USD

70,8924

EUR

75,9087

Казань

-10

Наб.Челны

-12

USD

70,8924

EUR

75,9087

Казань

-10

Наб.Челны

-12
Поделиться Vk

Дарители музея "КАМАЗА". Алексей Алексеевич Афанасьев и Вячеслав Константинович Башкиров

209
0
0
0

Афанасьев Алексей Алексеевич и Башкиров Вячеслав Константинович передали в Музей КАМАЗа уникальные материалы об автокроссе грузовых автомобилей, проходившем летом 1979 года в Набережных Челнах.

Внизу положение об автокроссе.

Внизу программа автокросса.

К этим материалам Афанасьев Алексей Алексеевич приложил и свой рассказ.

Представляю его вашему вниманию.

.

«Первый лично-командный автокросс на грузовых автомобилях в Челнах… Первый и… последний!

.

В июле 1979 года в окрестностях Челнов состоялся первый автокросс на грузовых автомобилях КамАЗ.

Первоначально, согласно утверждённого комитетами ДОСААФ города и КамАЗа «Положению о первом лично – командном ралли – кроссе, посвященному 60-летию Ленинского комсомола Татарии» горожанам предлагалось двухдневное небывалое зрелище, в том числе 7 июля – парад автомобилей участников по городу, спринт и ралли «Камские зори», а 8 июля – апофеоз – автомобильный кросс!

Непосредственная подготовка соревнований возлагалась на спортивно-технический клуб «Спринтер» и СТК автосборочного завода.

Судейство соревнований осуществляла главная судейская коллегия во главе с судьей всесоюзной категории Дадаевым А.Н. (г. Рязань)

(Примечание: в ноябре 2020 года Дадаеву Аркадию Николаевичу исполняется 85 лет).

Однако, как всегда, что-то пошло не так и программа соревнований была изменена (смотри приложение выше.).

Было решено 7-8 июля 1979 года провести только первый лично – командный автокросс, посвятив его 60-летию комсомола ТАССР.

В соревнованиях приняли участие водители – испытатели управления главного конструктора КамАЗа, в том числе:

Кандидат в мастера спорта Чащин Александр, стартовый №91

Перворазрядники:

Крынкин Валерий, стартовый №89

Чернухин Владимир, стартовый №90

Третьеразрядник Мустафин И., стартовый №92

В классе ЗиЛ – 130 за команду УГК выступил кандидат в мастера спорта Николай Иванов, стартовый №93.

От спортивно-технического клуба автосборочного завода, согласно программы соревнований, были заявлены:

- кандидат в мастера спорта Филиппов Виктор, стартовый №1

перворазрядники: Кашин А., Байдак Н, стартовые номера -? *

второразрядники: Юрьев Александр, стартовый №4, Репин Н., стартовый -?

.

(Примечание.

*указанные в «программе...» стартовые номера участников не соответствовали фактическим.

Кроме того, кто-то один из участников, обозначенных (?) не принял участие в гонке! Кто и почему – тайна, скрытая временем!)

.

В последний момент прибыли спортсмены из г. Барыш, Ульяновской области, стартовавшие в классе автомобилей ЗИЛ-130- Колеганов (№118),

Николаев (№119),

а также гонщик из Новокуйбышева (№45), персональные данные которого время также стерла из моей памяти!

.

Всего в соревновании приняло участие 12 спортсменов, в том числе 8- на автомобилях КамАЗ – 5320 и 4 – на ЗиЛ – 130.

Вверху на фотографии, переданной Музею КамАЗа Станиславом Юрьевым, запечатлено построение участников за несколько минут до старта.

Перед шеренгой спортсменов стоит главный судья соревнований Дадаев А.Н.

В строю слева направо:

1. Филиппов Виктор … - первый знаменосец, идентифицированный по спортивному костюму

2. …

3. Иванов Николай

4. …

5. …

6. Юрьев Александр

7. Чащин Александр

8. …

9. …

10. …

11. Екимов Сергей*

12. Крынкин Валерий

.

(Примечание

*Здесь интрига!

В заявленном составе команд Екимов не значится!

Очевидно, он вышел на построение, «подстраховывая» вечно «задерживающегося» Володю Чернухина, которого принципиальный Дадаев мог снять с соревнования за опоздание).

.

Статус соревнований – лично-командный.

Экипаж – один водитель.

Состав команды – два автомобиля одного класса.

Участники соревнований кроме всего прочего, должны были иметь страховку на 1000 рублей, а также металлический браслет* с пластинкой, на которой гравировались ФИО, год рождения спортсмена, группа крови и резус фактор.

.

(Примечание.

*металлический браслет по тем временам – фишка автогонщика, повод покрасоваться перед девушками).

.

Спортсмены выступали на серийно выпускаемых автомобилях КамАЗ – 5320 и ЗиЛ – 130, с небольшими доработками, которые должны были отвечать техническим требованиям Федерации автоспорта СССР.

Допускалось применение различных средств, повышающих проходимость автомобилей, в частности «браслеты» на ведущих колёсах, «вездеходные» шины большего размера, дополнительные амортизаторы и фары.

Для сохранения жизненного пространства для гонщика при опрокидывании автомобиля, за кабиной в платформе, устанавливалась предохранительная дуга, не допускающая смятия кабины «в лепёшку».

Для ликвидации возможного возгорания автомобили комплектовались двумя огнетушителями.

Трасса соревновании представляла собой замкнутое кольцо на пересечённой местности, с бродами и трамплинами, общей протяженностью 45 км.

Длина одного круга составляла 3 км.

