Как сообщали «Вести КАМАЗа»,
к проектированию «КАМАЗа» хотели привлечь Генри Форда. Однако сотрудничество не состоялось. Считается, что Вашингтон вынудил крупную автомобилестроительную компанию США отказаться от идеи принять участие в строительстве автозавода в СССР.
Весной 1970 года в США было объявлено, что «Форд Мотор Компани» согласилась стать генеральным подрядчиком «КАМАЗа». Это решение, однако, вызвало резкий протест со стороны министра обороны США Мэлвина Лэйрда, которому уже виделись в Северном Вьетнаме советские грузовики, производимые с помощью США.
Как об этом было написано в еженедельнике «За рубежом» в номере за 29 мая – 4 июня 1970 года, передает блогер «Вестей КАМАЗа», директор музея КАМАЗа Александр Чухонцев.
«Нью-Йорк таймс»
Генри Форд объявил, что вынужден отказаться от предложения русских строить в России грузовики. По словам официальных представителей «Форд мотор компани», основную роль в решении фирмы сыграло критическое выступление министра обороны США Мелвина Лэйрда. Форд дал понять, что его раз досадовала эта акция правительства США. Он получил приглашение посетить Советский Союз в марте и поехал туда в апреле. «Мы приняли советское приглашение, потому что правительство США всячески подчеркивало, что оно поощряет активизацию торговли с восточноевропейскими странами, — сказал он — Правительство США было заранее извещено о нашей поездке, и оно ничем не выразило своего отрицательного к ней отношения».
Однако в Соединенных Штатах министр обороны Лэйрд язвительно заметил в интервью, данном корреспонденту одного из американских журналов, что «некоторые люди считают, что лучший способ наладить отношения с Советским Союзом — это отправиться в Россию и строить для русских грузовики». Вначале Форд назвал выпад Лэйрда «вводящим в заблуждение» американское общественное мнение. Теперь он заявил: «С моей точки зрения, весьма прискорбно, что министр обороны Лэйрд решил выступить со своим официальным заявлением еще прежде, чем мы успели серьезно обсудить этот вопрос внутри нашей фирмы. Собственно говоря, мы не просили его бесплатных советов. Подобный метод поощрения деловой активности кажется мне в высшей степени странным». Форд добавил, что экономическое сотрудничество между Востоком и Западом, «не идущее вразрез с жизненно важными интересами безопасности США, было бы полезно для обеих сторон.
Заявление Форда, что его фирма не может сотрудничать с Советским правительством в строительстве крупного автомобилестроительного комплекса, судя по всему, не отразится на планах русских в отношении этого проекта. Еще до приезда Форда в Москву Советский Союз объявил, что на реке Каме, в городе Набережные Челны, в 570 милях восточнее Москвы, будет построен завод по производству моторов для грузовых автомобилей и кузовов для них.
«Вашингтон пост»
У Генри Форда есть веские основания возмущаться тем, что правительство Соединенных Штатов блокирует сделку, которую он обдумывает в связи с предложением помочь построить в России автомобильный завод. Грузовые автомашины едва ли можно считать «стратегическим» товаром. Их производство не связано с секретами и особой технологией. В России их могут и будут производить без помощи компании Форда. Автомобильный магнат, который в прошлом месяце ездил в Москву, чтобы начать переговоры, предпринял свою поездку с серьезными намерениями. Государственный департамент дал понять, что он не возражает, если Форд будет действовать на деловой основе. Советское правительство сделало ему предложение. Поэтому угрозы вмешательства правительства США и срыва этой сделки, казалось, не существовало.
Однако вмешался министр обороны Мелвин Лэйрд— он дал интервью одному журналу. «До передачи технической документации на производство грузовых автомашин в Советском Союзе и до того, как начнется строительство завода для их выпуска,— заявил Лэйрд,— Советский Союз должен чем-то показать, что он не будет продолжать посылать грузовые автомашины Северному Вьетнаму, который использует их на тропе Хо Ши Мина». Это был дешевый прием. Форд ничего не собирался «дарить». Он, возможно, собирался продать что-нибудь такое, что русские легко могут получить в других странах. Эта ссылка на Ханой была глупостью. Советские грузовые автомашины все равно будут отправляться в Северный Вьетнам. По логике Лэйрда, всякая торговля и всякие контакты с Советским Союзом должны быть прекращены, поскольку все они так или иначе выгодны Советскому Союзу. Такой подход неправилен, потому что торговля и контакты могут быть выгодны также и американцам.
Весь материал блогера и ссылка на pdf-версию статьи - здесь.