Оценив успехи первого этапа становления Передовой инженерной школы «КиберАвтоТех» («КАТ») и почти удвоив федеральный грант на ее развитие в текущем году, Министерство образования и науки РФ на этой неделе прислало в Татарстан делегацию для очередной контрольной оценки местных ПИШ – она ляжет в основу решений о грантах будущего года.
Часть показательных семинаров и круглых столов с участием представителей трех десятков российских передовых школ прошла на этот раз в Альметьевске, а накануне делегация под руководством замминистра Дмитрия Афанасьева добралась до Набережных Челнов в сокращенном составе: "КАМАЗ" и КФУ неоднократно принимали московских гостей и в их числе лично министра Валерия Фалькова, так что предварительная встреча непосредственно на площадке «КАТ» состоялась в более свойском формате. Сегодня основной семинар-совещание со школами из других регионов пройдет в IT-парке Набережных Челнов.
Афанасьев, следуя за провожатыми по уже оснащенным и загруженным лабораториям ПИШ, показал себя не только внимательным слушателем, но и дотошным корреспондентом, ставя конкретные и по существу вопросы - перед директором НЧИ КФУ Георгием Котиевым, заместителем гендиректора "КАМАЗа" Жанной Халиуллиной, руководителями лабораторий и студентами, которых делегаты заставали за работой. В беседах легко прочитывалось стремление замминистра получить выверенные ответы на несколько основных посылов, интересующих распорядителя федеральных грантов – создать цельную картину деятельности ПИШ, ее интеграции в реальные промышленные процессы и экономических аспектов проекта.
Осматривая помещения «КАТ» вместе с ректором Национального исследовательского ядерного университета МИФИ Владимиром Шевченко, Афанасьев интересовался перспективами строительства и ремонта будущего кампуса НЧИ КФУ, выяснял механизмы постановки задач перед студентами и приятно удивлялся тому, что они не только учатся, но и параллельно работают, имея должности в самой ПИШ. Оплачиваемая работа для них одновременно закрывает и институтскую практику – не говоря о том, что научная деятельность ложится в основу их курсовых работ. На маршруте из одной лаборатории в другую гостям встречались как студенты, так и школьники, осваивающие базовые навыки исследовательского труда.
Лаборатория материаловедения
В каждой из лабораторий делегацию встречали молодые руководители, зачастую здесь же и учащиеся. Так, начальник лаборатории материаловедения Чулпан Гимазетдинова учится в ПИШ на первом магистерском курсе кафедры материалов, технологий и качества, занимая при этом должность инженера ПИШ. Девушка принялась рассказывать гостям, как именно студенты используют мощное оборудование для исследования свойств материалов, но делегатов больше интересовали хозяйственные и экономические механизмы.
- Эта лаборатория – больше учебная? Вы осваиваете методы и оборудование, или решаете реальные задачи? – прямо спросил Афанасьев.
- Топливные элементы, с которыми мы сейчас работаем – это как раз реальная задача, - ответила Гимазетдинова. – Или проект по высокопрочным чугунам – мы изучаем изломы после циклических испытаний в рамках НИОКРа "КАМАЗа".
- Ваша учебная тема тоже связана с этими лабораторными исследованиями?
- Да, я в бакалавриате защищалась по теме, которая касалась разработки этих методик.
- Каким вы видите свое будущее через год – после защиты в магистратуре?
- Аспирантура, научная степень и дальнейшие занятия наукой в исследовательском ключе.
Замминистра выяснил также, насколько загружена лаборатория заказами. Как оказалось, мощный электронный микроскоп задействован практически постоянно благодаря актуальности водородной тематики. В таком же режиме используются и синхронно-термический анализатор, и инфракрасный спектрометр. Халиуллина со своей стороны уточнила, что лаборатория закрывает часть исследовательской программы "КАМАЗа".
Лаборатория прототипирования
Здесь студенты и преподаватели заняты обработкой деталей после 3D-печати и исследованием как традиционных, так и новых материалов.
