Согласно официальной статистике Центрального банка, количество краж с банковских счетов с каждым годом увеличивается. Как бы парадоксально ни звучало, но держатели карт становятся жертвами злоумышленников по собственной невнимательности. Помощник прокурора Набережных Челнов, юрист 3 класса Адель Мингазов рассказал читателям «ВК», как не попасть на удочку мошенников.
– Адель Равилевич, какие схемы злоумышленники чаще всего используют для хищения денег со счетов клиентов банков?
– Кража денег с банковской карты – проблема, с которой столкнулись многие клиенты финансовых компаний. По статистике ЦБ, в 97% случаев деньги списываются по вине клиента. К примеру, держатель карты, чтобы не забыть, написал пин-код на её обратной стороне, и когда потерял кошелёк, сразу не заблокировал счета.
Ещё распространенный случай: официанту в ресторане дают карту для оплаты, он уходит с ней и возвращается через несколько минут. За этот короткий промежуток времени он может сфотографировать её с двух сторон, а после использовать в корыстных целях.
Встречаются и схемы, когда преступники устанавливают специальные устройства в банкоматы и считывают необходимые данные, когда совершается операция с использованием карты.
Но в большинстве случаев воры пользуются финансовой безграмотностью клиента. В последнее время участились случаи, когда клиенту присылают с поддельного номера одноразовые сообщения или пароли. После мошенник звонит, представляясь специалистом банка, и просит назвать полученный код. Сообщив его, владелец счёта моментально теряет деньги.
Поэтому не стоит верить лжепредставителям банка. Ответив на такой звонок, самое лучшее, что нужно сделать, – это положить трубку. Помните, настоящие сотрудники банка не просят озвучить личные данные и секретную информацию: о количестве карт и остатках денежных сумм, пароли и коды из SMS, а также трёхзначный CVV-код, указанный на обратной стороне банковской карты. Сотрудник банка никогда не будет убеждать вас перевести деньги на некий резервный счёт и не станет переключать вас на робота или коллегу, чтобы вы продиктовали пароли якобы в защищённом режиме или совершили операции «под контролем».
– Если человек всё же попал в одну из перечисленных вами ситуаций, можно ли как-то предотвратить хищение денег или вернуть их?
– Попытаться, конечно, нужно, хотя 100-процентной гарантии нет. Для этого необходимо незамедлительно сообщить о хищении по телефону в банк и потребовать заблокировать карту либо самостоятельно сделать это в личном кабинете. Затем заявить о хищении в полицию по телефону или написать заявление лично. Не позднее дня, следующего за днём получения от банка уведомления о списании денег, прибыть в отделение банка и подать письменное уведомление о хищении и блокировке карточного счёта.