USD

80,9834

EUR

94,5835

Казань

+10

Наб.Челны

+7

USD

80,9834

EUR

94,5835

Казань

+10

Наб.Челны

+7
Поделиться Vk

Ещё один великолепный миф (отзыв о романе Виктора Пелевина «Шлем ужаса. Креатифф о Тесее и Минотавре»)

53
0
0
0

М.: ЭКСМО, 2015
«Шлем ужаса» считается пьесой, но написан в форме чата, здесь нет никакого авторского текста, только реплики общающихся по локальной сети пользователей с никами авторов. То есть - сплошняком прямая речь, это и роднит данное произведение с пьесами, но в отличие от них, в «Шлеме» нет даже ремарок с описанием обстановки или характеристикой персонажей. О себе каждый персонаж рассказывает сам, и читателю остаётся самому решать (как и собеседникам рассказчика), верить ему или нет.

В принципе, уже можно вести речь отдельно о подобном литературном жанре (или поджанре), который условно назовём «чат». До книги Пелевина я читал ещё одно произведение, целиком состоящее из прямой речи – это роман «Очередь» Сорокина, написанный ещё в 1983 году. В нём персонажей вообще не было, вернее был один – безликая очередь, а сам текст складывался из обрывков разговоров, краем уха услышанных фраз, ругани, междометий и восклицаний, произносимых стоящими людьми в очереди. Интересно, что в 2008-м Владимир Георгиевич написал некое подобие ремейка этого своего романа – одноимённый рассказ, вошедший в сборник «Сахарный Кремль». Но обе «Очереди» предполагают, что прямая речь произносится персонажами, а «Шлем ужаса» изначально произведение текстовое, поскольку чат (во всяком случае, так было во время написания, в 2005-м) не предполагает звучания (что, впрочем, не помешало выпустить шикарную аудиокнигу-спектакль, в котором заняты актёры и различные медийные личности: Леонид Володарский, Мария Голубкина, Алексей Колган, Сергей Фролов, Рафаэль Сафин, Тина Канделаки, Юлия Рутберг, Николай Фоменко, Александр Ф. Скляр). Позднее, кстати, появился ещё один рассказ-чат «В хорошие руки» (2009), написанный Анной Старобинец. Это всё к вопросу о жанре, возвращаемся к «Шлему».

Для узнаваемости и привлечения внимания я слямзил заголовок для отзыва у Роберта Асприна, хотя было бы более точным обозвать данный текст «Ещё одна великолепная интерпретация известного мифа». Но и это не совсем точно, поскольку Пелевин, несмотря на то, что действительно своеобразно интерпретировал древнегреческий миф о Минотавре, но не сделал эту интерпретацию в прямом смысле новой и оригинальной. Рассказал он Тесее-Ариадно-Минотаврическую историю, конечно, очень по-своему, но необычным это будет только для тех, кто не знаком с творчеством Виктора Олеговича, для поклонников писателя данная пьеса является всего лишь ещё одним кирпичиком (далеко не самым значимым и внушительным) в великой пелевинской стене, отгораживающей реальность от её собственного отсутствия.

Взаимно скрывающееся друг в друге Ничто (находящееся везде) и Всё (берущееся из ниоткуда), Никогда и Всегда, Нигде и Везде – это можно назвать основным метафизическим дискурсом всех произведений Виктора Олеговича. В каких-то его книгах рассуждений на эту тему больше, в каких-то – меньше, но всегда они лишь оттеняют сюжет, являясь фоном, на котором и рисуется полотно. В «Шлеме ужаса» кроме этих рассуждений нет больше ничего, разложившись на девять фейков, пустота рассуждает сама с собой о своей собственной природе, не давая при этом себе осознать свою суть, чтобы не стать великим ничто.

Надо отметить, что на протяжении всего творчества Пелевин подобным образом сохраняет существующую реальность от исчезновения: повествует о пустоте, которая маскируется реальностью. Дело в том, что облечённая в форму художественного произведения информация уже изначально является предположительно ложной, имеющей вымышленную природу. Вселенная, внимающая данному сакральному тексту миллионоглазым читателем, не может поверить до конца в истинность прочитанного; потому и существует, до сих пор не исчезая, призрачный мир - лабиринт мыслительных конструктов, облечённый в мираж физической реальности.

Закончу фразой Ариадны, начавшей ею чат:

«

Построю лабиринт, в котором смогу затеряться с тем, кто захочет меня найти – кто это сказал и о чём?»
0
0
53
Все коментарии (44163)
- Автор статьи

Яндекс.Дзен

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Подписаться
Комментарии44163
История действительно мутная- что бы полицейские в парке? Сейчас такого просто не может быть. Скорее всего они ее вели по чьей то наводки. Ну не могут они сами ничего.
Подняла пакетик – надели наручники: женщина сделала неверный выбор в парке «Прибрежный»
17.10.2025 12:59
Оно конечно художественный замысел, талант- вольному воля но хрень есть хрень . Это первое что приходит в голову при виде этой композиции, а дальше у кого на что хватит фантазии.
К ноябрю в Челнах будет отреставрирована скульптура Ханова «Метеорит»
17.10.2025 12:51
Интересно посмотреть. Показали бы вместо сериалов и пустой болтовни. Кому то что то не угодно. Найдутся нытики но для старшего поколения время было золотое.
К ноябрю в Челнах будет отреставрирована скульптура Ханова «Метеорит»
17.10.2025 12:47
Согласна с гостем 249. У службы персонала камаза грандиозные задачи. Удержание персонала,адаптация персонала. Вот куда надо бросить усилия!
Делегат "КАМАЗа" рассказала на уровне ПФО, как компания работает со студентами
17.10.2025 11:32
Комментарии

0

Ваш комментарий
Сводка СВО: после звонка Путина президент Трамп отказал Киеву в «Томагавках»; ФСБ обвинила Британию в подготовке к подрыву «Турецкого потока»
Сводка СВО: утверждена миграционная политика РФ на пятилетку; новый сирийский лидер подтвердил действие соглашений с Москвой
Сводка СВО: Зеленский отобрал паспорт у мэра Одессы; в персональной реальности Трампа страны-участницы покидают БРИКС
Сводка СВО: в секторе Газа подписано мирное соглашение; задержана группа террористов, сформированная украинцами и членами ИГ*
У Вас есть новости?У вас есть тема? Вы находитесь на месте событий? Напишите нам!
Как c вами связаться?
Как c вами связаться?
Предложить новость
Подпишись на рассылку “ВЕСТИ КАМАЗа”

Узнaвай первым, о новостях твоего города!

Подписаться
«Вести КАМАЗа»

Новости КАМАЗа | События Набережных Челнов

Развернуть