На трассе находились члены судейской коллегии, которые фиксировали количество пройдённых участниками кругов, прохождения габаритных ворот, оценивали техническое состояние автомобилей и технику вождения.

Несоблюдения установленных требований могло повлечь снятие гонщика с дистанции.

(Примечание.

В последнем заезде, за пару-тройку кругов до финиша автомобиля Александра Чащина (№91), после очередного прыжка на трамплине, произошёл сход со ступицы переднего левого колеса, при этом автомобиль продолжил гонку!

Я, как председатель технической комиссии, должен был снять его с соревнований по причине технической неисправности!

Но, учитывая резко возросшей эмоциональное возбуждение зрителей – болельщиков, а также то, что автомобиль сохранил управляемость (а значит, был относительно безопасен для зрителей), я этого не сделал!

Грешен!

Каюсь!

Однако, главный судья был начеку и по «матюгальнику» потребовал от меня немедленно снять Чащина дистанции.

Но пока я имитировал выброс красного флага, Александр благополучно финишировал в заезде, завоевав третье место в личном зачёте и первое – в командном!)

.

Более драматично завершились соревнования для Александра Юрьева (№4).

Его КамАЗ тоже не выдержал запредельных нагрузок и во втором заезде, он, что называется «растележился»: из-за обрыва правой цапфы среднего моста «потерял» оба колеса с тормозным барабаном, ступицей и полуосью в сборе.

Во избежание заклинивания редуктора моста из-за утечки масла, Александр вынужден был прекратить гонку.

По результатам соревнований и в личном, и в командном зачёте первое место и весь пьедестал почёта заняли гонщики УГК – Крынкин Валерий, Чернухин Владимир, Чащин Александр!

Западная мода обливаться шампанским ещё не добралась до советских спортсменов, поэтому они скромно отмечали свою победу, демонстрируя зрителям почётные грамоты и завоеванные призы!

За первое место стильный и дефицитнейший транзисторный радиоприемник рижского радиозавода «ВЭФ», стоимостью аж 93 рубля!*

.

(*Справка: Оклад бескатегорийного инженера – конструктора в 1979 году составлял 115 рублей).

.

За 2-е место – предположительно – электробритва!

За третье – самовар!

Судя по фото наверху – на углях!

.

(Примечание.

Осталось загадкой – почему камазовцы выступали в, что называется, «гражданской» форме одежды, при наличии на заводе фирменных «комбезов» из джинсы, которые до настоящего времени используются в постановочных фото?)

.

И к вопросу о дате «рождения« гоночной команды на КамАЗе!

По моему мнению, ради исторической справедливости, воздания должного тем камазовским «хиппарям» - энтузиастам, рэперной вешкой в родословной заводского автоспорта следует считать 9 мая 1976 года, когда впервые спортсмены УГК КамАЗа приняли участие во Всесоюзном автокроссе, посвящённом Дню Победы, в городе Рязани.

.

Не их вина, что в то время ни на КамАЗе, ни в Татарии, не появился Мессия автоспорта, обладающий мощной харизмой, с необходимыми административными и финансовыми ресурсами, личной заинтересованностью в создании прообраза нынешней «Синей армады», какими в последующем явились гендиректор КамАЗа Бех Н. И., директор НТЦ, «страстный и энергичный» Якубов С. С. , глава администрации Высокогорского района РТ Минниханов Р. Н.

.

Стоит сказать, что первый камазовский автокросс в Набережных Челнах оказался и последним.

Ибо после критической статьи в газете «Правда» в 1980 году «Почему грузовики летают?» автомобильный кросс на грузовых автомобилях в СССР канул в Лету.

А до африканского дебюта КамАЗов оставалось ещё долгих 10 лет…»

.

Ранее выложенный материал по данной теме здесь -

https://vestikamaza.ru/posts/dariteli-muzeya-kamaza-stanislav-aleksandrovich-yuriev

0
0
209
Все коментарии (44163)
- Автор статьи

Дежурный Редактор

• • • Все новости автора

Яндекс.Дзен

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Подписаться
Комментарии44163
Тошнота, рвота и головокружение появляются также с перепития.
Сводка СВО: в Турции - мощнейшее землетрясение; в ДНР заявили о применении ВСУ химического оружия
07.02.2023 16:08
у него вообще прав не было никогда
«Хотели треш-контента?» Известный радиоведущий протаранил скорую, два медика в реанимации
07.02.2023 15:30
В городе Выкса населения 45 тыс человек, они закупили 15 автобусов, в Челнах в 11 раз больше, а автобусов закупили,,,,,,,,,,
«КАМАЗ» поставил в Выксу 15 автобусов большого класса
07.02.2023 14:44
Не договорились о легенде
Муниципалы уточнили еще раз: «Реагентов нет, сыплем соль»
07.02.2023 14:15
Новости СМИ2
Комментарии

0

Ваш комментарий
Участник ДТП со скорой: «Машину взял у подруги, прав не получал, ездил только по нужде»
Собачья жизнь: челнинцев нервируют бродячие животные и грязные реагенты
Должность Рустама Минниханова с этого дня официально именуется, как раис Татарстана
Панихида по Киндерманну: «В душе он был настоящим русским человеком…»
У Вас есть новости?У вас есть тема? Вы находитесь на месте событий? Напишите нам!
Как c вами связаться?
Как c вами связаться?
Предложить новость
Подпишись на рассылку “ВЕСТИ КАМАЗа”

Узнaвай первым, о новостях твоего города!

Подписаться
«Вести КАМАЗа»

Новости КАМАЗа | События Набережных Челнов

Развернуть