USD

60,8803

EUR

63,0504

Казань

-10

Наб.Челны

-9

USD

60,8803

EUR

63,0504

Казань

-10

Наб.Челны

-9
Поделиться Vk

Ирек Гумеров – Путину: «Рынок сам себя рассудит, но иногда от государства требуется задать вектор…»

2722
0
0
0

Сдвинуть сроки федерального финансирования передовых инженерных школ с потом на сейчас, ослабить требования к периоду освоения субсидий, подключить минобразования к формулировке целей и задач ПИШ – с такими инициативами обратились накануне к президенту РФ делегаты от Челнов: директор ПИШ Гузель Капитонова и директор по развитию ПАО "КАМАЗ" Ирек Гумеров.

«Я ПОПРОШУ КОЛЛЕГ ИЗ ПРАВИТЕЛЬСТВА ПОДУМАТЬ…»

"КАМАЗ" пообещал через два года запустить в беспилотные логистические коридоры трассы М-11 «Нева» грузовики четвертого уровня автономности – с такой заявкой директор по развитию компании Ирек Гумеров выступил на встрече руководителей передовых инженерных школ (ПИШ) и их индустриальных партнеров с президентом РФ Владимиром Путиным. Встреча состоялась накануне в Великом Новгороде, и, кроме перспектив беспилотного транспорта Гумеров вместе с директором ПИШ КФУ Гузель Капитоновой указали президенту на несколько механизмов системы ПИШ административного и финансового характера, которые можно было бы скорректировать. Практически со всеми предложениями Путин согласился, взяв время на размышления.

Прежде всего Гумеров напомнил президенту о регламентах 218-го постановления правительства РФ, которое регулирует кооперацию российских вузов с производителями на ниве инноваций, а также бюджетное субсидирование этих процессов. Слабое место постановления, по мнению представителя "КАМАЗа", заключается в заданном сроке освоения средств – не всякий научный проект уложится в поставленные три года.



- Горизонт планирования в три года, масштаб финансирования – около 300 миллионов, - напомнил Гумеров об основных параметрах программы, - Система хорошая, но жесткая: либо да, либо нет. Например, сегодня с поставками компонентов сложнее, а значит, нужно добавить некоторую адаптивность, иначе люди не берутся за амбициозные задачи. Водородная тематика или интеллектуальный транспорт – это долгосрочные проекты, поэтому нужен механизм продления успешных начинаний, чтобы жизнь не начиналась каждый трехлетний цикл заново. А в 218-м постановлении жестко оговорены KPI и сроки. Если что-то не выполняется - возврат денег и «стоп машина».

- Исходили из того, что дисциплина нужна какая-то, - отметил президент, однако согласился, что и гибкость нужна, - Я попрошу коллег из правительства подумать над этим, хорошо? Теперь срок – три года. Вы имели в виду, что финансирование дается на три года?

- Да. И ПИШ, и 218-е постановление – на три года. Но предположим, по водородному или беспилотному транспорту у нас успех наметился, проект идет, а мы вынуждены останавливаться. Поэтому, если проект успешный - продлить, если безуспешный – закрыть.

- Понимаю. По поводу трех лет - это связано наверняка с бюджетным процессом. Но у нас проект до 2030 года, поэтому здесь можно смягчить процесс, какие-то отсрочки нужны. Если кто-то в тупик зашел - это понятно, но показать возможную перспективу, конечно, нужно, иначе трудно планировать. Тогда горизонт планирования должен быть не три года, а скажем, пять лет. Тоже подумаем. Сейчас у меня готового ответа нет, но вы правы, я согласен.

«РЕСУРСЫ ЕСТЬ И ИХ, НАВЕРНОЕ, МОЖНО СДВИНУТЬ ЧУТЬ-ЧУТЬ»

Второй момент, на который обратили внимание делегаты от ПИШ КФУ, коснулся участия минобразования в определении стратегических задач вузов и их передовых школ.

- Заказы для университетов. Наверное, можно, - откликнулся Путин, - Я думаю, с федерального уровня это даже сложнее делать, потому что у вас же все должно быть завязано с бизнес-партнерами. Хотя есть очевидные вещи – такие, как чистый водород: здесь очевидный партнер Росатом…

- Говорят, что рынок сам себя рассудит, - добавил Гумеров, - Это вариант, но не всегда. С государственной точки зрения иногда нужно задавать вектор.

- Я согласен. Просто это так же, как в Академии наук вырабатывать направления, на которые деньги тратить: никогда никто не договорится, что важнее. Тем не менее я попрошу, чтобы министерство, насколько это возможно…



Капитонова в свою очередь добавила, что прорывным разработкам современное оборудование и программное обеспечение, причем отечественного производства, часто необходимо на начальном этапе, и потому было бы целесообразно основные федеральные инвестиции в ПИШ передвинуть на ближайшие годы. Напомним, что в этом году передовые школы получили на свое становление от Москвы лишь по 84,6 млн рублей, хотя ожидали много большего. Общий бюджет ПИШ КФУ пока определен на уровне 8,7 млрд рублей, из которых федерация дает 1 млрд рублей, но, как оказалось, позже, до 2025 года. Насчет иных источников известно, что "КАМАЗ" и другие технологические интересанты вкладывают 1,73 млрд рублей, КФУ – 1,8 млрд рублей и еще 1,8 миллиарда выделяет республика. Ситуацию со сроками субсидирования отчасти вытягивает последний источник – не все регионы готовы вложиться в свои ПИШ в таком объеме. На встрече с Путиным директор школы обозначила, что Татарстан, как и "КАМАЗ", уже готовы потратить на развитие проекта по 600 миллионов.