«К примеру, в рамках одной из задач мы собираем все отходы ABC-пластика после 3D-печати – не только нашего университета, но и других вузов – для переработки и использования. Дробим, получаем гранулы и с помощью экструдера катаем филаменты для новой 3D-печати. Конкретно сейчас необходимо определить, каким должно быть процентное соотношение вторичного и первичного пластиков, чтобы по максимуму сохранить свойства материала», - начал свой рассказ руководитель лаборатории.
Источники сырья у студентов самые разные – они даже собирают ПЭТ-бутылки, чтобы и их раздробить, высушить и получить филаменты для производства PG-пластика. Решают здесь и проблемы малотоннажной химии, разрабатывая новые рецептуры. В частности, "КАМАЗу" необходимо было заместить импорт конкретных пластиковых деталей, и группа лаборатории прототипирования разработала трудногорючую композицию для этих целей – полученную из нее деталь уже можно запускать в производство.
- Сейчас мы как раз выполняем еще один импортозамещающий проект – разрабатываем гранулы для FGF-печати, - рассказал руководитель лаборатории. - Хотим освоить ее для изготовления оснастки и полноразмерных прототипов. Закупка принтера для FGF-печати уже запланирована на этот год. Сейчас гранулы для него поступают из-за рубежа, но студенты по НИОКРу "КАМАЗа" уже занимаются рецептурой с использованием отходов. К примеру, у «Татнефти» каждый день образуется до 300 килограммов мелкодисперсной пыли, стеклоотходы, которые нужно утилизировать. Мы научились делать гранулы из этой пыли – они годятся для производства конструкционных пластмасс, которые подходят для FGF-печати, для процессов экструзии, литья и прочих.
- А зачем вам свое, если можно покупать? – провокационный подтекст сквозил во многих вопросах замминистра.
- Ради доступности сырья. Компания «Агропласт», которая поставляет на "КАМАЗ" гофру, столкнулась с отсутствием на рынке мастер-батчей (полимерная композиция – ред.). Чтобы конвейер не встал, нас попросили подобрать рецептуру с доступным сырьем. В нашем сырье основа - от СИБУРа, модификаторы тоже не исчезнут, и это позволяет нивелировать экономические риски. Теперь "КАМАЗ" на своем большом экструдере может выпускать нужное сырье и делать из него конечное изделие.
На вопрос о собственном интересе команды лаборатории - коммерческий он или научный – было уточнено, что молодые люди работают по договору с "КАМАЗом", способствуя локализации производства в России. В иных случаях лаборатория сначала разрабатывает технологию или рецепт, чтобы потом найти под результат коммерческого интересанта. «Любая наша научная деятельность должна подпираться экономическим эффектом, по-другому быть не может, – подтвердил в свою очередь Котиев. – Теоретических фундаментальных исследований в широком смысле мы не ведем».
Афанасьев, однако, добивался от непосредственных участников процесса стратегического видения перспектив – заказы заказами, но к чему лаборатория хочет прийти в будущем, как стабилизирует коммерческую составляющую? Как оказалось, план есть: лабораторией уже заинтересовался питерский разработчик 3D-принтеров, который хотел бы на ее базе создать свой Центр аддитивных технологий для нужд машиностроения. Если самостоятельно питерцы локализовали оборудование, то от научных работников ждут локализации расходных материалов, которой они и занимаются сейчас для "КАМАЗа". Производитель принтеров уже получил от раиса Татарстана одобрение на два ЦАПа, один из которых должен быть запущен на базе лаборатории прототипирования.
«Да, именно это я и подразумеваю под амбициозными задачами - работу с ключевым игроком в отрасли», - покивал Афанасьев, желая успехов сотрудникам.
Лаборатория дизайна
Дизайнеры ПИШ тоже были застигнуты за исполнением техзадания "КАМАЗа". Гостям показали эскизы монотрака, разработанные студенткой четвертого курса - экстерьер, концепт, дизайн-исследование футуристичного грузовика вдохновили делегатов. Они уточнили, что дизайн монотрака, как и землеройной машины будущего, автогигантом уже согласован.
