, выработки знаний и поиска новых эффективных подходов к решению профессиональных задач, повышения компетентности в области оценки персонала. Специалисты нашего отдела создали профсообщество в 2014 году, а на постоянной основе оно функционирует с 2017 года. Ресурсов для его организации потребовалось немного: время, рабочие ситуации-кейсы и площадка для встреч, в том числе онлайн-платформа.
– В каком формате проходят встречи?
– Мы собираемся как очно, так и дистанционно, обычно раз в квартал. На профмастерских участники выступают с докладами, проводят мастер-классы, организуют командную работу и мозговые штурмы. Так, для участников были проведены мастер-классы на темы «Обзор конференции HR Metrix, (г. Москва)», «Коучинг как инструмент развития персонала», «Коммуникации модератора» и другие, проводились активности по личной эффективности модератора и администратора ОСК через решение кейсов. Специалисты отдела методологии оценки персонала и работы с резервом ДРП еженедельно рассылают важную и новую информацию участникам сообщества по электронной почте, проводят среди них опросы, запрашивают мнения по спорным вопросам. Все материалы с профмастерских выкладываются на электронную платформу сообщества на портале «Комета», а также рассылаются участникам после встреч.
СОЗДАТЬ ПРОФСООБЩЕСТВО МОЖЕТ КАЖДЫЙ
– Какие задачи решает сообщество и какие результаты его деятельности уже внедрены?
– Список задач довольно обширен: подготовка вновь принятых модераторов и администраторов ОСК, обучение и развитие участников через обмен опытом и знаниями, обзор нововведений в процессе ОСК, подведение итогов работы, разбор кейсов и производственных задач, организация стажировок по ОСК между подразделениями и организациями и многое другое. Благодаря работе участников постоянно совершенствуются бизнес-процессы «Оценка силы коллектива» и «Работа с резервом», вносятся изменения и дополнения в процедуры. В 2020 году был актуализирован стандарт по оценке РСиС – СТО КАМАЗ 49.13, разработаны «Методические указания по предоставлению и получению обратной связи», автоматизирован личный кабинет оцениваемого работника с большими возможностями, внедрен пульс-опрос по вовлеченности персонала.
– Как будете развиваться в дальнейшем?
– В планах сформировать портфолио экспертов и участников на электронном портале, разместить календарь событий и мероприятий, создать библиотеку и чат, публиковать работы участников при необходимости.
– С чего бы вы посоветовали начать желающим создать профсообщество?
– Организаторам для начала надо ответить на простые вопросы: для чего нужно это профессиональное сообщество, какие задачи оно будет решать, кто его участники, какими будут условия вступления. У лидера должно быть четкое понимание деятельности и план развития на ближайшие год-два. Немаловажно сразу определить формат и платформу для взаимодействия участников.

Мастер-классы и мозговые штурмы помогают участникам профсообществ повысить мастерство и сообща решать актуальные задачи
Отметим, что создать профсообщество может каждый работник, независимо от должности или служебного положения. Главное, чтобы была интересная тематика, желание делиться знаниями, намерение реализовать свою идею, проект или инновацию. Хотите, чтобы ваш проект реализовался и успешно развивался, задачи решались оперативно и совместно с коллегами-экспертами, чтобы вас услышали не только в своем подразделении, но и в других? Создавайте профсообщества! Корпоративный университет «КАМАЗа» изучил и систематизировал лучший опыт по работе профсообществ в компании в несколько простых шагов. Как создать профессиональное сообщество – читай в «Методических указаниях по созданию и развитию профессиональных сообществ» (размещены в информационной системе «Техэксперт»).