- Сдвинуть влево. Да, это возможно, - согласился президент и с посылом Капитоновой, - Коллеги, я думаю, посчитали, что на первых порах много средств не потребуется. Но если это связано с закупкой дорогостоящего оборудования, сдвинуть можно. Тем более сейчас, работая над бюджетом, мы пришли к выводу, что в 2024 году выйдем на так называемое «бюджетное правило» и уверенно будем сокращать дефицит бюджета до 0,7 процента. В 2023 году дефицит планируется в два процента, но, может быть, и двух не будет на самом деле. Во всяком случае, ресурсы есть и их, наверное, можно сдвинуть чуть-чуть влево. Проработаем.

Со своей стороны Путин отметил, что тема беспилотного транспорта не должна ограничиваться автомобилями – технологии необходимо распространять и на авиа-, и, прежде, на морской транспорт, который вовсе не требует тщательной регулировки движения: «В море же встречного движения нет, пешеходы не бегают». Президент рекомендовал иметь в виду не автомобильный транспорт уже при решении текущих задач.

«"КАМАЗ" СТАВИТ ПЕРЕД НАМИ РЕАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ, КОТОРЫЕ ПРИТЯНУТ ТАЛАНТЛИВЫХ ДЕТЕЙ»

О своих проектах ПИШ на встрече рассказали ректоры вузов из разных регионов и занятых разными направлениями инженерной мысли. Всего, напомним, из 90 заявившихся на конкурс вузов отобраны были 30, причем ПИШ КФУ вошла в первую десятку по объему и важности поставленных перед школой задач, что позволяет ей претендовать и на федеральное финансирование по первому разряду. Вчера свою работу президенту презентовали в основном вузы первой группы.

Так, пермяки рассказали, как будут на базе своей ПИШ разрабатывать авиадвигатели для гражданской авиации. Нижний Новгород взял на себя атомную энергетику нового поколения - с прицелом на реакторы, которые по прогнозу должны появиться в 2030-2032 годах. ПИШ Новгородского государственного университета занялся отечественными системи управления технологическими процессами. В целом, по оценке Путина, идея передовых инженерных школ сегодня в высшей степени востребована.



Капитонова, представляя ПИШ КФУ, отметила как особый фактор будущего успеха ее расположение – в Набережных Челнах, под боком у "КАМАЗа", что позволяет плотнее вовлекать учеников в производство, понимать реальные задачи промышленности и бороться с оттоком кадров из города.

«Как и для большинства небольших городов, для нас свойственна проблема, связанная с оттоком кадров. «КАМАЗ» ставит перед нами реальные боевые задачи, которые позволят притянуть как магнитом в Набережные Челны побольше талантливых детей, - пояснила директор ПИШ, - Все направления подготовки полностью совпадают с потребностями «КАМАЗа» на ближайшие 5–10 лет. Это такие направления, как интеллектуальный автомобиль, автотранспорт с низким углеродным следом и технологии интеллектуального производства. Мы отбираем лучших студентов, обучаем их, и, кроме того, привлекаем с «КАМАЗа» специалистов, которые в этих направлениях работают сейчас».

Напомним, что концепция ПИШ КФУ предполагает участие студентов в решении производственных задач по хоздоговорам уже со второго курса, о чем "Вестям КАМАЗа" рассказывал директор Набережночелнинского института КФУ Махмут Ганиев. Занимаясь проектами заводов, студенты будут постепенно вовлекаться в современную технологическую повестку, получать зарплату за свою научную работу, а в будущем, согласно принятой образовательной стратегии, они смогут создавать свои бизнесы на основе полученных компетенций. Для большинства выпускников собственный стартап станет формой дипломной работы, и к концу реализации проекта – то есть к 2030-му году – школа планирует выпустить четыре потока бакалавров и семь потоков магистров, готовых к знакомству с рынком.

Фото: minobrnauki.gov.ru

0
0
2722
Все коментарии (44163)
- Автор статьи

Яндекс.Дзен

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Подписаться
Комментарии44163
\богатые богатеют.бедные беднеют. Спасибо Конечно челны же богатый город. там все должно быть дороже чем в казани.
Рустам Минниханов разрешил поднять тарифы в Челнах на 12%
30.11.2022 15:57
да, городу нужен небольшой уютный стадион на 12 тыс с козырьками , трибуны должны максимально приближены к игровому полю , ну и после постановки на следующий год выхода в РПЛ - стадион будет заполнятся "битком "
В этом году посещаемость игр "КАМАЗа" в Челнах выросла на 1 тыс. человек
30.11.2022 15:37
Потёмкинская деревня.
Исполком о претензиях к качеству транспорта: проверили, все хорошо
30.11.2022 15:31
"12-процентное повышение доступно, помимо Челнов, десяти городам ..." - надо же, а мэр не упустил такую возможность. Подача информации в ногу со временем.
Рустам Минниханов разрешил поднять тарифы в Челнах на 12%
30.11.2022 15:04
Новости СМИ2
Комментарии

0

Ваш комментарий
Альфия Когогина обсудит с минздравом РФ инвестиции в здравоохранение Челнов
Сводка СВО: на ЗАЭС первая нерадиоактивная утечка, сити-менеджер Читы сменил мэрию на окоп
На неделе исполком проверит работу всего общественного транспорта
Сводка СВО: ракетами повреждены стратегические объекты Запорожской АЭС, переселенцев из Херсона примет Петербург
У Вас есть новости?У вас есть тема? Вы находитесь на месте событий? Напишите нам!
Как c вами связаться?
Как c вами связаться?
Предложить новость
Подпишись на рассылку “ВЕСТИ КАМАЗа”

Узнaвай первым, о новостях твоего города!

Подписаться
«Вести КАМАЗа»

Новости КАМАЗа | События Набережных Челнов

Развернуть