Согласно исследованию Лаборатории исследований рынка труда ФЭН ВШЭ, доля предприятий, внедривших искусственный интеллект, в России составила 29%, что выше, чем в ЕС (22%), и немного меньше, чем в США (33%). Однако Россия уступает мировым лидерам - таким как Индия (59%) и Сингапур (53%).
В выборку вошли почти 1,8 тыс. предприятий семи отраслей: добыча, промышленность, строительство, транспорт и связь, торговля и общественное питание, финансы и бизнес-услуги. Результаты исследования свидетельствуют о значимом влиянии ИИ на изменение численности сотрудников в компаниях. В среднем на предприятиях, внедривших ИИ, занятость сократилась на 0,79 процентного пункта (п.п.) по сравнению с предыдущим годом. Однако эффект оказался неоднородным: малый и крупный бизнес действительно сократили штат, а вот средний бизнес увеличил численность работников. Различия между группами предприятий объясняются сочетанием структурных и финансовых факторов.
На крупных предприятиях (более чем 250 сотрудников), которые часто относились к капиталоемким и зрелым отраслям экономики, например к промышленности, происходили изменения в организационной структуре и осуществлялась оптимизация штата. Это привело к сокращению занятости на 2,08 п.п. Малые предприятия (со штатом до 100 человек) относились в основном к торговле, финансам и бизнес-услугам. Доля расходов по труду в них была максимально высокой (59% всех расходов), что побуждало работодателей использовать технологии ИИ и сокращать численность работников на 1,26 п.п. Предприятия среднего размера часто демонстрировали устойчивое финансовое положение и высокий уровень человеческого капитала. Они расширяли производство и бизнес, формировали для работников новые задачи. При этом ИИ дополнял квалифицированный труд, и численность работников на них выросла на 2,96 п.п.
«Технологии ИИ могут способствовать росту производительности труда, помогают сократить издержки, оптимизировать численность персонала, что может вести к росту прибыли. Но если компании обеспечивают финансовые доходы преимущественно за счет других источников, например за счет ренты от продажи ресурсов, то они могут быть меньше заинтересованы в использовании технологий ИИ», — отмечает профессор факультета экономических наук ВШЭ Лариса Смирных.
Факт снижения занятости в связи с внедрением технологий ИИ отражает адаптационный период, в течение которого компании приобретают опыт их эффективного использования, подчеркивает она. В долгосрочной перспективе на предприятиях может наблюдаться рост занятости работников. «Пока нет однозначного доказательства того, что технологии ИИ приводят к безработице. Ведь внедрение технологий ИИ сопровождается практически одновременно двумя эффектами — ликвидацией и созданием рабочих мест», — объясняет Смирных.
Часть компаний пока не использует ИИ-технологии. Среди основных причин отказа от них в России — отсутствие необходимости (51%), высокая стоимость (30%) и дефицит квалифицированных кадров (14%).
Обновление технологического уклада, которое несет с собой ИИ, происходит менее болезненно для общества и для работников, если институциональная среда гибко подстраивается под происходящие изменения. Следует внедрять системы непрерывного обучения работников цифровым навыкам, а крупным компаниям — создавать возможности для внутренней мобильности своего персонала.
«На микроуровне должны постоянно обеспечиваться и сохраняться возможности для поддержки инициатив и поощрения людей, которые открыты для нововведений и обучения. Для этого нужна просветительская и информационная поддержка как со стороны государства, так и на уровне компаний», - отмечает Смирных.
Фото: iStock






