Уральский федеральный университет стал победителем конкурса Российского научного фонда (РНФ) в рамках национального проекта «Технологическое лидерство» и получит грант в размере 60 млн рублей на разработку электрического воздушного компрессора для энергосистем транспортных средств на водородных топливных элементах. Проект выполняется по заказу и при софинансировании ПАО «КАМАЗ».
Разработка нацелена на создание российского аналога критически важного компонента водородных автомобилей, который будет серийно устанавливаться в перспективные автомобили, автобусы и другую технику «КАМАЗа». Планируется, что устройство будет безмасляным - на газодинамических подшипниках, - и продемонстрирует рекордные для России параметры: скорость вращения до 120 тыс. об/мин, мощность 10-15 кВт и КПД не менее 92%. Также компрессор будет рассчитан на работу в экстремальных температурах от −40°C до +50°C. Основные работы доверены специалистам инженерного центра УрФУ.
«Партнерство с «КАМАЗом» гарантирует, что разработка будет соответствовать строгим требованиям реального производства и в конечном итоге будет внедрена в новые экологичные транспортные средства», - говорит руководитель проекта, кандидат технических наук Александр Шакиров.
Проект планируется реализовать до конца 2027 года. На первом этапа в 2025-2026 годах будет разрабатываться цифровой двойник компрессора с виртуальными испытаниями. Второй этап подразумевает изготовление лабораторного прототипа, его всесторонние испытания и доведение технологии до четвертого уровня технологической готовности.
Кроме того, грант на 78 млн рублей благодаря заказу индустриального партнера ПАО "КАМАЗ" выиграл кластер инновационного машиностроения Кузбасского государственного технического университета (КузГТУ). Эти средства в рамках нацпроекта "Промышленное обеспечение транспортной мобильности" будут направлены на разработку интеллектуальной системы прогнозной диагностики транспортных средств.
«Система с помощью оригинальных алгоритмов будет направлять информацию о состоянии техники в бортовой компьютер и предупреждать водителя о потенциально опасных дефектах. Такой подход позволит перейти от планового ТО к обслуживанию техники по фактическому состоянию, что сократит эксплуатационные расходы и повысит безопасность водителей», - отметил губернатор Кузбасса Илья Середюк.
Фото: ПАО "КАМАЗ"