- С каким-то из российских центров, кроме НТЦ "КАМАЗа", вы по техническому дизайну взаимодействуете? – спросил Афанасьев, узнав, что, помимо техзаданий, студенты пользуются консультациями специалистов НТЦ.
- Планируем, - заявила наставник дизайнеров, напомнив, что лаборатория не так давно открылась.
- А какие у вас отношения, например, с «АвтоВАЗом» и другими конкурентами? – вступил в беседу ректор МИФИ Шевченко, имея в виду, конечно, конкурентов "КАМАЗа": позволяет ли технологический партнер ПИШу развивать не только себя, но и отрасль?
- У нас нет конкуренции, - поняла посыл и приняла вопрос на свой счет Халиуллина. - Мы скорее партнеры.
- А с тольяттинским ПИШем?
- Собираемся коммуницировать – подтвердила Халуиллина. – Они приезжают к нам.
- Есть растущие центры, и они между собой никак не общаются, а это дало бы прогресс, - посетовал Афанасьев, - Это всегда было нашим слабым местом.
Лаборатория машинного зрения
Перед группой, занятой развитием машинного зрения беспилотников, на данном этапе стоит цель довести их автономность до 4 и 5 уровней – то есть насовсем убрать человека из кабины грузовика. В настоящий момент на этой площадке готовятся специалисты, которые станут обучать нейросети.
«В соседней аудитории коллеги обучают уже готовую нейросеть, - пояснил лидер группы. - Если сейчас мы имеем точность машинного зрения 99,8%, то они должны довести ее до 99,9%. Потом – до 99,99%, и так далее, мы стремимся к большему. Учебная цель лаборатории – умение обучать нейросеть, создавать ее, работать с оборудованием, которое участвует в обработке изображения, в распознавании его объектов».
На вопрос о коммуникациях с предприятием молодой человек пояснил, что все оборудование закуплено "КАМАЗом", а практические занятия ведут сотрудники НТЦ, готовя студентов к боевым задачам производства. Замминистра и прежде во многих лабораториях интересовался кадровым составом, выясняя, что где-то заняты двое, где-то – трое, а где-то, как в лаборатории машинного зрения - группа, но занятая глобальной задачей. «Не маловато ли вас для такой цели?» - удивился Афанасьев, узнав, что студенты совершенствуют способность распознавания местности беспилотником, уже курсирующим по трассе. Гид пояснил, что команда концентрируется лишь на известных реперных точках – тех самых 0,2%, которых машинному зрению не хватает до 100% точности. То есть студентам нужно обработать, условно говоря, два кадра с реальной трассы из тысячи. Кроме того, в НТЦ над темой тоже работают, с возможностями другого уровня.
Оборудование в лаборатории навигационное – в основном это базовые станции, которые, во-первых, ограничивают отклонение грузовика от курса (на данный момент тремя сантиметрами); во-вторых, усиливают мобильную связь машины множеством форматов спутниковой и радиосвязи. Если в регионе связь хорошая, то станция отдыхает. Гости тут же спроецировали метод на сельхозтехнику – сколько станций нужно беспилотным тракторам? Как выяснилось, по штуке на пару-тройку гектаров. Обучить трактор в лучших традициях современной кинофантастики вполне возможно.
К концу экскурсии замминистра окончательно убедился, что основным заказчиком и генератором задач практически по всем направлениям для ПИШ является "КАМАЗ". Директор института Котиев подтвердил это, озвучив внушительную сумму, которую "КАМАЗ" ежегодно вкладывает в исследовательские работы КФУ по заказам автогиганта, причем заказы эти поступали и до образования ПИШ. Минобразования, впрочем, волнуют успехи не столько "КАМАЗа", сколько самой передовой школы в контексте технологий инженерного образования и востребованности научной работы на рынке.
