Делегация общественных образовательных фондов, созданных по инициативе президента РФ Владимира Путина, в конце минувшей недели посетила "КАМАЗ", чтобы вынести из заводской системы профподготовки кадров готовые методики для освоения ссузами страны. Осваивать планируется начальную ступень профобучения с обилием практики и ориентиром на модульные курсы.
УЧИТЬ БЫСТРО, НО НЕ ЗАБЫВАТЬ О ГУМАНИТАРНЫХ НАУКАХ
Увеличить число бюджетных мест в учреждениях средне-профессионального образования (СПО), а также позволить поступать в техникумы и колледжи выпускникам 9-х классов с не самыми блестящими аттестатами, но подтвердившим определенные узкие навыки в профессиональных конкурсах – с такими предложениями встретили Набережные Челны члена совета по науке и образованию при президенте России и руководителя образовательного фонда «Талант и успех» Елену Шмелеву.
Делегация от руководства фонда, а также ООО «Цифровой оператор Сириус» и некоммерческих обществ «Университет Сириус» и «Казанский открытый университет талантов 2.0» прибыла в минувшую пятницу на "КАМАЗ". Выбор дискуссионной площадки обусловлен двумя очевидными причинами: во-первых, компания плотно вовлечена в строительство новой образовательной системы всех уровней образования; во-вторых Шмелева и гендиректор ПАО "КАМАЗ" Сергей Когогин входят в число пятерых сопредседателей Центрального штаба Общероссийского народного фронта, что облегчает взаимодействие.
Проблематика СПО стала основной повесткой круглого стола, на который гости и принимающая сторона собрались в камазовском Многофункциональном центре прикладных квалификаций машиностроения (МЦПКМ) после осмотра производства грузовиков, учебно-технологического комплекса и техколледжа им.Поташова. Для затравки заместитель гендиректора ПАО "КАМАЗ" по управлению персоналом и организационному развитию Александр Ушенин рассказал о реализуемых компанией образовательных практиках, максимально совмещенных с производством. Шмелева отметила, что такой подход значительно ускоряет подготовку специалистов и уже оценен на федеральном уровне: есть идея создать в СПО такую ступень обучения, как профессионалитет, маркеры которого – модульность курсов и сопряжение с производством, как на "КАМАЗе".
«Технологии диктуют приоритет скорости в сфере подготовки кадров, - акцентировала Шмелева, - За счет правильного подобранного сочетания теории и практики готовить специалистов можно быстрее и можно делать это модульно. Такая инициатива приветствуется промышленными компаниями, которые находятся на передовой».
Спикер отметила, что пропорции теории и практики важно периодически пересматривать, причем в пользу практики - высокотехнологичной и выстроенной на стандартах современного производства, причем аттестовывать выпускников таких курсов должны сами промышленники. В то же время, педагогическое сообщество тренд к ускорению тревожит – преподаватели считают, что в жертву ему будут принесены общегуманитарные дисциплины, необходимые для социализации подростков. Шмелева согласна с недопустимостью таких перспектив – страну нельзя наводнять специалистами, подкованными в своей области, но с низким уровнем личной культуры и неспособными вырваться из рамок профессии. Поэтому уровень общекультурных дисциплин нужно повышать параллельно – в качестве примера Шмелева указала на обилие объектов культуры, строящихся в Татарстане и Набережных Челнах: их нужно интегрировать в единое образовательное пространство.
Профессионалитеты вовсе не станут первой ласточкой модернизации системы СПО - первые шаги реформирования уже показали как свои плюсы, так и минусы, о чем напомнила аудитории директор департамента развития «КАМАЗа» Светлана Михеева. Она пояснила, что ликвидация такого уровня СПО, как профессиональные училища, привела к тотальному выпуску специалистов среднего звена.
«Мы, с одной стороны, в этом не заинтересованы - нам бы побольше рабочих, - отметила Михеева, - С другой стороны, выпускники выходят уже совершеннолетними, а это для нас хорошо. Вернувшись сейчас к профессионалитету, который фактически является аналогом начального профессионального образования, мы рискуем снова получить несовершеннолетних выпускников. Поскольку на заводах есть вредное производство, могут возникнуть сложности с трудоустройством таких специалистов».
