КАМАЗ всегда сотрудничал и продолжает сотрудничать со многими заводами мира.
Среди них и югославский завод ПЕРВАЯ ПЯТИЛЕТКА.
Этот завод размещается в городе Трстеник (сегодня находится в Сербии) и производит
тормозную аппаратуру, ГУРы, РТИ, системы отопления, компрессоры, амортизаторы, гидравлическую аппаратуру, промышленную пневматику для коммерческого транспорта, в том числе для автомобилей КАМАЗ.
Сотрудничество КАМАЗа с заводом ПРВА ПЕТОЛЕТКА началось в 1975 году, когда Всесоюзное объединение «Автоэкспорт» и югославская внешнеторговая фирма «Прогресс» подписали контракт на поставку тормозных аппаратов для КАМАЗа.
В тот год в Набережные Челны из Трстеника прибыли первые 500 узлов.
Всего в период с 1975 по 1985 годы на КАМАЗ из Югославии поступили 300 000 машинокомплектов.
Как известно, часть тормозной аппаратуры поступала на КАМАЗ с отечественных заводов (город Рославль) и из Польши (местечко Прашка), но поставки из Трстеника на протяжении 1980-х годов практически не вызывали нареканий со стороны камазовцев.
Более того, для контроля качества югославы в конце 1970-х годов передали на КАМАЗ 5 испытательных стендов для входного контроля на автосборочном заводе и 2 стенда – Ставропольскому заводу автоприцепов.
В 1978 году из Советской Федеративной Республики Югославия на КАМАЗ был поставлен первый ремонтный комплект тормозной аппаратуры, что было весьма актуально в то время, когда КАМАЗ в СССР создавал систему автоцентров для фирменного ремонта и обеспечения запасными частями своих автомобилей.
В 1982 году югославы начали выпускать механизмы опрокидывания кабин для автомобилей КАМАЗ-4310
В Музее КАМАЗа хранятся Почётные грамоты от заводчан ПРВА ПЕТОЛЕТКА.
Внизу грамота, вручённая Васильеву Льву Борисовичу - первому генеральному директору КАМАЗа, как «знак явного признания другу Л.Б.Василеву»
23 марта 1979 года.
Говоря о сотрудничестве, стоит сказать, что первые грузовики КАМАЗ были отправлены в Югославию в 1976 году.
Только за первые пять лет экспорта в Югославию были отправлены сотни автомобилей...
А для успешной эксплуатации КАМАЗов за рубежом необходимо было повысить уровень технической подготовки зарубежных специалистов.
Между заводами – партнёрами социалистической интеграции постоянно шёл обмен делегациями и специалистами: югославы приезжали к нам, камазовцы выезжали в СФРЮ.
Посмотрите отзывы югославов, проходивших обучение на КАМАЗе в середине 1980-х годов.
Материал был опубликован в газете «Рабочий КАМАЗа» от 1 октября 1985 года.
Известно также, что камазовская делегация, в состав которой входили Климашин Анатолий Викторович – в то время. заместитель секретаря парткома КАМАЗа по производству, Нуретдинов Гумер Хасанзанович - председатель профкома КАМАЗа, Закирзянов Ильдус Борисович –заместитель генерального директора КАМАЗа по быту, принимала участие в торжествах по случаю 40-летия югославского завода весной 1989 года. (Для справки. ПРВА ПЕТОЛЕТКА была образована 23 марта 1949 года).
Камазовцев тогда поразило то, что на югославском заводе организация труда была не бригадная, а индивидуальная, что технологии были очень гибкими, а служба контроля качества работала только на стадии подготовки производства.
Стоит сказать, что и после того как СССР и СФРЮ распались, сотрудничество между заводами не прекратилось.
Известен такой факт, что с 12 по 25 августа 2007 года на КАМАЗе проходили обучение 10 специалистов сербской фирмы «Прогресс».
В РИПТиБе (ныне – МИТТУ) они прошли курс обучения техническому обслуживанию и ремонту автомобилей КАМАЗ-6520, КАМАЗ-6522, КАМАЗ-65201 и КАМАЗ-4308.
"Известно также, что камазовская делегация, в состав которой входили Климашин Анатолий Викторович – в то время. заместитель секретаря парткома КАМАЗа по производству, Нуретдинов Гумер Хасанзанович - председатель профкома КАМАЗа, Закирзянов Ильдус Борисович –заместитель генерального директора КАМАЗа по быту, принимала участие в торжествах по случаю 40-летия югославского завода (Для справки. ПРВА ПЕТОЛЕТКА была образована 23 марта 1979 года)." - а вы ничего не попутали? Если вам поверить, что 40 лет заводу исполнилось только в прошлом году (1979+40=2019). Для справки. Закирзянов И.Б. скончался 6 августа 2008 года. Климашина А.В. тоже нет с нами несколько лет. Источник: vestikamaza.ru/posts/kamaz_i_prva_petoletka/
Ответить (2)Всё верно, завод был основан в 1949 году. Извините за опечатку. Поправил.
В продолжение: на самом деле завод был основан в 1949 году.
Срби и Руси Браћа Заувек
Ответить (0)