Котиев заверил замминистра, что благодаря камазовскому оборудованию институт работает сегодня и с «Группой ГАЗ», и с «Ростсельмашем», и с другими гигантами отечественного автомобилестроения. Главный технологический партнер отнюдь не против: Халиуллина четко проговорила, что "КАМАЗ" не желает видеть в «КиберАвтоТехе» собственный корпоративный университет, а, напротив, прилагает все усилия к тому, чтобы заинтересовать в услугах «КАТ» других игроков рынка. Более того, автогигант уже почти привлек к официальному партнерству с «КАТ» тольяттинский «АвтоВАЗ», и ждет следом еще одного крупного автомобилестроителя. «АвтоВАЗ», по словам Котиева, даже намерен контролировать свои интересы в ПИШ путем создания в Челнах собственного инженерного центра. Делегацию тольяттинского автозавода на "КАМАЗе" ждут в середине мая.
Стратегическая цель всех этих телодвижений, по оценке Афанасьева, предельно амбициозна – КФУ и "КАМАЗ" намерены сделать набережночелнинский институт с его передовой школой вузом №1 для всей отечественной отрасли автомобилестроения. Как пошутил Шевченко, вуз хочет войти в «Большую Единицу» российского профильного образования, и для этого есть понятные предпосылки.
- ПИШ – это локомотив, который выведет образование в нашем институте на новый уровень. А чем хорош наш институт? Тем, что он сохранил свою базу и способен строить на ней новые программы, отвечающие новому восприятию автомобиля, который из механической повозки превратился в сервис, - пояснил логику амбиций Котиев. – Вокруг нас в радиусе 400 километров несколько промышленных интересантов – это Ульяновский автозавод, «Татнефть», Ижевск, Нефтекамск, Елабуга. Сегодня все до последнего выпускника школ хотят уехать из Набережных Челнов, хотя не всем это удается. Но точно так же все хотят уехать и из Тольятти, Ульяновска, Димитровграда… Так вот нужно, чтобы они стремились уехать оттуда не куда-нибудь, а к нам. Должно быть четкое понимание: хочешь стать спецом в автомобильной отрасли – учись в Набережных Челнах.
- С этой идеей и надо выступать осенью на очередной защите, - с удовлетворением рекомендовал Афанасьев. - Понятно, что "КАМАЗ" остается якорным партнером, главным постановщиком задач и главным заказчиком технологий, но если следующим шагом станет расширение ряда партнеров, универсальная подготовка студентов и лидерство в отрасли, то в Москве это оценят.
Довести амбициозную цель, по мнению, замминистра, следует и до раиса республики, которая ежегодно вкладывает средства в ремонт существующего общежития НЧИ КФУ. «Думаю, движение к отраслевому лидерству понравится раису и с точки зрения масштаба задач», - заключил замминистра. Со своей стороны он обещал помочь в насущных вопросах, зависимых от решений федеральных министерств.
«Здорово вы двигаетесь, молодцы!» – резюмировал посланник Москвы и пожелал челнинцам «хорошо защититься в этом году, чтобы получить хорошую сумму» и на следующий год.
Фото: "Вести КАМАЗа"
Гость 577, "Если кооперативы, СНТ, УК и религиозные организации не будут делить потребление света на диапазоны (по конкретным гаражам или участкам, например) при сдаче показателей, то «Татэнергосбыт» станет рассчитывать их по нормативам, что еще дороже." Не будут делить и будем платить дороже. кто-то будет "жечь" электроэнергию, а платить будут поровну
В следующем году расходы на коммуналку вырастут на 5,7%, на свет введут несколько тарифов вчера в 15:49Гость 903, правильнее сказать - далеко не у всех выросли зарплаты. Потому то слой богатых людей не стал тоньше, точнее он уплотнился, богатые стали еще богаче.
В следующем году расходы на коммуналку вырастут на 5,7%, на свет введут несколько тарифов вчера в 15:44Видела как чистят на проспекте Мусы Джалиля. Спасибо!
За сутки ПАД вывез с улиц еще 4,8 тысячи кубометров снега вчера в 15:38Гость 970, не наступит, народ как Герасим, на всё согласен...
В следующем году расходы на коммуналку вырастут на 5,7%, на свет введут несколько тарифов вчера в 15:19
Гость 666
27 апр 2024 в 06:35
Видя реальность -нет главного звена между студентами и эффективными менеджерами.
У вас есть тема? Вы находитесь на месте событий? Напишите нам!