БОЛЬШЕ БЮДЖЕТНЫХ МЕСТ И СИСТЕМА РАЗНАРЯДОК
Направления, которые должны расширить кадровый потенциал ссузов, попытались обозначить представители администрации Набережных Челнов. Замруководителя исполкома города Рамиль Халимов и начальник управления образования Рустем Хузин прежде всего напомнили об оттоке молодежи из автограда: теперь уезжают выпускники не только 11-х классов, но и 9-х – им милее колледжи и техникумы Санкт-Петербурга, Екатеринбурга и других городов за пределами региона. На этом фоне делегаты мэрии и высказали просьбы о бюджетных местах и расширении приема в ссузы города в адрес сопредседателей ОНФ Когогина и Шмелевой – решить такие вопросы можно только на федеральном и республиканском уровнях.
На сегодняшний день, по словам Халимова, школу покидают 57% вчерашних девятиклассников. При любых пропорциях их численность будет расти вместе с общим числом школьников, которое к 2024 году увеличится на 9 тыс. человек до 77 тысяч. Им нужны места в СПО, однако и сегодня вполне готовые к дальнейшей учебе ребята, победители соревнований WorldSkills, пролетают мимо колледжей из-за троек в аттестате по второстепенным для них предметам. Прием в СПО ведется по конкурсу аттестатов. Халимов обратил внимание не несовершенство этой системы и предложил зачислять талантливых в чем-то подростков в колледжи вне конкурса, на основании направлений от работодателей. Соответственно, отучившись, ребята должны будут трудоустроиться к своему протектору.
Вторая насущная потребность СПО, по версии управления образования – увеличение бюджетных мест в профильных учреждениях. Сейчас, по словам Халимова, в городе на 5,3 тыс. выпускников девятых классов приходится 1,8 тыс. бюджетных мест.
Возражения вызвал третий тезис – предложение открыть факультет «Мастеров производственного обучения» в структуре местного педуниверситета, но на базе ресурсных центров, таких, как МЦПКМ. Иначе учить молодежь будет некому.
«Мастеров учить не надо. Это самообман, потому что задача не имеет решения, – не согласился с идеей заместитель гендиректора ПАО "КАМАЗ" по развитию Ирек Гумеров, - Вместо этого нужна переподготовка реальных мастеров с тягой к педагогике. Это и для производства выгодно. Все наши хорошие мастера сформировались именно так, а модные предложения работать не будут». Для примера Гумеров указал на востребованную и высокооплачиваемую профессию IT-специалиста, который может отбирать варианты трудоустройства по разным городам.
Подытоживая конференцию, гендиректор "КАМАЗа" высказал свою позицию: важно учебу сделать интересной, тогда и молодежь и уезжать не станет. Поскольку производство будет роботизироваться, персонал должен быть готов к работе с высокотехнологичным автоматическим оборудованием, и процесс такой подготовки интересен сам по себе. Когогин также обратил внимание на пробелы в предложенном учете выпускников – уехавших город подсчитал, но сколько из них вернулись, недоучившись?
Шмелева, резюмируя дискуссию со своей стороны, отметила, что все образовательные концепции "КАМАЗа" демонстрируют возможности и профессионалитета, и прикладного бакалавриата – то есть тех ступеней образования, которые и обсуждаются в настоящее время в рамках нацпроекта «Образование».
«Сейчас важно говорить о развитии инженерной школы при таких показателях, которые обеспечат и мировой уровень производства, и насыщенную образовательную среду в Набережных Челнах. Ребята должны иметь возможность поступать в КФУ или будущую инженерную школу, ездить в другие учебные заведения по сетевым образовательным программам на отдельные модули, на семестры. Все это доступно, если под актуальные производственные задачи сформированы индивидуальные программы обучения. Таков план работы на ближайшее будущее, ну а в целом хочу отметить, что вклад «КАМАЗа» в развитие СПО, города, производственной и прикладной среды республики - неоценим», - вместе со сказанным Шмелева выразила надежду, что уже со следующего учебного года предложения для челнинских подростков будут расширены в соответствии с их интересами.
Фото: Вести КАМАЗа/ Виталий Зудин