С
кульптура «Транспорт» в поселке ГЭС осталась без колеса из-за охотников за цветметом.
Многие жители помнят скульптурную композицию, которая украшала территорию перед зданием «Трансагентства». Сооружение из корабля, кареты и прочих средств передвижения называлось «Транспорт» и много лет простояло у остановки «Парк Культуры» в поселке ГЭС. Фотограф Андрей Веретенников рассказал интересную байку из истории этого интересного объекта городской архитектуры:
- В середине 90-х Гера (так многие из друзей и коллег называли Георгия Иванова - автора этого произведения) попросил меня сделать несколько хороших фотоиллюстраций для своего портфолио, и мы не раз катались по Набережным Челнам и Татарстану, фотографировали объекты, монументы, витражи, мозаики, скульптуры, к созданию которых Гера имел непосредственное отношение. Тогда-то он и поделился со мной сокровенной байкой о скульптурной композиции «Транспорт».
Я сейчас опускаю общие подробности и детали, но подробнее остановлюсь именно на той самой полукруглой выемке, которая присутствовала в композиции в самом её низу.
По задумке и эскизам изначально там должна была расположиться «роза ветров», обрамлённая кольцом. Так и было представлено на утверждение проекта. Однако кто-то из особо «мудрых» управленцев от культуры узрел в этом элементе необычайное и недопустимое сходство с эмблемой НАТО. Ну и было рекомендовано заменить элемент. У Геры был вариант с глобусом, но с шаром возникали вопросы в плане техники изготовления, ведь для скульптуры использовались нержавейка, листы меди, латунь, бронза. В общем, сделать земной шарик требовалось больше денег, а за рамки утвержденной сметы выходить было нельзя. В результате было сделано самое обычное «колесо от телеги», как символ начала всех транспортных начал. Даже описание монумента начиналось с фразы: «Сначала было колесо».
Колесо получилось очень красивым, и его привезли на место и должны были установить буквально за пару дней до открытия монумента, оставалось лишь «состарить» поверхность металла специальным кислотным составом. Однако уже на следующее утро колесо исчезло. Его просто напросто спёрли... Гера потом неофициально поменял вступление к авторскому описанию своего творения и звучало оно так: «Сначала не было ничего… да и потом тоже…». Эти слова стали пророческими, в 90-е годы скульптуру уже окончательно растащили «охотники» за цветными металлами.
«Лично слышал историю от Георгия Алексеевича Иванова. Ну а насколько она правдива, точна и соответствует действительности - это дело второе. Но я тогда поверил, да и сейчас продолжаю... », - закончил свой рассказ Андрей Веретенников.